Рефераты. Российско-китайская программа сотрудничества территорий Дальнего Востока и Забайкалья с Северо-Восточными провинциями КНР

-развитие региональных проектов в области энергетики, освоения природных ресурсов, глубокой переработки древесины, сельского хозяйства, переработки морепродуктов, строительства жилья и др.;

- совершенствование структуры товарооборота приграничной торговли, повышение удельного веса машино-технической продукции и высокотехнологичной продукции;

- активизация сотрудничества в сфере улучшения приграничной инфраструктуры;

- оказание содействия предприятиям и организациям двух стран по участию в международных выставках и ярмарках, проводимых в России и Китае;[12]

- активизация сотрудничества по всем направлениям между городами-побратимами двух стран.

Программа сотрудничества, Координационный совет и Постоянная рабочая группа поможет развитию благоприятных отношений между Россией и Китаем. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В приграничных районах размещаются совместные производства, создаются предприятия по глубокой переработке древесины, освоению других ресурсов, развивается сфера услуг в финансовом секторе, что стимулирует экономическое развитие соответствующих районов.

4. Проблемы и перспективы развития Российско-китайских отношений

Отношения Китая и России, вступив в 21-й век, получили импульс для нового развития на базе 5 принципов мирного сосуществования. Китайско-российские отношения на данном этапе служат классическим образцом для отношений между крупными государствами. Они пройдут испытания временем и будут продолжать идти вперед.

Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется в следующем:

-              Неизменна общая тенденция к постоянному углублению отношений между двумя странами.

-              Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия на пути развития китайско-российских связей.

Решение «в основном» территориального спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности».

-              Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отношений, основанных на равенстве.

Одна из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начала в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования.

После того, как в 1996 г. между странами были установлены партнерские отношения стратегического сотрудничества, они на основе равноправия укрепляли и расширяли сферу взаимодействия. В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.[13]

Китайский фактор для российской экономики приобретает все большее значение. Задача о доведении российско-китайского товарооборота до 60 млрд. долл. к 2010 году, поставленная руководством РФ и КНР, выполняется успешно. В 2007 г. российско-китайская внешняя торговля превысила (по китайским источникам) 48 млрд. долл. Однако в 2007 году баланс двусторонней торговли для российской стороны впервые стал отрицательным: российский импорт из Китая превысил экспорт.

Китай обладает огромными людскими ресурсами, его экономика быстро растет. Российский Дальний Восток и Сибирь - малонаселенные районы, где не хватает рабочей силы. В начале 2007 года лидеры России и Китая подписали «Совместную декларацию», в которой в пункте о китайских мигрантах на российском Дальнем Востоке, говорится, что главы государств договорились совместно противостоять нелегальной миграции, создавать благоприятные условия для физических и юридических лиц, работающих в приграничных районах легально. По итогам 2007 года в регионе было зарегистрировано уже 43,5 тыс. китайских граждан, работавших в разных отраслях экономики.

В правовом регулировании иностранцев на территории РФ пока еще много пробелов — неразвитость механизмов и процедур контроля за пребыванием мигрантов. Визовая политика, неправомерные и даже репрессивные формы регистрации, выталкивают законопослушных мигрантов в ряды нелегалов и в теневую сферу занятости.

В международном разделении труда в СВА за российским Дальним Востоком закрепились две ниши: 1) это поставки топливно-энергетических и лесных ресурсов; 2) преодоление услуг по транзиту грузов, в первую очередь топливно-энергетических.

Стабильно развиваются связи между РФ и КНР в лесном комплексе. КНР ограничена в лесных ресурсах, из-за наложения на них вырубку, в связи с эрозией почвы на Северо-Востоке Китая. Наблюдается рост экспорта с Дальнего Востока России в КНР.

В среднесрочном периоде в лесном комплексе Дальнего Востока России будет реализован комплекс по превращению России из поставщика древесного сырья в поставщика полуфабрикатов и изделий конечного пользования, что изменит взаимосвязи РФ с КНР.

