Для каждого муниципального образования существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании своя специфика. Поэтому целесообразно выявить уровень социальной напряженности, рассмотреть, какие факторы влияют на социальную напряженность в монопромышленном городе Нижнекамске и какая зависимость прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администрации города.
В связи с тем, что данная тема актуальна, она требует проведения социологического исследования.
Цель исследования. На основе данных социологического исследования определить уровень социальной напряженности.
Объект исследования:
– население г. Нижнекамска.
Предмет исследования:
– факторы, влияющие на социальную напряженность;
– уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске.
Гипотеза исследования.
В г. Нижнекамске наблюдается высокий уровень социальной напряженности, однако существует тенденция спада социальной напряженности.
Задачи исследования:
– изучить факторы, влияющие на социальную напряженность в г. Нижнекамске;
– выявить мнение населения относительно эффективности деятельности местных органов власти;
– определить уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске;
– в результате социологического опроса и статистического анализа проследить динамику уровня социальной напряженности в г. Нижнекамске.
Основные методы сбора информации. Для проведения социологического исследования использовался:
– метод анкетирования (см. приложение В). В результате анкетирования было опрошено 300 жителей г. Нижнекамска;
– анализ документов;
– анализ статистических данных.
Генеральная совокупность – 157 806 человек (структура избирателей г. Нижнекамска), из них:
от 18 до 30 лет – 41 232 человек: из них мужчины – 20 112, женщины – 21 120;
от 31 до 54 лет – 78 270 человек: из них мужчины – 35 098, женщины – 43 172;
от 55 и старше – 38 304 человек: из них мужчины – 15 180, женщины – 23 124.
Выборочная совокупность – 300 человек:
от 18 до 30 лет – 78 человек: из них мужчины – 38, женщины – 40;
от 31 до 54 лет – 150 человек: из них мужчины – 67, женщины – 83;
от 55 и старше – 72 человека: из них мужчины – 29, женщины – 43.
Интерпретация понятий.
Социальная напряженность – естественное состояние общества, характеризующееся концентрацией внутренней энергии, функционирующее под воздействием как доминирующих тенденций развития общества, так и особых условий и обстоятельств.
Дестабилизация – потеря стабильности, нарушение установившегося ритма, динамики экономических процессов, возникновение скачков, крутых спадов в управлении, производственной и финансовых сферах.
Муниципальное образование – городское, сельское поселений, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные должностные лица местного самоуправления.
Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Муниципальное управление – осуществление должностными лицами представительных и исполнительных органов местного самоуправления (муниципальными служащими), которые представляют интересы местного сообщества и при выполнении своих должностных обязанностей вступают в процесс коммуникаций (обращаются, обмениваются информацией), принимают управленческие решения, чтобы выполнять управленческие функции по планированию, организации, распорядительству, мотивации, руководству, контролю деятельности по достижению целей муниципального образования – улучшению качества жизни населения территории и увеличению его вклада в развитие всего общества.
Рабочий план исследования находится в таблице 1 Приложения Б.
Логическая структура инструментария отражена в таблице 1 Приложения А.
4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
В наше время компьютерные и информационные технологии проникают все глубже во все сферы деятельности человека, в том числе и в научную, поэтому в рамках программного обеспечения работы были использованы:
Возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Word – составная часть офисного пакета – позволил вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую и грамматическую проверку текста, автоматизировать процесс форматирования документов. Печатание текста в шаблоне и создание специального стиля дало возможность набрать текст уже в заданных параметрах (поля страницы, шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, оформление названий таблиц и рисунков и многое другое) в соответствии с методикой оформления выпускной квалификационной работы.
С помощью табличного процессора Microsoft Excel, входящего в стандартную версию набора Microsoft Office 2003 представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций. С помощью данного пакета были построены приложенные таблицы и различные диаграммы. И простое построение последних, а также их форматирование (перемещение, изменение размера, цвета, шрифта) представляется возможным благодаря имеющейся в Excel программе-подсказчику и путеводителю – мастеру диаграмм.
Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Консультант-плюс» - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации по различным информационным блокам.
