5) использование разных методов сбора информации;
6) оценочная информация должна давать комплексное представление о человеке;
7) сравнение реальных качеств сотрудника с требуемыми.
Изучаемые наборы качеств разрабатываются с учетом задач, выполняемых по должности. Обычно таких качеств набирается от 5 до 20.
Метод центров оценки. С помощью этого метода решаются две задачи:
1. Выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников).
2. Определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.
Испытание занимает различное время, так, например, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, для менеджера невысокого уровня – один день, для менеджеров среднего звена – два-три дня, чуть более для руководителей и управляющих высшего звена[14].
Вот некоторые из используемых для оценки процедур:
- Выполнение управленческих действий. За отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с некоторыми инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью.
- Обсуждение проблем в небольшой группе. Эта процедура позволяет выявить умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40–50 минут) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах.
- Принятие решений. Испытуемых разделяют на несколько групп (представители конкурирующих фирм). Моделируется работа фирм на протяжении нескольких лет (2–5 лет). Каждый час считается одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами.
- Разработка и представление проекта. Необходимо за 1 час разработать проект плана развития какого-то рода деятельности, который потом защищается перед экспертами.
- Подготовка делового письма. Каждый испытуемый готовит деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание негативной информации и т.д. Действия оценивают эксперты.
- Иногда практикуется и сравнение результатов экспертной оценки работника с его самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты такого сравнения могут быть очень показательными как для руководства, так и для самого работника.
Метод деловых игр. Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.
Метод оценки достижения целей (Метод управления посредством постановки целей). Руководитель и подчиненный совместно определяют ключевые цели деятельности работника на определенный срок (год-полгода). Цели должны быть конкретными, достижимыми, но напряженными, иметь значение как для профессионального развития работника, так и для совершенствования деятельности организации.
Устанавливаемые цели очерчивают сферу ответственности работника и круг его обязанностей на те конкретные сроки, которые необходимы для достижения намечаемого результата. Эти результаты должны быть измеримыми хотя бы в процентах.
Оценка результатов производится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов[15].
Метод оценки на основе моделей компетентности. Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры.
Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы[16].
2. Анализ организации деловой оценки персонала в ООО «Транспорт-Нефтегорск»
2.1 Организационно-хозяйственная характеристика ООО «Транспорт-Нефтегорск»
Родословная предприятия начинается с 01.03.1959 г., когда АТК НПУ «Чапаевскнефть», расположился в поселке Осинки Безенчукского района. В этом же месяце началась переброска транспортной техники, а значит и обслуживающего персонала в поселок Ветлянка, где и обосновалось будущее УТТ. Цель – быстрейший ввод нового Кулешовского месторождения нефти в эксплуатацию. Уже в марте – апреле прибыла транспортная техника, автобусы, самосвалы и трубовозы, т.е. та, которая была необходима для перевозки людей и обустройства нефтяных скважин. Люди летали на работу на АН-2.
Поселок Ветлянка представлял собой временный плацдарм для освоения Кулешовского месторождения. В 1972 г. претерпев очередное переименование и значительное укрупнение, путем передачи транспортной техники и перевода работников из НГДУ «Богатовскнефть» транспортное предприятие перебазируется в поселок Нефтегорск и до 1975 г. носит название автотранспортная контора объединения «Куйбышевнефть». С этого времени быстрыми темпами осуществляется строительство производственных цехов, боксов для хранения техники, оснащаются цеха и ремонтные мастерские.
В 1975 г. происходит очередное переименование предприятия. С 06.08.1975 г. оно носит название Нефтегорское управление технологического транспорта. До 1986 г. продолжается капитальное строительство, в 1980 г. достраиваются боксы 5 автомобильных колонн, технический профилакторий, столовая. Одновременно оснащаются цеха ремонтной мастерской.
