Рефераты. Совершенствование систем управления

Совершенствование систем управления

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ....... 5

1.1.    Классификация структур управления.................................................... 5

1.2. Функции структур управления................................................................ 12

1.3. Принципы проектирования структур управления.................................. 16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.......... 24

2.1. Общая характеристика предприятия....................................................... 24

2.2. Анализ персонала.................................................................................... 25

2.3. Анализ структуры и функций управления.............................................. 30

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ........................................................................................................................ 36

3.1. Совершенствование структуры управления........................................... 36

3.2. Экономическая эффективность предложений........................................ 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 46

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 48

ВВЕДЕНИЕ


Экономика России в последние годы претерпевает  серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к  рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей  на рельсы  рыночных отношений – одно из самых важных  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.  Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь  объектом товарно-денежных  отношений,  обладающим  экономической самостоятельностью и  полностью отвечающим  за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие  должно  сформировать у себя  систему управления, которая  обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения  на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей  на многих  предприятиях, в новых  условиях  появляются функции, которые прежде  были   не нужны.  В рыночной экономике, в условиях конкуренции  предприятие самостоятельно  принимает многие  решения, бывшие раньше  прерогативой  вышестоящих органов  управления. Исчезли   регламентации  «сверху», а именно: регламентация организационной  структуры управления,  численности   и должностного состава управленческого  персонала. Если  ранее предприятие практически  работало  только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать  особенности  работы в сфере обращения  - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает  стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые для  их  реализации средства, набирает персонал,  приобретает  оборудование и материалы, решает  множество  структурных вопросов, в том числе  и  такие, как  создание, ликвидация, слияние  или  разделение  подразделений, вхождение в состав  ассоциаций и других объединений, реорганизация  производственной и перестройка организационной  структуры управления.

      Таким  образом, предприятие  приобретает  все черты самостоятельности, характерные для работы в  условиях  рынка. А  это требует значительного расширения  сферы  управления и самоуправления. 

     Расширение  самостоятельности предприятий, разнообразие  их экономических и организационных  форм  требует большей конкретизации в  поиске  прогрессивных  организационных решений с учетом специфики каждого  предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат  управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность.

Поэтому  анализ производственной  и финансовой  деятельности, а также структур управления предприятием  в настоящее время очень актуален.

Цель дипломной работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием.

Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Треал Трейдинг».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ


1.1.                Классификация структур управления


Персонал (кадры) является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам

     Организационная структура – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.

     Функциональная структура  отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

     Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и  поведенческим ролям.

Штатная структура управления  определяет  сосав подразделений и перечень должностей,  размеры должностных окладов. Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Структурное подразделение – самостоятельная часть звена управления (отдел, служба, участок), выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении. Различают функциональные и производственные подразделения.

Функциональное структурное подразделение является самостоятельной частью аппарата управления, реализующей задачи определенной функции управления (например, подготовка производства, бухгалтерский учет, экономическое планирование). Конечный результат – управленческие решения.

Производственное структурное подразделение – это самостоятельная часть звена управления, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая  выпуск  продукции в материальной форме (жилые дома, готовые конструкции, перевезенные груз, изделия).

В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма (рис.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.


Рис.1. Фрагмент линейной структуры


Этот вид структуры характерен для нижних уровней управления: начальник участка – старший мастер- мастер.

Функциональная структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 2).



Рис.2. Фрагмент функциональной структуры


Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции. Внутренняя структура подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник участка одновременно подчиняется заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших  уровней управления народным хозяйством.

Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (рис.3).



Рис.3. Фрагмент  линейно-функциональной структуры

Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

Поскольку  цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить  достижение стоящих перед организацией задач, проектирование  структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей структуры   организации – это   решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются,  то могут понадобиться  соответствующие изменения    и  в организационных структурах.

Рассмотрим варианты организационных структур,  успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый    из них годится  только для определенных ситуаций и достижения  соответствующих целей. Поэтому  рассмотрим бюрократическую структуру  управления, остающуюся  еще  пока основной и доминирующей формой.

Концепция  бюрократии,  первоначально  сформированная  в   начале 1900- годов немецким социологом    Вебером   в идеале  - одна из наиболее  полезных   идей  в истории  человечества.

Теория Вебера не  содержала описаний конкретных  организаций. Вебер предлагал  бюрократию скорее как некую  нормативную  модель, идеал,  к достижению  которого организации должны стремиться. Это ясно из характеристики системы, называемой  Вебером рациональной  бюрократией.

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  уровень  контролируется   вышестоящим  и подчиняется  ему.

3. Наличие  взаимосвязей системы обобщенных формальных правил и  стандартов, обеспечивающей однородность выполнения   сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.