В таблице 2.4 приведен удельный вес затрат в себестоимости продукции. Более наглядно данная информация представлена также на рисунке 6 — Структура себестоимости товарной продукции СООО «МТС».
Таблица 2.4 — Удельный вес затрат в себестоимости, %
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
Сырье и материалы
17,9
15,8
16,4
Покупные комплектующие изделия
19,8
17,8
15,5
Топливо и энергия
7,9
8,3
7,6
Расходы на оплату труда
31,7
33,9
37,5
Отчисления на соц. страхование
10,1
10,8
11,4
Продолжение таблицы 2.4
Амортизационные отчисления
4,2
3,9
4,0
Прочие расходы
8,4
9,5
Рисунок 6 — Структура себестоимости товарной продукции СООО «МТС»
Из приведенных данных таблицы 2.4 и рисунка 6 видно, что основная доля расходов приходится на материальные затраты (в 2009г. ¾ 39,5 %) и затраты по оплате труда (в 2009г. ¾ 37,5 %), что в совокупности составляет 77 % от всех затрат, понесенных предприятием за отчетный период.
По оценке 2009 г. на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности повлияют по большей части результаты от внереализационных расходов. Превышение расходов над доходами по внереализационным операциям составит минус 1 149 млн. р. Внереализационные доходы образовались за счет списания кредиторской задолженности и курсовых разниц. Внереализационные расходы образовались в результате курсовых разниц по операциям в иностранной валюте, а также штрафов, неустойки, по неисполнению хозяйственных договоров, за счет денежных выплат из фонда потребления, расходов на содержание обслуживающих хозяйств. Однако удельный вес данного показателя составляет всего 0,28 % в общей сумме прибыли, что является не так существенным исходя из масштабов компании.
Прибыль за отчетный период по оценке 2009 г. составит 414 803 млн. р., сумма налогов и платежей, подлежащих уплате из прибыли – 117 512 млн. р. Прибыль к распределению составит 297 291 млн. р. Данные по прибыли и рентабельности за 2007-2009 гг. приведены в таблицах 2.5, 2.6.
Таблица 2.5 — Анализ структуры прибыли и ее использования
Наименование показателей
За отчетный период (оценка 2009г.)
Абсол. величина, млн. р.
Удельный вес, %
Прибыль (убыток) до налогообложения
414 803
100,00
Прибыль (убыток) от реализации
410 423
98,94
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
5 556
1,34
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
- 1 149
- 0,28
Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли
117 512
28,32
Чистая прибыль (убыток)
297 291
71,67
Таблица 2.6 — Рентабельность оказанных услуг
Показатель
Объём оказанных услуг, млн. р.
921500
972100
1254700
Прибыль от реализации, млн. р.
248 907
351 041
Норма рентабельности, %
27
36
33
Исходя из данных таблицы 2.6 видим, что норма рентабельности в 2009 г. составила 33 % ¾ это высокий показатель, однако по сравнению с 2008 г. она снизилась на 3 %, но повысилась по сравнению с 2007 на 6 %. Основной причиной этого является высокий уровень конкурента Life:), который подталкивает МТС к снижению тарифов.
Высокий спрос на услуги сотовой связи в Республике Беларусь, активная политика компании по расширению бизнеса и высокая доля на рынке услуг обеспечивают динамичный рост выручки и высокую прибыль.
В качестве основных критериев оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса используются коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами (Таблица 2.7)
Таблица 2.7 — Показатели текущей платежеспособности
Показатели платежеспособности
На 01.01.2009 г.
На конец отчетного периода (31.12.2009)
Изменение
Коэффициент текущей ликвидности (не менее 1,5)
1,70
1,76
0,06
Коэффициент абсолютной ликвидности (не менее 0,2)
0,19
0,20
0,01
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (не менее 0,3)
-0,79
0,13
0,34
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности равен разности оборотных активов, долгосрочной дебиторской задолженности и задолженности учредителей по взносам в уставный фонд, деленной на краткосрочные обязательства.
Как видно из таблицы 2.7 за 2009 г. он увеличился на 0,06. Это говорит о том, что предприятие имеет возможности в полном объеме оплачивать краткосрочные обязательства за счет оборотных активов.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает долю краткосрочных долговых обязательств, которая может быть погашена немедленно. Он равен сумме денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, деленной на текущие обязательства.
В нашем случае коэффициент за 2009 г. вплотную приблизился к нормативному.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой деятельности. Его считаем как разность собственных средств и внеоборотных активов, деленную на оборотные активы.
За 2009 г. коэффициент повысился на 0,34 пункта. Это говорит о том, что пока оборотные активы на предприятии сформированы в основном за счет привлеченных средств.
От того, в какой степени предприятие обеспеченно трудовыми ресурсами и насколько они эффективно используются, зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин и как результат - объем производства продукции, своевременность и качество оказания услуг, их себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Эффективность работы зависит от кадрового потенциала, от уровня и качества его профессиональной подготовки. Производительность труда напрямую зависит от квалификации работников предприятия - чем выше квалификация сотрудника, тем выше его профессиональный уровень, умение и навыки.
В целях формирования единой корпоративной культуры в организации принята «Модель компетенций персонала». Данная Модель представляет собой свод утвержденных внутри компании основных морально-этических норм и принципов, которыми работники предприятия должны руководствоваться при выполнении должностных обязанностей.
Модель компетенций состоит из трёх основных блоков: общекорпоративные компетенции, управленческие компетенции и функциональные компетенции.
Общекорпоративные компетенции — необходимы всем сотрудникам компании:
1) Ориентация на результат
2) Гибкость и адаптивность
3) Работа в команде
4) Ориентация на клиента
5) Инициативность
6) Решение проблем
Управленческие компетенции — необходимы сотрудникам, занимающим управленческие должности:
7) Управление людьми
8) Лидерство в команде
9) Управление задачами
10) Стратегическое мышление
Функциональные компетенции — необходимы сотрудникам Управления офисных продаж и обслуживания и Управления по абонентскому обслуживанию:
11) Навыки продаж
12) Коммуникабельность
13) Навыки обслуживания
14) Управление конфликтами
15) Управление стрессом
16) Наставничество
17) Активное слушание
18) Соблюдение баланса интересов сотрудника и компании.
Данные по количественному и качественному составу персонала приведены в таблицах 2.8—2.10
Таблица 2.8 — Среднесписочная численность персонала 2007—2009 г.
Год
Списочная численность персонала, чел.
2007
1040
2008
1200
2009
1160
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14