Реферат
«Реструктуризация»
1. Понятие реструктуризации
Развитие рыночной экономики в России привело к появлению новых хозяйствующих субъектов, значительная часть которых так и не смогла адаптироваться к новым условиям работы. Большое количество (свыше 30%) промышленных и транспортных предприятий страны – убыточны и малопривлекательны для зарубежных инвесторов.
Отсюда важность реструктуризации предприятий и фирм, которая представляет собой процесс разработки и внедрения структурных изменений в их деятельность, обеспечивающих повышение эффективности их работы.
Разница в деятельности предприятий, работающих по старым методам, реструктуризированных предприятий и передовых организаций, деятельность которых направлена на перспективу, можно видеть из таблицы 28.1.
Таблица 28.1
Нереструктуризованные предприятия
Реструктуризованные предприятия
Предприятия, ориентированные на будущее
1. Работа по старым сложившимся методам, не вносят коренных изменений в стратегию и тактику деятельности.
1. Работа по современным методам, меняя стратегию и тактику деятельности.
1. Работа по новым тенденциям развития науки, техники, бизнеса в перспективе.
2. Пассивное отношение к использованию современных методов работы.
2. Энергичная деятельность по внедрению современных методов работы.
2. Работа на опережение, на разработку и реализацию принципиально новых методов работы.
3. Постоянная борьба против импорта и его замена внутри страны.
3. Энергичная работа по современным способам завоевания рынка и работа с потребителями и клиентами внутри страны и за ее пределами.
3. Поиск и внедрение принципиально новых методов работы с потребителями (клиентами) в РФ и за рубежом, агрессивная стратегия маркетинга направлена на расширение рынка и за счет зарубежных стран.
4. Финансовая политика социалистического типа, недовольство правительством в плане лишения оборотных средств.
4. Современная финансовая политика, направленная на увеличение оборотных средств, современные методы финансового планирования и бюджетирование, развитие внутреннего хозрасчета.
5. Стандартные социалистические способы работы с персоналом, недовольство «совковым» менталитетом кадров. Работа по традиционной номенклатуре продукции с небольшой корректировкой с учетом новых потребностей номенклатуры и качества продукции, использование в основном устаревшего оборудования, техники и технологий, ориентация на серийное и крупносерийное производство.
5. Проведение реорганизации работы с персоналом, создание команды единомышленников, опора на высококвалифицированные кадры, установление конструктивной работы с акционерами. Работа по новой номенклатуре продукции с усилением внимания к качеству, сертификации в соответствии с требованиями потребителей. Расширение использования новой техники, оборудования и авангардных технологий, ориентация на мелкосерийных и индивидуальных потребителей.
5. Развитие работы с персоналом, повышение уровня корпоративной купьтуры развития команд единомышленников, усиление мотивации персонала на основе использования национальной идеи внутри организации.
6. Использование локальной автоматизации производственных и управленческих процессов в организации (бухучет, учетные операции).
6. Использование локальной автоматизации производственных и управленческих процессов и создание корпоративных интегрированных информационных систем.
6. Широкое внедрение корпоративных и интегральных информационных систем, работающих в режиме реального времени.
Реструктуризация имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый связан с формированием органами государственной власти и управления необходимой нормативно-правовой базы преобразований и проведением ими активной текущей политики в этой области.
Важнейшее значение имеет внутренний аспект реструктуризации хозяйствующих субъектов, связанный непосредственно с деятельностью самих предприятий.
В настоящее время выделяются следующие основные направления реструктуризации фирм, исходящие из новой стратегии развития:
ü рационализация структуры и методов управления;
ü совершенствование системы маркетинга и сбыта;
ü оздоровление финансового состояния;
ü повышение эффективности материально-технического обеспечения;
ü оптимизация организационно-производственной структуры;
ü создание современной информационной системы фирмы.
2. Изменение в производственной структуре фирм
До середины XX столетия «погоду» в экономике определяли гигантские предприятия, на которых работали десятки тысяч человек. В нашей стране это знакомые всем ЗИЛ, ВАЗ и пр.
Изменения в технологии производства, автоматизация и компьютеризация большинства процессов привели к тому, что они все меньше и меньше могут обеспечить необходимый уровень производства. И наоборот, средние и мелкие фирмы в значительной мере укрепляют свои позиции.
Так, мелкие и мельчайшие фирмы, как показывает опыт, обеспечивают работой от 45–50% до 75% (в Японии) трудоспособного населения страны. Кроме того, такие фирмы образуют тот фундамент экономики, на котором развиваются средние и крупные корпорации, дающие львиную долю выпуска продукции каждой страны мира.
