Рефераты. Составляющие затраты на обучение в области качества в условиях ОАО "КЭМЗ"

Четвертую группу представляют процессы, завершающие цикл Деминга – процессы измерения, анализа и улучшения.


Таблица 1 4 группы процессов связанные с системой менеджмента качества

1. Процессы управленческой деятельности руководства

2. Процессы обеспечения ресурсами

-          взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей);

-          формирование политики в области качества;

-          планирование;

-          распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;

-          анализ со стороны руководства;

-          управление документацией;

-          управление запасами

-          менеджмент персонала;

-          менеджмент инфраструктуры;

-          управление производственной средой

3. Процессы жизненного цикла продукции

4. Процессы измерения, анализа и улучшения

-          планирование процессов жизненного цикла продукции;

-          процессы, связанные с анализом требований потребителя;

-          проектирование и разработка;

-          закупки;

-          производство и обслуживание;

-          управление устройствами для мониторинга и измерений.

-          мониторинг и измерение;

-          управление несоответствующей продукцией;

-          анализ данных;

-          улучшение системы менеджмента качества:

постоянное улучшение

корректирующие действия

предупреждающие действия

Источник: Качалов В.А. ИСО 9001:2000: Практикум для аудиторов. - М.: ИздАТ. 2004. – с. 271


Ключевым фактором эффективной деятельности организации является функционирование организации на основе процессного подхода.

На предприятии реализация принципов рациональной организации производства состоит из следующих критериев: пропорциональности, непрерывности, ритмичности.

Любое действие, или комплекс действий, в котором используются ресурсы для преобразования нечто на входе в нечто на выходе, может рассматриваться как процесс.

Для того чтобы организации функционировали результативно, они должны определить и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент процессов, используемых в пределах организации, и особенно взаимодействия между такими процессами называются "процессным подходом".

На рисунке 1 приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000 (предназначение настоящего стандарта заключается в том, чтобы побуждать к принятию процессного подхода к менеджменту организации). Рисунок иллюстрирует, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных исходных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует, оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий.

Модель, приведенная на рисунке 1, характеризуется следующими особенностями. В ее основе лежит цикл - планируй, выполняй, наблюдай, улучшай.

Выполнение деятельности в соответствии с этим циклом предполагает, что деятельности должно предшествовать планирование, выполнение деятельности и ее результаты наблюдаются (анализируются) и на основе анализа этих наблюдений определяется возможность для улучшения. На показанной модели установление и принятие ответственности руководством и управление ресурсами можно отнести к планированию, выполнение процессов жизненного цикла продукции к этапу выполнения, а наблюдения и улучшение осуществляется на этапе измерения, анализа и улучшения.


Рис. 1. Процессная модель организации деятельности в компании


Мотивация внедрения процессного подхода:

- возможность описания СМК на доступном и понятном (для всех вовлечённых в процесс управления качеством) языке;

- обеспечение выполнения требования "прослеживаемости" за счет наглядной и простой графической интерпретации деятельности;

- создание предпосылок для обеспечения "прозрачности" информационных потоков;

- выделение зон ответственности и рабочих зон, что облегчает формулировку требований, персоналу, разработку штатного расписания и обучения кадров;

- легче локализовать "точки контроля" и "критические точки";

- создается основа для построения системы учёта, связывающего затраты с деятельностью;

- появляется возможность рассматривать деятельность в рамках системы менеджмента качества не в статике, а в динамике;

- появляется возможность управлять на "стыках" деятельности подразделений и должностных лиц.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в СМК такой подход подчеркивает важность:

– понимания и выполнения требований;

– необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

– достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

– постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Любая деятельность, представленная в форме процесса, раскрывается во взаимосвязи своих главных компонент: выходов, входов, ресурсов, управления.

Это позволяет организации определять и управлять своими процессами как в автономном режиме, так и, разобравшись во взаимосвязях (интерфейсах) между процессами, в системном режиме - целыми цепочками процессов, работающих на общую цель - удовлетворение Потребителей (внутренних и внешних).