ООО «Транспорт-Нефтегорск» учреждено 20 июля 1998 г. на заседании Совета директоров ОАО «Самаранефтегаз» с уставным капиталом 8400 руб., в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Постановлением Администрации Нефтегорского района Самарской области №496 от 31.07.1998 г. ООО «Транспорт-Нефтегорск» зарегистрировано по адресу: 446600 Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, 21.
26.12.2000 г. Обществом заключен договор №4-ЦПУ на передачу полномочий исполнительного органа – ООО «ЦПУ «Самара».
Уставный капитал Общества составляет 1 324 000 (Один миллион триста двадцать четыре тысячи) руб., ООО «Альциона» – 32%, ООО «Дуома» – 68%.
Организационная структура ООО «Транспорт-Нефтегорск» представлена в прил. 1.
Основной состав работающих на предприятии составляют водители, выполняющие основную производственную программу.
Непосредственно в подчинении управляющего находится главный бухгалтер. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы не менее пяти лет.
Прием на склад, хранение и выдачу со склада товарно-материальных ценностей производит кладовщик. Кладовщик проверяет соответствие принимаемых ценностей сопроводительным документом, ведет учет наличия на складе хранящихся материальных ценностей и отчетную документацию по их движению.
Операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг, с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, осуществляет кассир предприятия. В обязанности кассира также входят отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств.
Основной задачей инспектора по кадрам является осуществление кадровой работы на предприятии в соответствии со штатным расписанием.
Также управляющий формирует инженерно-техническую службу, в состав которой входят технический директор и инженер по безопасности движения.
Инженер по безопасности движения осуществляет работу по обеспечению безопасности движения подвижного состава предприятия в соответствии с нормативной документацией. Инженер по безопасности движения согласовывает свою работу с директором по ОТ, ТБ, который непосредственно осуществляет руководство безопасной деятельностью предприятия.
Диспетчер осуществляет оперативное регулирование движением автотранспорта предприятия и ходом выполнения производственных заданий, подготавливает разнарядку на выпуск автомашин, выполняет оформление и обработку путевых листов водителей.
Основной задачей водителей является осуществление безопасных перевозок, соблюдение правил дорожного движения и безопасности. Водители непосредственно подчиняются начальнику отдела эксплуатации и начальнику колонны.
Механик обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, машин и механизмов, ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки. Ведет проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств силами ремонтных рабочих, состав которых непосредственно подчиняется механику, а через него техническому директору.
ООО «Транспорт-Нефтегорск» – это специализированная транспортная организация, обеспечивающая ритмичную работу предприятий и подсобно-вспомогательных служб ОАО «Самаранефтегаз», прочих предприятий группы «РН-Сервис» и сторонних заказчиков. Краткий обзор заказчиков транспортных услуг представлен в прил. 2.
В составе ООО «Транспорт-Нефтегорск» находится 310 единиц автомобилей и 50 единиц тракторной техники. Характерной особенностью является то, что основной производственный процесс – перевозка грузов и вахт – осуществляется вне её территории. На территории ООО «Транспорт-Нефтегорск» выполняются вспомогательные процессы, связанные с обеспечением готовности подвижного состава к перевозочной работе.
Основной целью ООО «Транспорт-Нефтегорск» является получение прибыли и развитие предприятия через удовлетворение требований заказчика.
Для примера приводятся некоторые данные за 2005 год (последние данные не приводятся, так как представляют коммерческую тайну). Основные показатели деятельности ООО «Транспорт-Нефтегорск» за указанный год представлены в табл. 4.
Таблица 4. Основные показатели деятельности ООО «Транспорт-Нефтегорск» за 2005 год
Вид услуг
Объем услуг
в натуральных
показателях,
тыс. м/час.
Доход,
тыс. руб.
Средняя
стоимость
услуг,
руб./ м-час.
Услуги спецтехники
552,6
184445,9
333,78
Вахтовые перевозки
249,6
59238,4
237,33
Грузовые перевозки
250,8
81032,7
323,10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12