Рефераты. Совершенствование структуры управления "Находкинского морского торгового порта"

Таблица 9 – Показатели рентабельности ОАО «НМТП»

Показатели рентабельности (% в среднем за период)

на 01.01.10, %

Чистая рентабельность активов

11,05

Чистая рентабельность основной деятельности

35,87

Чистая рентабельность продукции

22,86

Рентабельность собственного капитала

11,82

Период окупаемости собственного капитала

8,46



Все показатели рентабельности находятся на достаточно высоком уровне, что говорит об эффективности использования оборотных средств, политики сбыта продукции и деятельности предприятия за отчетный период в целом.

2.2 Исследование и анализ организационной структуры ОАО «НМТП»


Организационная структура управления морским торговым портом и штат производственного и управленческого аппаратов зависят от размера перевалочного грузооборота и объёма выполняемых вспомогательных операций. Структура аппарата ОАО «НМТП» построена по линейно-функциональной организационной схеме. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – Генеральный директор. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов, помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Функциональные подразделения по структуре управления находятся в подчинении главного линейного руководителя (генерального директора). Свои решения они проводят в жизнь через главного руководителя, либо в пределах своих полномочий непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Поскольку здесь доминирует вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения, генеральный директор высококвалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями. В современных условиях это вызывает определенные трудности, связанные с увеличением числа уровней управленческой иерархии, количеством подчиненных подразделений. Вместе с данными сложностями существенно снижается гибкость и адаптивность к решению комплексных задач ОАО «НМТП».

Функциональная подчиненность, с другой стороны, приводит к разрыву единого управленческого процесса, ослаблению горизонтальных связей.

Действующая линейно-функциональная структура управления достаточно громоздка и приводит к замедлению сроков реализации поставленных задач и росту управленческих расходов, анализ структуры показывает, что аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и резко меняющиеся задачи и функции.

В современных условиях положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур. Существенно затрудняется и замедляется при этом передача информации, что сказывается на скорости и своевременности принятия решений.

Необходимость согласования действий разных по направлениям функциональных служб и подразделений резко увеличивают объем работы генеральный директора и его директоров.

Положение усугубляется еще условиями хозяйствования, при котором допускаются несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений.

В связи с этим назрела потребность в перераспределении полномочий между генеральным директором и зам. директорами.

В сложившейся ситуации необходимы изменения в структурах управления, которые должны быть направлены на создание условий для выживания за счет более рационального использования трудовых и материальных ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям рыночных отношений. В данных условиях необходимо расширение полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения          производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав ОАО «НМТП».

Главным управляющим органом ОАО «НМТП» является совет директоров. Во главе ОАО «НМТП» генеральный директор, который осуществляет руководство всей производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью порта, организует всю работу порта, несёт полную ответственность за его состояние и результаты деятельности. Генеральный директор руководит предприятием с помощью заместителей и помощников: директор по эксплуатации, директор по кадрам и социальным вопросам, директор по экономики, главного инженера, директор по технологии и механизации, директор административной дирекции (см. приложение Б).

Главному инженеру подчинены: подсобно-вспомогательные хозяйства, ремонтно-строительный комплекс, участок по ремонту железнодорожных путей, плавмастерская, склады материально-технического снабжения, база по ремонту контейнеров, механический участок, конструкторское бюро, участок связи, отдел экологии, метрологическая служба, технический отдел, автохозяйство.

Директору по экономики подчинены: отдел экономики и прогнозирования, бухгалтерия. Бухгалтерия порта в своём составе имеет несколько функциональных подразделений: материальный отдел, производственный сектор, валютно-финансовый отдел, расчетно-кассовый отдел, отдел налогов и ревизионной работы. Отдел кадров, учебно-курсовой комбинат (УКК), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКО), детские сады, замыкаются на заместителя генерального директора по кадрам и социальным вопросам. Помощнику генерального директора по технике безопасности подчинён отдел техники безопасности. Для выполнения технологических процессов перемещения грузов, других работ и операций порт располагает подразделениями основного, вспомогательного и обслуживающего производства. Обеспечением работы основных подразделений ведает ряд вспомогательных подразделений хозяйств порта: портовой флот осуществляет надзор за мореплаванием и его безопасностью в порту; автохозяйство выполняет ряд операций по обслуживанию транспортных средств. Помимо подразделений основного и вспомогательного производства в структуре порта имеется группа обслуживающих внутренних подразделений: участок связи, энергохозяйство, водоканализационное хозяйство, ремонтно-механический участок. Организационная схема ОАО «НМТП» приведена в приложении А.