Об инвестиционном сотрудничестве. В 2006 году КНР вложила 96,6 млн.долл.в инвестиционные проекты на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Вместе с тем, на фоне партнёрства наблюдается снижение заинтересованности Китая в реализации совместных проектов. Так из 14 заявленных проектов по итогам российско-китайских инвестиционных форумов с китайским участием на Дальнем Востоке реализуются только два (по добыче облицовочного камня и рудного золота в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Маянском районах с Хэйлунцзянской инвестиционной горнопромышленной компанией).[14]

Необходимо улучшить инвестиционный климат, привлечь китайскую сторону к участию в инвестиционных проектах по таким направлениям сотрудничества, как создание лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий, ориентированных на экспорт; строительство рыбозаводных ферм по выращиванию марикультуры; развитие промышленности строительных материалов.

Развивается сотрудничество в области культуры. С 1993 по 2007 гг. проведён культурный обмен 115 группами, в которых участвовало 1735 деятелей культуры, искусства, СМИ, кинематографа. Активизации культурных обменов способствует деятельность Межправительственной Подкомиссии по сотрудничеству в области образования и культуры. Российская Федерация 2010 год планируется как год китайского языка. Увеличивается число людей в России, изучающих китайский язык, их насчитывается более 10 тысяч человек. Необходимо увеличить количество учебных заведений конфуцианской и русской направленности; создать китайские центры в России и русские центры в Китае, активизировать деятельность Обществ российско-китайской и китайско-российской дружбы; проводить культурные обмены на постоянной основе.

В настоящее время китайской стороной ведётся работа по проектированию Многофункциональных комплексов с учётом допущенных ранее ошибок. Предполагается создание 20 различных комплексов на территории РФ, среди которых: торговая зона Забайкальск – Манчжурия; создание таможенного перехода, а в последствии транспортно-логического центра на приграничном Большом Уссурийском острове, упрощающего прохождение товаров; строительство района торгово-экономического сотрудничества «Канцзи» в г.Уссурийске; Создание локальной зоны экономического роста на базе пограничного перехода Покрова – Жаохэ.[15]

Россия является экспортёром энергетических ресурсов в Китай. В нефтяной сфере заключено межправительственное соглашение о поставках нефти из России в КНР, которые должны к 2010 году достичь 30 млн.тонн нефти. Также намечено строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на Китай. Кроме того, в сфере энергетики осуществляются и планируются следующие проекты: строительство Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие отношений между северо-восточными провинциями Китая и дальним Востоком России, является неразвитость инфраструктуры.

Запреты и ограничения, а также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю, которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в. приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья удовлетворяли свои потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в. застоя официальной торговли.[16]

Приграничными территориями Востока РФ вносились предложения по развитию на региональном уровне трансграничной инфраструктуры. Часть предложенных проектов получили развитие, но большинство осталось нереализованными. Главные причины: сложность переходного периода РФ, отсутствие стратегии развития Востока России; существующие в России; опасения по поводу «китайской угрозы»; попытки крупных корпораций не допустить на российский рынок конкурентов из Азии.

Необходимо углублять и расширять российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия. Поэтому нужны новые прорывы в области политики, экономики, лесного комплекса, инвестиционного сотрудничества, культуры и концептуальных подходов.


Заключение

До 50х гг. отношения между Россией и Китаем были стабильные. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться. В это время началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу.

В 1950 году Россия и Китай заключили договор «о дружбе, союзе и взаимной помощи». С этого времени началось развитие благоприятного сотрудничества между Россией и Китаем.

В 2009 году контакты между главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер - встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).

Поворот российско-китайских отношениях произошёл в Нью-Йорке. Президент Дмитрий Медведев и глава КНР Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества на 2009-2018 годы». В приложении к этому документу содержится «Список ключевых проектов», которые осуществятся в ближайшие девять лет. Наша страна готова передать в «совместную разработку» огромное количество шахт, рудников и разрезов на приграничных территориях.

Российско-китайская программа сотрудничества – это институт, у которого в настоящее время стоит задача оптимальной стратегии, позволяющая реализовать принцип «равноправности», то есть получения партнёрами, участвующие в интеграции, равной выгоды или, по крайней мере, не ущемление интересов друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.