Так, информационный блок «Российское законодательство» содержит основополагающие нормативные и иные правовые акты, затрагивающие интересы большинства граждан и организаций, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности: кодексы РФ; все федеральные конституционные законы; нормативные правовые акты общего значения, в том числе: федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти; законы СССР и иные нормативные правовые акты; акты официального разъяснения действующих норм общего значения. Региональный выпуск «Консультант-плюс» Республики Татарстан позволил при написании выпускной квалификационной работы использовать нормативные правовые акты и иные документы органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Глобальная компьютерная сеть Internet, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, Web-странички, базы данных или другое. Использование здесь поисковых систем Yandex, Rambler и Apport позволило определить направление исследовательской работы, осуществить подборку материала.
Для обработки анкетной информации использовалась диалоговая система АНКЕТА-РС. Система ориентирована на специалистов гуманитарного профиля, прежде всего социологов, она также может быть использована экономистами, психологами, медиками, проста в эксплуатации и позволяет работать в привычных терминах и понятиях.
АНКЕТА-РС сопровождает исследование от начала и до конца, автоматически выполняет рутинные ручные работы. Она позволяет всего за несколько дней создать большие массивы информации и обработать их в считанные минуты. Система универсальна, легко настраивается на конкретную анкету с помощью введения текста вопросника. Отличительная особенность системы состоит в том, что она допускает включение в анкету сложных вопросов, в том числе открытых. Для ввода информации не требуется предварительного кодирования ответов. Все результаты и таблицы, вводимые системой, наглядны и включают необходимые тексты и пояснения, генерируемые по введенному ранее опроснику.
Возможности диалоговой системы АНКЕТА-РС:
– подготовка вопросника для тиражирования;
– ввод информации в форме диалога-интервью;
– автоматическое закрытие и кодирование открытых вопросов при вводе анкеты;
– добавление к анкете вторичных комбинированных переменных;
– получение справок о фрагментах вопросника, содержании отдельных анкет, словарей и т.д.;
– обработка запросов в пакетном и диалоговом режимах;
– различные формы представления результатов;
– получение таблиц сопряженности, линейных и парных распределений, коэффициентов связи и др. при любой подвыборке анкет.
Таким образом, компьютерные и информационные технологии позволяют расширить возможность доступа к информационным ресурсам, значительно упрощают труд по оформлению работы и насыщают ее графическим содержанием.
Заключение
Сейчас проблема социальной напряженности стала весьма актуальна. Во всем мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами. Борьба идет с переменным успехом и есть подозрение, что напряженность и разрядка существовать друг без друга не могут. Наиболее острой стала проблема конфликтности между группой руководителей и управляемой ею совокупностью людей. В системе управления производственными коллективами разрабатываются и применяются десятки и сотни различных приемов и ухищрений, чтобы если не снять ее полностью, то по мере возможности, хотя бы смягчить. Взаимная ответственность рабочих и администрации перед общими задачами, совместное управление предприятием и активное привлечение к управлению производством и прочие все это формы установления гармоничного мира на предприятии.
В принципе, напряженность между различными группами работающих и, в первую очередь, между группами управляющих и управляемых, есть такой феномен, который существует объективно и избавиться от которого вряд ли возможно и необходимо. Но различия, существующие объективно, могут в определенных ситуациях превращаться в большую социальную напряженность и конфликтность. Поэтому задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие, нередко антагонистическое. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности.
В ходе исследования нами были изучен генезис напряженности, который во многом предопределяется растущей плотностью, интенсивностью общественных отношений, неуверенностью, проблематичностью существования и самовыражения, ролевым, функциональным многообразием, усиливающимся давлением объективных обстоятельств, норм и правил поведения.
В результате, исследования типологии напряженности мы пришли к выводу, что существует несколько подходов к типологии напряженности. В качестве базовых принципов ученые используют онтологические, экзистенциальные, аксеологические, гносеологические признаки и критерии, а так же признаки распространенности, степени концентрации и культуры. Особое внимание уделяют социальной напряженности. Мы обозначили виды и формы социальной напряженности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19