Рефераты. Совершенствование структуры управления предприятия

3. Наличие  взаимосвязей системы обобщенных формальных правил и  стандартов, обеспечивающей однородность выполнения   сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные  лица   выполняют  свои  должностные обязанности.

5. Осуществление найма  на работу в строгом   соответствии с техническими  квалификационными  требованиями. Защищенность  служащих от произвольных увольнений.

     Таким образом,  бюрократическая   организационная структура характеризуется высокой степенью  разделения труда, развитой иерархией  управления, цепью команд,   наличием многочисленных  правил  и норм  поведения персонала, и подбором  кадров  по их  деловым  и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру  «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют   объективный характер. Вебер полагал, что прихоти  собственников  организации и ее сотрудников не должны  входить в противоречие с целями организации.

     Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень хорошо совпадает с системами ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Как отметил видный специалист в теории управления Джон Чайлд: «Анализ бюрократических    структур, проведенный Вебером, продолжает  оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности  современных организаций».

     Бюрократическая модель управления имеет свои положительные  свойства, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют  много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия.

     Для того чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, – руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации  на отдельные  блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Ниже мы приведем наиболее широко используемые системы департаментализации.

     Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она  была первой структурой, подвергшейся  изучению и разработке. Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера.

Имеющийся опыт говорит о том, что функциональную структуру целесообразно  использовать  в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных  внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных  управленческих задач.

Линейно-функциональная структура является наиболее распространенной, особенно для средних звеньев управления. На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних – функциональные.

Матричная структура направлена  на реализацию  целевых программ (проектов), стоящих перед предприятием, для которых выделяются специальные  руководители. Структурные подразделения предприятия, построенные по линейному или функциональному принципу, распределяются между руководителями программ с сохранением подчиненности вышестоящему руководителю.


 Матричная структура  допускает двойное  подчинение подразделений и отдельных работников. Начала применяться в начале 50-х гг. в США для реализации атомных и космических проектов, (рис. 4).


Рис.4. Фрагмент матричной структуры

 




1.2. Функции структур управления

     Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии.

Управление, как наука  имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, форм и способов управления.

     Управление, как искусство – это творческий процесс, здесь важны не только знание общих основ управления, но и умение анализировать конкретные ситуации, способность эффективно принять накопленный опыт на практике.

Процесс управления обеспечивается  профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем  постановки целей и разработки способов  их достижений. Поэтому управление целесообразно  связывать с  аппаратом управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере  связей между  звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации  и децентрализации распределения функций, на полномочиях   и ответственности работников, занимающих разные должности в аппарате.

     Таким образом, управление – это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения  наилучших результатов при наименьших затратах.

     Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших  название  функций управления.

     Функция управления – это особый вид управленческой деятельности. Продукт процесса разделения и специализации труда  в сфере управления. Впервые их состав был сформирован А. Файолем, который выделил пять  общих функций управления: планирование,  организовывание,  мотивация, координация, контроль.

     Планирование -  это функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации  и ее составных частей. Планирование включает: установление целей  и задач, разработку стратегий,  программ   и планов для достижения целей,  определение необходимых   ресурсов, доведение планов до всех , кто их должен выполнять. В настоящее время планирование – это процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Составной частью планирования при этом  становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития, текущих планов выпуска продукции.

     Организовывание  - функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия , а также обеспечение всем необходимым для его работы – персоналом, материалами,  оборудованием,  денежными средствами.

     Мотивация – функция управления, имеющая целью    активизировать людей,  работающих в организации и побудить их  эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Действие по мотивации включает  экономическое и моральное  стимулирование. Создание условий для  проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

     Контроль – это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет  результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления:

 · контроль за выполнением работ, намеченных планом

 · меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

     Координация – обеспечивает процессу управления бесперебойность и непрерывность.  Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организационной структуры предприятия путем установления рациональных связей между ними . Координация обеспечивает единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

     Состав функций управления постоянно изменяется под влиянием ускорения научно-технического прогресса и разделения труда, повышения уровня концентрации  производства и совершенствования управления, а также качественных изменений в организации самого  производства.  На современном этапе      эти функции   по своему содержанию  можно свести в несколько основных групп, различающихся объектом воздействия. Преимущественной стадией его осуществления и содержанием управленческой деятельности.

     Маркетирование. Объектом данной функции управления является коммерческая деятельность предприятия. Это изучение рынка  и  воздействие на потребительский спрос с целью сбыта, изучение и анализ спроса на товары и услуги, производимые предприятием с учетом конъюнктуры  рынка, анализ  ценообразования, рекламная деятельность, заключение договоров, контрактов, формирование портфеля заказов.

     Планирование. Осуществляется на стадии планирования экономического и социального  развития предприятия. Оно включает следующие комплексы  задач:  составление плана социального развития (комплексный договор, социальные  гарантии, социальное обеспечение). Составление текущих планов выпуска продукции исходя из портфеля заказов и имеющихся мощностей, доведение планов до структурных подразделений.

     Финансирование. Заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, то есть изучение и анализ формирования и использования бюджета предприятия.  Выявление необходимости привлечения банковского кредита и других капвложений и  анализ их использования.

     Организация средств производства  и стимулирование улучшения их использования. Объектом управления   здесь  выступает техническое развитие предприятия и его структурных подразделений,  обеспечение материальными ресурсами. На данном этапе решаются следующие  комплексы задач: ускорение НТП, повышение качества продукции и ее конкурентоспособности, техническое  перевооружение, обеспечение оборудованием и материалами, реализация продукции.

     Организация и стимулирование труда.  Включает в  себя обеспечение предприятия трудовыми ресурсами, то есть –комплектование кадров рабочих и управленческого персонала, их подбор и расстановка, повышение квалификации, выбор или разработка форм организации и оплаты труда.

     Информационное обеспечение и учет. Содержит переработку информации,  ее  учет и передачу. А именно предоставление всем  звеньям  предприятия необходимой информации, полученной с использованием соответствующей техники (персональные компьютеры, АРМ).

     Контроль, регулирование и оценка деятельности.  Это анализ всех направлений деятельности предприятия. Данная функция предполагает решение следующих задач: контроль за  ходом производства, за рациональным использованием всех видов ресурсов. Внесение изменений в  текущий ход работ по выполнению планов, заказов в установленные сроки и  требуемого качества, оценка деятельности  звеньев управления и выполнение резервов повышения ее эффективности, оценка социального развития.

Чтобы эти задачи были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнять каждую  из задач, вытекающих из  целей организации.  Для этого руководство обязано найти эффективной  способ сочетания  ключевых переменных, характеризующих задачи и людей.  Постановка целей  и обеспечение их  политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению  этой задачи мотивация и контроль  также играют  существенную роль  в обеспечении  эффективности выполнения    заданий.  Однако организация  как  процесс  представляет  собой  функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений  людей  их выполняющих.



1.3. Принципы проектирования структур управления

     Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Средством, при помощи которого руководство  устанавливает отношения между  уровнями полномочий, является делегирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.