Мелкие и мельчайшие фирмы наиболее оперативно занимают пустующие ниши на рынке. Устоять в конкурентной борьбе таким фирмам помогает:
ü динамичность, способность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с меняющимися потребностями рынка;
ü возможность гарантировать высокое качество работы при небольшой численности персонала.
Средним фирмам, в отличие от мелких и мельчайших, чтобы устоять на рынке, целесообразно придерживаться следующих вариантов развития:
ü ориентации на проектирование и изготовление новых изделий;
ü ориентация на высокотехнологичную продукцию с небольшим объемом производства (не заинтересовывающем крупные фирмы), учитывающую интересы узкого круга потребителей;
ü диверсификации, т.е. опора, наряду с основной работой, на иные, более прибыльные в данный период виды деятельности для обеспечения развития фирмы;
ü продажи значительного пакета акций заинтересованной стороне. Поэтому современная тенденция состоит в том, что вместо отдельных крупных предприятий основой фирм становится совокупность мелких и средних предприятий оптимального размера.
3. Рационализация структуры и методы управления
Динамичное развитие фирмы сегодня во многом определяется структурой и методами управления.
В условиях командно-административной системы хозяйствования с ее централизованным планированием и материально-техническим снабжением, отлаженной системой сбыта продукции центральными фигурами на предприятии были главный инженер, главный технолог, главный конструктор и подчиненные им службы.
В условиях рыночной экономики, когда фирма должна самостоятельно определить потребности в ее продукции, найти свою нишу на рынке, выдержать жестокую конкурентную борьбу при сбыте, четко просчитывая финансовые ресурсы, обеспечивая жесткое управление денежными потоками, ведущими фигурами становятся коммерческий директор, финансовый директор, руководители служб маркетинга и сбыта.
Эта тенденция проявляется в различных вариантах построения структуры управления современных фирм, особенно производственных, которые, ориентируясь на конкретную продукцию и конкретного потребителя, используют структуру на основе бизнес – единиц. Последние получают право реализовывать друг другу свою продукцию – товары и услуги на внутреннем рынке.
В связи с этим меняется статус самих подразделений, которые из административных единиц превращаются в структуры, наделенные широкой хозяйственной самостоятельностью, коммерческими правами, превращающими их в центры ответственности.
Организация такой системы центров позволяет использовать их как инструмент планирования и контроля. Система учета по центрам ответственности, называемая также системой функционального учета, или системой учета прибыльности, дает следующие преимущества:
ü позволяет делегировать полномочия по принятию решений;
ü обеспечивает управление по целям;
ü стимулирует менеджеров активизировать усилия по реализации компанией своих целей, так как менеджеры оцениваются по степени их достижения;
ü позволяет реализовывать управление по отклонениям.
Наряду с этим российские промышленные компании постепенно начинают отказываться от практики полного цикла производства и переходят на аутсорсинг (закупка значительной части элементов конечного продукта на стороне). Итогом этого процесса станет формирование значительного рынка промышленного сервиса.
Подразделения, не выпускающие конечной продукции, получают статус центров издержек производства, главная задача которых состоит в том, чтобы на основе всесторонней рационализации работы получить экономию текущих затрат, обеспечив тем самым рост условной прибыли (разницы между себестоимостью и внутренней расчетной ценой).
Наконец, подразделения, осваивающие выпуск принципиально новой продукции с целью осуществить стратегический прорыв в своей области и добиться высоких прибылей в будущем, получают статус центров инвестирования (капитальных вложений).
В последнее время становится также важным выделение в самостоятельную службу (организацию) сервисных подразделений с тем, чтобы они не состояли на балансе фирмы.
Подход к реструктуризации предприятий должен быть индивидуальным. Показателен пример компании ОАО «Лысьвенский металлургический завод», где были введены следующие преобразования в структуру управления:
ü создан департамент корпоративного бизнеса, в который вошли управление корпоративного финансирования, планово-экономический отдел, служба внутреннего аудита;
ü организована служба директора по реконструкции и развитию;
ü сформированы новые блоки коммерческого и технического директоров;
ü созданы официальные торговые посредники.
Другой вариант реструктуризации управления возможен при преобразования предприятия в производственный холдинг.
Главное звено холдинга – базовое предприятие. Остальные предприятия превращаются в дочерние фирмы, в том числе с привлеченным иностранным капиталом, например, завод «Стинол». При этом сохраняется целостность производственно-технологической цепочки.
Страницы: 1, 2, 3