Рефераты. Совершенствование управления персоналом на примере ОАО "Комитекс"

1. Профессиональная подготовка вновь принятых работников ведется по 19 образовательным программам (специальностям). Все вновь принятые на предприятие рабочие, не имеющие профессии или меняющие свою профессию, должны пройти профессиональную подготовку в соответствии с квалификационными требованиями ЕТКС.2. Переподготовка (переобучение), обучение второй (смежной) профессии ведется по37 образовательным программам (специальностям).3. Повышение квалификации ведется по 29 образовательным программам (специальностям). Профессиональные программы разработаны Учебным центром при участии руководителей структурных подразделений. При обучении персонала используются следующие формы обучения: а) Индивидуальное обучение. При индивидуальной форме обучения каждый обучающийся рабочий прикрепляется к наиболее квалифицированному наставнику - инструктору производственного обучения, не освобожденному от основной работы. Производственное обучение проводится непосредственно на рабочих местах на основании программы обучения и фиксируется в Дневнике производственного обучения. б) Бригадное обучение. При бригадной форме обучения ученики объединяются в группы по 5-10 человек. в) Курсовое обучение. Проводится в образовательном подразделении предприятия, либо в учебно-курсовых комбинатах или учебных центрах других организаций. По курсовой форме осуществляется обучение сложным профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема специальных, общетехнических и экономических знаний. Теоретические знания по выбранной профессии рабочие получают на курсах, либо самостоятельно при содействии инструкторов производственного обучения и специалистов предприятия, используя: - нормативную производственную документацию; - разработанные специалистами лекции по дисциплинам; - дидактические материалы Учебного центра и фонд технической литературы в библиотеке при Учебном центре [24, C 1-4]. Время и место проведения занятий теоретического обучения устанавливается Приказом об обучении персонала, а производственного - трудовым соглашением. Производственное обучение учащихся заканчивается производственной практикой - индивидуальной работой в составе рабочих бригад на рабочих местах под руководством наставника (инструктора производственного обучения) и фиксируется в Дневнике производственного обучения учащегося. Список преподавателей теоретического обучения из числа специалистов предприятия и инструкторов производственного обучения (рабочих высокой квалификации) утверждается ежегодно приказом по предприятию. В 2007 году 45 специалистов были назначены преподавателями теоретического обучения и 202 высококвалифицированных рабочих - инструкторами производственного обучения. С инструктором заключается трудовое соглашение, по которому производится оплата за обучение. В помощь инструктору производственного обучения отделом по работе с персоналом разработана "Памятка инструктору производственного обучение", где прописаны: - этапы формирования профессиональных умений и навыков; - принципы производственного обучения; - методы производственного обучения; - типы, структура урока производственного обучения; - виды и содержание производственных инструктажей; - задачи, обязанности инструктора. По завершению процесса обучения рабочие сдают квалификационный экзамен квалификационной комиссии ОАО "Комитекс". Экзамен считается сданным при условии выполнения квалификационной (пробной) работы, а также при наличии у работника теоретических знаний, предусмотренных ТКС. По результатам экзамена работнику присваивается квалификационный разряд, что регистрируется в Протоколе заседания комиссии. Рабочим, успешно сдавшим экзамен, выдается Свидетельство о получении специальности, присвоенном разряде (классе, категории). При переподготовке, обучении смежной, новой (второй) профессии используются те же формы обучения, что и для подготовки новых работников. Обучение проводится индивидуально в цехах (подразделениях) предприятия и на курсах в Учебном центре. Сроки обучения могут быть сокращены с учетом уровня профессиональных знаний и умений обучающихся. При обучении смежной и второй профессии, как правило, наиболее востребованными являются профессии: "водитель погрузчика", "слесарь - ремонтник" и "контролер качества". Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, приобретения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения более совершенной техникой, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, на ОАО "Комитекс" организуются: - производственно - технические курсы для совершенствования технических знаний и умений, повышения квалификации рабочих (разряда) с низшего на более высокий разряд; - курсы целевого назначения - для изучения рабочими нового оборудования, новых технологических процессов, средств механизации в автоматизации производственных процессов. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется в Учебном центре предприятия и в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и институтах повышения квалификации г. Сыктывкара и других городов. В 2007 году всего было обучено 456 человек (см. таблицу 11).


Таблица 11. Обучение персонала на ОАО "Комитекс" в 2007г. [28].

Форма обучения

Количество человек

Подготовка, переподготовка кадров

87

Обучение вторым и совмещенным профессиям

116

Повышение квалификации:

рабочие

руководящие работники и специалисты


73

180

Итого:

456


В 2007 году повышение квалификации руководителей и специалистов осуществлялось по направлениям промышленной безопасности, совершенствованию работы в корпоративной информационной системе по темам: - Бухгалтерская отчетность организации за 2007 год с учетом новой нормативной базы. Формирование учетной политики организации на 2007 год. Актуальные вопросы налогообложения организаций. - Годовой отчет 2007 года. - Главный технолог. - Консультационный семинар по курсу ST-7SYH, ST-7STOE. - Инновационный менеджмент. - Отчетность в ПФР. Назначение, перерасчет пенсии и зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. - Современные требования к содержанию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. - Креативные маркетинговые технологии управления предприятием. - Нематериальная мотивация и другие. В 2007 году предприятие затратило на обучение своих сотрудников 655 тысяч рублей. Затраты на одного обученного составили 1096 рублей. Среднее время обучения одного работника в 2007 году составило 62 часа. Отчет о выполнении плана обучения 2007 года находится в Приложении №7 данного дипломного проекта. В 2008 году со среднесписочной численностью 1065 человек обучено было 946 человек. (см. таблицу 12). Таблица 12. Обучение персонала на ОАО "Комитекс" в 2008г. [28].


