Четвертую группу представляют процессы, завершающие цикл Деминга – процессы измерения, анализа и улучшения.
Таблица 1 4 группы процессов связанные с системой менеджмента качества
1. Процессы управленческой деятельности руководства
2. Процессы обеспечения ресурсами
- взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей);
- формирование политики в области качества;
- планирование;
- распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;
- анализ со стороны руководства;
- управление документацией;
- управление запасами
- менеджмент персонала;
- менеджмент инфраструктуры;
- управление производственной средой
3. Процессы жизненного цикла продукции
4. Процессы измерения, анализа и улучшения
- планирование процессов жизненного цикла продукции;
- процессы, связанные с анализом требований потребителя;
- проектирование и разработка;
- закупки;
- производство и обслуживание;
- управление устройствами для мониторинга и измерений.
- мониторинг и измерение;
- управление несоответствующей продукцией;
- анализ данных;
- улучшение системы менеджмента качества:
постоянное улучшение
корректирующие действия
предупреждающие действия
Источник: Качалов В.А. ИСО 9001:2000: Практикум для аудиторов. - М.: ИздАТ. 2004. – с. 271
Ключевым фактором эффективной деятельности организации является функционирование организации на основе процессного подхода.
На предприятии реализация принципов рациональной организации производства состоит из следующих критериев: пропорциональности, непрерывности, ритмичности.
Любое действие, или комплекс действий, в котором используются ресурсы для преобразования нечто на входе в нечто на выходе, может рассматриваться как процесс.
Для того чтобы организации функционировали результативно, они должны определить и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент процессов, используемых в пределах организации, и особенно взаимодействия между такими процессами называются "процессным подходом".
На рисунке 1 приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000 (предназначение настоящего стандарта заключается в том, чтобы побуждать к принятию процессного подхода к менеджменту организации). Рисунок иллюстрирует, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных исходных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует, оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий.
Модель, приведенная на рисунке 1, характеризуется следующими особенностями. В ее основе лежит цикл - планируй, выполняй, наблюдай, улучшай.
Выполнение деятельности в соответствии с этим циклом предполагает, что деятельности должно предшествовать планирование, выполнение деятельности и ее результаты наблюдаются (анализируются) и на основе анализа этих наблюдений определяется возможность для улучшения. На показанной модели установление и принятие ответственности руководством и управление ресурсами можно отнести к планированию, выполнение процессов жизненного цикла продукции к этапу выполнения, а наблюдения и улучшение осуществляется на этапе измерения, анализа и улучшения.
Рис. 1. Процессная модель организации деятельности в компании
Мотивация внедрения процессного подхода:
- возможность описания СМК на доступном и понятном (для всех вовлечённых в процесс управления качеством) языке;
- обеспечение выполнения требования "прослеживаемости" за счет наглядной и простой графической интерпретации деятельности;
- создание предпосылок для обеспечения "прозрачности" информационных потоков;
- выделение зон ответственности и рабочих зон, что облегчает формулировку требований, персоналу, разработку штатного расписания и обучения кадров;
- легче локализовать "точки контроля" и "критические точки";
- создается основа для построения системы учёта, связывающего затраты с деятельностью;
- появляется возможность рассматривать деятельность в рамках системы менеджмента качества не в статике, а в динамике;
- появляется возможность управлять на "стыках" деятельности подразделений и должностных лиц.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в СМК такой подход подчеркивает важность:
– понимания и выполнения требований;
– необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
– достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
– постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Любая деятельность, представленная в форме процесса, раскрывается во взаимосвязи своих главных компонент: выходов, входов, ресурсов, управления.
Это позволяет организации определять и управлять своими процессами как в автономном режиме, так и, разобравшись во взаимосвязях (интерфейсах) между процессами, в системном режиме - целыми цепочками процессов, работающих на общую цель - удовлетворение Потребителей (внутренних и внешних).