Организационная структура порта состоит из производственной структуры и структуры аппарата управления.

Вся хозяйственная деятельность на уровне порта планируется, организуется и «НМТП» входят следующие структурные подразделения: отдел механизации, технический отдел, коммерческий отдел, комплексное экономическое бюро, бухгалтерия, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, административно - хозяйственный отдел, 2 отдел, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел труда и заработной платы, главная диспетчерская, отдел экологии.

Отдел механизации осуществляет руководство механизацией грузовых районов, внутрипортовым безрельсовым транспортом и портовыми мастерскими. Разрабатывает мероприятия по комплексной механизации и автоматизации перегрузочных процессов, контролирует безопасную эксплуатацию перегрузочных машин и оборудования, обеспечивает своевременный ввод в эксплуатацию, технический надзор за работой подъёмно-транспортных машин и оборудования, организует их учёт, обслуживание и ремонт.

Надзор за содержанием в надлежащем техническом состоянии всех сооружений порта осуществляет технический отдел, который контролирует правильность эксплуатации причалов, набережных и портовой территории, глубин на акватории порта, центральных и подъездных автодорожных путей, складов, складских помещений, открытых площадок, служебных, и культурно – бытовых зданий, водопровода и канализации, ограждений портовой территории, геодезических знаков на территории порта.

Технический отдел осуществляет контроль за использованием выделенных ассигнований на капитальный ремонт, составлением графиков ремонта всех объектов порта, обеспечением их технической документацией,

Коммерческие функции, связанные с подготовкой основных договорных условий с клиентами порта осуществляет коммерческий отдел. Работники отдела организуют и руководят всей коммерческой работой порта.

Отдел контролирует транспортно - экспедиторскую работу в порту, в процессе их перегрузки и хранения, контролирует выполнение действующих договоров, правил приема, хранения и выдачи грузов, разрабатывает проекты тарифов на перевозку грузов портовым флотом и ставки за оказание услуг отдельными хозяйственными подразделениями порта. Отдел занимается подготовкой и заключением договоров с клиентами на перегрузку, хранение грузов и другие услуги. Коммерческий отдел регулярно инструктирует оперативно-распорядительный персонал и складских работников порта по коммерческим вопросам.

Коммерческие функции, связанные со своевременным материально-техническим обеспечением порта осуществляет отдел материально-технического снабжения. Отдел обеспечивает порт оборудованием, инструментами, топливом, смазочными и другими материалами, добиваясь при этом максимального сокращения расходов, связанных с заготовкой, транспортировкой, приёмом, хранением и отпуском материальных ценностей от поставщиков, производит инвентаризацию всех материалов и оборудования, хранящихся на складах отдела, ведёт их учёт и контролирует отчётность.

К экономическим службам порта относится комплексный экономический отдел и бухгалтерия. Комплексный экономический отдел постоянно совершенствует методы планирования и комплексного экономического анализа деятельности структурных подразделений и порта в целом, направленные на выявление и использование резервов производства, эффектное использование производственных мощностей, повышение рентабельности производства.

Бухгалтерия порта обеспечивает контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием средств и материальных ценностей, осуществляет экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности порта, своевременно проводит ревизию документов, контролирует приём и расходование сырья, топлива, готовых изделий и других ценностей, а также предъявляет претензии к поставщикам за недостачу, брак и некомплектность.

Отдел социального развития анализирует уровень социального развития коллективов подразделений, подготавливает и разрабатывает планы социального развития коллективов, прогнозирует развитие социальных процессов в порту, подготавливает предложение по учёту социально - психологических факторов в организации работ.

Подбором, изучением и расстановкой кадров во всех структурных подразделениях порта занимается отдел кадров, отдел организует контроль над состоянием работы с кадрами во всех подразделениях порта с целью ликвидации имеющихся недостатков в работе с кадрами, составляет планы-заявки на организованный подбор портовых рабочих. Осуществляет учёт движения кадров, анализирует и изучает причины их текучести, разрабатывает совместно с отделом социального развития мероприятия по закреплению кадров.

Учебно-курсовой комбинат УКК занимается переподготовкой докеров, повышением квалификации, проводит курсы по обучению работников по специальность.

Автобаза. Под ее учетом находится колесная техника, которая занимается перевозкой грузов на территории порта. Погрузчики, которые поднимают с выше 30 тонн груза.

Контроль над соблюдением норм и правил безопасной работы в порту осуществляет отдел по охране труда. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах, информирует работников о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов. В обязанности отдела входит проведение совместно с представителями соответствующих подразделений порта проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин, механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояние санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.