Привязка ресурсов к целям процесса или цепочке процесса позволяет определить не только то, какаю ценность добавляет данный процесс цепочка, но и какой ценой (затраты, время). Это позволяет улучшать процессы.

Привязка управления к процессам, к целям и ресурсам позволяет установить и распределить ответственности за процессы цепочки.

Автономность процессов цепочек позволяет эффективно использовать для их управления подход "владелец процесса". "Владелец" заинтересован в оптимальном использовании всех ресурсов для достижения целей.

Общая схема процесса представлена на рисунке 2


Рис. 2. Общая схема процесса в СМК

Процессы по значению и месту в СМК делятся на:

- основные (процессы жизненного цикла продукции);

- вспомогательные (обеспечение ресурсами, обеспечение и развитие человеческими ресурсами);

- управляющие (процессы высшего руководства).

Основные процессы (процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, продажа готовой продукции и др.) имеют следующие характерные черты:

- внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;

- результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворённость потребителя и их организации;

- потребитель готов платить за этот процесс.

Основные процессы можно рассматривать как бизнес-процессы организации.

Вспомогательные процессы (ремонт, обслуживание производственного оборудования, внутренние аудиты, обучение персонала, управление документацией и др.) имеют только внутренние потребители.

Управляющие процессы (процессы высшего руководства) определяют стратегии и цели организации, планирование деятельности и ресурсов (людских, средств технологического оснащения, финансов) и анализа со стороны руководства.

Процессы по содержанию функций делятся на:

– управляющий (анализ данных, принятие решений, управляющие воздействия);

– технико-технологический (производство и проверки продукции, обеспечение инфраструктуры и производственной среды);

– информационный (регистрация, обработка, доведение и передача данных, документирование, информирование при обучении).

Рассмотрены основные группы процессов по стандарту ИСО 9001:2000. Упорядочивание деятельности на предприятии с использованием процессного подхода позволяет сделать развитие компании более целенаправленным, последовательным и скоординированным. Упорядочивание деятельности в компании через процессы оказывается очень полезным.

Во-первых, благодаря этому в отношении процесса улучшения может применяться цикл - планируй, выполняй, наблюдай, улучшай.

Во-вторых, в процессе участвуют подразделения, представляющие различные функции компании, и, следовательно, улучшение не коснется одной единственной функции, а будет относиться сразу к нескольким функциям. Наконец улучшение всех процессов компании может быть направленно на достижение некоторой цели, которая объединит усилия по развитию различных сторон деятельности компании.


1.2 Опыт обучения по вопросам системы менеджмента качества


Внедрение СМК позволяет организации стать более устойчивой и конкурентоспособной, постоянно улучшать свою деятельность, привлекать новых клиентов и удерживать существующих. Разработка и внедрение СМК обеспечивается квалифицированными специалистами, прошедшими соответствующую подготовку.

Руководители получают возможность управлять процессами более эффективно. Сотрудники - более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Создавая систему менеджмента качества, соответствующую ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), предприятие получает выгоды (преимущества), причём эти выгоды (преимущества) индивидуальны и зависят только от потребностей предприятия.

Это может быть повышение имиджа компании, возможность участия в тендере, повышение конкурентоспособности, повышение управляемости в компании, мотивация непрерывного обучения сотрудников и т.д.

Обучение персонала – это ключевой процесс в системе менеджмента качества предприятия.

Нужно различать осознанное и неосознанное обучение. Первое называют обучением при помощи образования, а второе - обучением на основе опыта. Осознанное обучение лучше развивает способности, потому что предоставляет больше возможностей для контроля.

Обучение персонала на предприятии системам менеджмента качества возможно в трех направлениях: краткосрочное образование, долгосрочное образование, дистанционное образование.

Краткосрочное образование (1-5 дней) в области системы менеджмента качества (СМК) не дает нужных знаний и навыков в объемах, требуемых для их квалифицированного применения на предприятии. Даже за пять дней обучения слушатель не может получить нужного объема знаний и навыков в области СМК. Все краткосрочные курсы от двух до пяти дней не дают нужного объема знаний и являются лишь "сеяньем интереса" у слушателей курсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.