Привязка ресурсов к целям процесса или цепочке процесса позволяет определить не только то, какаю ценность добавляет данный процесс цепочка, но и какой ценой (затраты, время). Это позволяет улучшать процессы.
Привязка управления к процессам, к целям и ресурсам позволяет установить и распределить ответственности за процессы цепочки.
Автономность процессов цепочек позволяет эффективно использовать для их управления подход "владелец процесса". "Владелец" заинтересован в оптимальном использовании всех ресурсов для достижения целей.
Общая схема процесса представлена на рисунке 2
Рис. 2. Общая схема процесса в СМК
Процессы по значению и месту в СМК делятся на:
- основные (процессы жизненного цикла продукции);
- вспомогательные (обеспечение ресурсами, обеспечение и развитие человеческими ресурсами);
- управляющие (процессы высшего руководства).
Основные процессы (процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, продажа готовой продукции и др.) имеют следующие характерные черты:
- внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
- результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворённость потребителя и их организации;
- потребитель готов платить за этот процесс.
Основные процессы можно рассматривать как бизнес-процессы организации.
Вспомогательные процессы (ремонт, обслуживание производственного оборудования, внутренние аудиты, обучение персонала, управление документацией и др.) имеют только внутренние потребители.
Управляющие процессы (процессы высшего руководства) определяют стратегии и цели организации, планирование деятельности и ресурсов (людских, средств технологического оснащения, финансов) и анализа со стороны руководства.
Процессы по содержанию функций делятся на:
– управляющий (анализ данных, принятие решений, управляющие воздействия);
– технико-технологический (производство и проверки продукции, обеспечение инфраструктуры и производственной среды);
– информационный (регистрация, обработка, доведение и передача данных, документирование, информирование при обучении).
Рассмотрены основные группы процессов по стандарту ИСО 9001:2000. Упорядочивание деятельности на предприятии с использованием процессного подхода позволяет сделать развитие компании более целенаправленным, последовательным и скоординированным. Упорядочивание деятельности в компании через процессы оказывается очень полезным.
Во-первых, благодаря этому в отношении процесса улучшения может применяться цикл - планируй, выполняй, наблюдай, улучшай.
Во-вторых, в процессе участвуют подразделения, представляющие различные функции компании, и, следовательно, улучшение не коснется одной единственной функции, а будет относиться сразу к нескольким функциям. Наконец улучшение всех процессов компании может быть направленно на достижение некоторой цели, которая объединит усилия по развитию различных сторон деятельности компании.
Внедрение СМК позволяет организации стать более устойчивой и конкурентоспособной, постоянно улучшать свою деятельность, привлекать новых клиентов и удерживать существующих. Разработка и внедрение СМК обеспечивается квалифицированными специалистами, прошедшими соответствующую подготовку.
Руководители получают возможность управлять процессами более эффективно. Сотрудники - более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Создавая систему менеджмента качества, соответствующую ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), предприятие получает выгоды (преимущества), причём эти выгоды (преимущества) индивидуальны и зависят только от потребностей предприятия.
Это может быть повышение имиджа компании, возможность участия в тендере, повышение конкурентоспособности, повышение управляемости в компании, мотивация непрерывного обучения сотрудников и т.д.
Обучение персонала – это ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия.
Нужно различать осознанное и неосознанное обучение. Первое называют обучением при помощи образования, а второе - обучением на основе опыта. Осознанное обучение лучше развивает способности, потому что предоставляет больше возможностей для контроля.
Обучение персонала на предприятии системам менеджмента качества возможно в трех направлениях: краткосрочное образование, долгосрочное образование, дистанционное образование.
Краткосрочное образование (1-5 дней) в области системы менеджмента качества (СМК) не дает нужных знаний и навыков в объемах, требуемых для их квалифицированного применения на предприятии. Даже за пять дней обучения слушатель не может получить нужного объема знаний и навыков в области СМК. Все краткосрочные курсы от двух до пяти дней не дают нужного объема знаний и являются лишь "сеяньем интереса" у слушателей курсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10