Программа направлена на развитие регионального топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водного хозяйства, инженерной инфраструктуры и социальной сферы, а также на обеспечение охраны окружающей среды, поэтому ее реализация окажет позитивное влияние на экономику и социальную сферу Дальнего Востока и Забайкалья.
Для углубления интеграционных связей необходимо оптимизировать пограничное сотрудничество, добиться формирования специального законодательного поля.
В Российско-китайских отношениях есть проблемы и противостояния в развитии сотрудничества. С этой целью была разработана Российско-китайская программа сотрудничества территорий ДВ и Забайкалья с С-В провинцией КНР.
В рамках Программы будут реализовываться общественно значимые проекты, обеспечивающие эффективное решение системных проблем развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Целью Программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.
Программа сотрудничества, Координационный совет и Постоянная рабочая группа поможет развитию благоприятных отношений между Россией и Китаем. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В приграничных районах размещаются совместные производства, создаются предприятия по глубокой переработке древесины, освоению других ресурсов, развивается сфера услуг в финансовом секторе, что стимулирует экономическое развитие соответствующих районов.
Отношения Китая и России, вступив в 21-й век, получили импульс для нового развития мирного сосуществования. Китайско-российские отношения на данном этапе служат классическим образцом для отношений между крупными государствами. Они пройдут испытания временем и будут продолжать идти вперед.
Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах.
В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие отношений между северо-восточными провинциями Китая и дальним Востоком России, является неразвитость инфраструктуры.
Запреты и ограничения, а также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю, которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в. приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья удовлетворяли свои потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в. застоя официальной торговли.[17]
Приграничными территориями Востока РФ вносились предложения по развитию на региональном уровне трансграничной инфраструктуры. Часть предложенных проектов получили развитие, но большинство осталось нереализованными. Главные причины: сложность переходного периода РФ, отсутствие стратегии развития Востока России; существующие в России; опасения по поводу «китайской угрозы»; попытки крупных корпораций не допустить на российский рынок конкурентов из Азии.
Необходимо углублять и расширять российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия. Поэтому нужны новые прорывы в области политики, экономики, лесного комплекса, инвестиционного сотрудничества, культуры и концептуальных подходов.
Список литературы
1. Алексеев А.Д. Россия и Китай не союзники, но партнеры // Огонек. – 2001. - № 33.
2. Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования». – М.:2000.-гл.5, с.597
3. Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты. – М.:2000, с.100
4. Бурый А.Г. методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине: «Международная интеграция и международные организации» и студентов очного отделения специальности «Международные отношения». Дальневосточный институт международных отношений. Хабаровск – 2007г, с.64
5. Гельбрас В. Куда идет Китай// МЭ и МО.- 2000.- № 4, с.112-118
6. Журнал Китай. Ежемесячный журнал. №1 (39), 2009, с.20
7. Жэньминь жибао./ газета/ – 6 марта, 2004.
8. Ковалев И. Россия и Китай. – М.:1999, с.5
9. Константинова Н.Н. Энциклопедия Забайкалья // Под общей редакцией Р.Ф.Гениатулина, 2000, с.351
10. Международная жизнь. Ежемесячный журнал. №9, 2005, с.96
11. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае, 1917–1924 гг. с. 172–174.
12. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал. №5 май, 2004; №7 июль, 2004, с.25
13. Мясников В.С. Империя Цин и Россия в XVII – начале XX века. – М.:1982, с.327
14. Овчинников В. Китай и Россия//Российская газета.-1999г №5, с.15
15. Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. // Проблемы Дальнего Востока, 2000, № 5.
16. Пескова Г.Н. Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917—1924 / Новая и новейшая история.
17. Проблемы Дальнего Востока. Ежеквартальный журнал. № 3, 2008
18. Режим доступа www. russdom.ru
19. Режим доступа www.accoss.fareast.ru
20. Режим доступа www.asia-times.ru
21. Режим доступа www.russian.people.com.cn
22. Рогачев И. Россия – Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. –2000. - № 12, с. 110-126
23. Розингер. Советско-китайские отношения 1945-1949 гг. – М.:1960, с.350
24. Россия и Китай на дальневосточных рубежах. – Благовещенск, 2001. – Т. 1.
25. Сергеев И. Российско–китайские совместные проекты // Эксперт. - 2000.- № 27.
26. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений СССР с Китаем, 1917–1974.
27. Советско-китайский договор о дружбе и союзе/ 14 августа 1945 г./ ст.4.
28. Советско-китайское соглашение о Порт-Артуре/ 14 августа 1945 г.
29. Совместная российско-китайская декларация от 3 сентября 1994 года.
30. Тезисы «О развитии интеграционных процессов между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком России»/ Архив МАДВиЗ. Текущее делопроизводство. папка № 28ч, 29ч, 30ч, 31ч. 2008г.
31. Федеральная целевая программа
32. «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480 в редакции постановления Правительства Российской Федерации
33. от 21 ноября 2007 г. № 801)
34. Хейфец А.Н. Советская дипломатия и народы Востока, 1921—1927, с.68
Приложение 1
российское китайское приграничное сотрудничество
Протокол 9-го заседания российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству от 31 мая 2007 г. (г. Белокуриха (Россия))
9-е заседание российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству состоялось 30-3 1 мая 2007 года в г. Белокурихе Алтайского края Российской Федерации.
В работе заседания приняли участие представители приграничных провинций и автономных районов КНР, Министерства коммерции КНР, Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, регионов Сибири и Дальнего Востока России, Министерства иностранных дел России, Министерства регионального развития России, аппарата полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Работа заседания прошла в атмосфере дружбы и взаимопонимания, обе стороны выразили стремление к дальнейшему развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между регионами двух стран на основе равенства и взаимной выгоды.
Председательствующими на заседании были:
с китайской стороны - заместитель Председателя Народного правительства СУАР КНР Ху Вэй,
с российской стороны - заместитель главы Администрации Алтайского края Б.В. Ларин.
На заседании стороны обсудили следующие основные вопросы:
- О ходе реализации решений 8-го заседания российско-китайского Координационного Совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству.
- О состоянии сотрудничества между приграничными регионами России и провинциями, автономными районами Китая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6