Форма обучения

Количество человек

Подготовка, переподготовка кадров

95

Обучение вторым и совмещенным профессиям

209

Повышение квалификации:

рабочие

руководящие работники и специалисты

401

241

Итого:

 946


Отчет о выполнении плана обучения 2008 года находится в Приложении №8 данного дипломного проекта. На основе данных, приведенных в таблицах 4, 5, 6 (Отчеты о выполнении плана обучения) можно сделать следующие выводы: В 2008 году на предприятии всего обучение прошли 946 работников. По отношению к 2007 году общее число обученных работников увеличилось в 2,1 раза и на 21,5% больше, чем в 2006 году. В 2007 году наблюдается обратная тенденция, происходит снижение количества обученных сотрудников на 41,4% по отношению к 2006 году. Переподготовка персонала неуклонно снижается в 2,3 раза с 227 чел. в 2006 году до 95 чел. в 2008 году. А число работников, получивших вторую (смежную) профессию увеличилось на 34% в 2008 году по сравнению с 2006 г. и на 80,2% по сравнению с 2007г. Повышение квалификации служащих на предприятии не имело сильных изменений и составило в 2006 - 2007 гг. в пределе 190 - 191 чел. /год соответственно, а в 2008 г. количество сотрудников, повысивших квалификацию увеличилось на 34% и составило 241 чел. Таким образом, процесс обучения проходят почти все работники предприятия 75,2%, 41%, 88,8% в 2006, 2007, 2008 гг. соответственно. Причины необходимости обучения работников следующие: - замена оборудования; - запуск новых технологических линий; - изменения условий производства; - повышение профессионального уровня; - должностная ротация. Наличие образовательного подразделения "Учебный центр" дает определенные преимущества. Они позволяют руководителям: - оценить работника на стадии обучения и переподготовки, определить его профессиональные способности и личные качества; - определить и спланировать обучение работников самым необходимым профессиям в формах и методах, приемлемых для конкретного предприятия; - определить перечень самых необходимых совмещаемых профессий; - приблизить процесс профессионального обучения к производственной базе конкретного предприятия, а рабочим - осваивать профессию непосредственно на рабочем месте; - аккумулировать финансовые средства, выделяемые, на профессиональную подготовку, и минимизировать их, выявляя самые необходимые направления расходов. Таким образом, система обучения персонала на ОАО "Комитекс" позволяет: - определить профессиональные возможности работника и спланировать процесс его обучения; - оценить мотивацию работника на дальнейшее обучение; - определить наиболее востребованные профессии и вести процесс подготовки персонала по данным профессиям и, следовательно, обеспечивает создание оптимальных условий для повышения квалификации персонала и управления его карьерой. Аттестация персонала является важной составной частью управления персоналом. Это одна из наиболее эффективных форм оценки кадров. Целью аттестации руководящих работников и специалистов является: - периодическая проверка уровня профессиональной подготовленности и соответствия занимаемой должности; - оптимизация использования кадров; - стимулирование роста их квалификации; - повышения исполнительной деятельности; - повышения ответственности руководящих работников и специалистов в области политики качества. Аттестации подлежат все руководящие работники и специалисты предприятия, за исключением: - лиц, проработавших в занимаемой должности менее 1 года; - беременные женщины; - женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; - женщины, вышедшие после отпуска по уходу за ребенком и проработавшие менее 1 года. В период пребывания в отпуске, командировке аттестация указанных категорий сотрудников осуществляется после возвращения из отпуска или командировки. Порядок подготовки аттестации. Начальники отделов и служб составляют и передают в Отдел по работе с персоналом список сотрудников, подлежащих аттестации, далее готовится приказ о порядке проведения аттестации с приложением графика аттестуемых. Не позднее, чем за месяц до начала аттестации, менеджер отдела по работе с персоналом знакомит сотрудников, подлежащих аттестации, с данным приказом под расписку, также оформляется аттестационный лист на каждого сотрудника. Руководители служб и отделов предоставляют в Отдел по работе с персоналом отзыв (характеристику) на аттестуемого специалиста за 2 недели до проведения аттестации. Отзыв (характеристика) содержит полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отражает конкретные результаты его работы в данной должности за предшествующий аттестации период [27]. Аттестуемый сотрудник должен быть ознакомлен руководителем подразделения с отзывом (характеристикой) не позднее, чем 2 недели до начала проведения аттестации. Далее созывается аттестационная комиссия, которой предоставляются аттестационные листы и члены которой путем опроса по технологии работы специалиста решает, продлить аттестацию или ввести сотрудника в должность. [19, c.2-3] Таким образом, аттестация персонала базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места. Кадровый резерв. Кадровый резерв - основной источник заполнения должностей руководителей среднего звена и ведущих специалистов. Система формирования кадрового резерва предполагает решение следующих задач: - выявление ключевых должностей в Обществе; - выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей; - подготовка перспективных сотрудников к работе на руководящей должности; -обеспечение планового замещения руководящих должностей и адаптации в них сотрудников [26]. Кадровый резерв делится на две группы по критерию долгосрочности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.