Рефераты. Развитие менеджмента в России и мире

 

 

 Для современного менеджмента харак­терны:

стабильное стремление к повышению эффективности про­изводства и бизнеса в целом;

— широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечиваю­щая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;

— постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

— ориентация на достижение запланированного конечного ре­зультата деятельности фирмы;

— использование современной информационной базы для мно­говариантных расчетов при принятии управленческих решений;

— изменение функции планирования — от текущего к пер­спективному;

— упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

— оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;

—     максимальное применение математических методов и дос­тижений информатики на базе ЭВМ;

— привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;

— осуществление управления на основе предвидения измене­ний, гибких решений;

— опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, не­стандартные решения;

— проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;

— способность разумно рисковать и управлять риском;

— возрастание роли маркетинга до ключевой.

 

 

 

 

 

 

2).  Задачи  и цели.

 

 

   Задачами менеджмента  как  науки  являются  разработка,  эксперименталь -ная  проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и  методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и  эф -

фективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска  конкуренто -способного   товара.

          В  то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного  управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем  рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая  управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической  базы.

          Исходя  из  этого  важнейшей  задачей менеджмента  является  организация  производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам  менеджмента  также  относятся  :

¨  переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;

¨  стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;

¨   определение  необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;

¨  разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация ;

¨  определение  конкретных  целей  развития  организации;

¨  постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;

¨  выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;

¨  осуществление  контроля  за  эффективностью  деятельности  организации,  за  выполнением  поставленных  задач.

 

          Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке  .

 

      Основные цели менеджмента прогнозирование, планирование и достижение намеченных резуль­татов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыль­ности деятельности фирмы посредством рациональной организа­ции производственного процесса, включая управление производст­вом и развитие технико-технологической базы, а также эффектив­ное использование кадрового потенциала при одновременном повы­шении квалификации и творческой активности каждого работника.

Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе — главное в менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с уче­том оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченно­сти необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Ха­рактерны цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом, а специфиче­ские — разрабатываются в рамках общих целей по основным ви­дам деятельности фирмы. Рациональное использование материаль­ных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при ми­нимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои дей­ствия на достижение общих целей на основе мотивации их труда.

3).  Виды  менеджмента.

 

          Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы  деятельности  ,  которая  составляет  содержание менеджмента  ,  а  также  выделить  его отдельные  виды ( 1 ,с. 17 ) :

 

          Производственный менеджмент  --  это  комплексная  система  обеспечения  конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она  включает  вопросы  построения  производственных  и  организационных  структур  ,  выбора  организационно – правовой  формы  управления  производством  ,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими  стадиями  жизненного  цикла  . 

 

          Финансовый менеджмент  - это  комплексная  система  устойчивости  ,  надежности  и  эффективности  управления  финансами  .  Она  включает  формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением  научных  подходов   и  принципов менеджмента  ,  баланса  доходов  и  расходов  ,  показателей  эффективности  использования  ресурсов  ,  рентабельности  работы  и   товаров  .

 

          Инновационный менеджмент  -- это  комплексная  система  управления  инвестициями  ,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов  инноваций  .  Она  включает  построение  организационных  структур  ,  выбор  направлений  инноваций  ,  оптимизацию  инвестиций,  разные  аспекты  управления  персоналом .

 

          Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются  другие  виды  (1, с. 24):

¨     менеджмент  социальной  сферы ;

¨     банковский менеджмент;

¨     налоговый менеджмент;

¨     организационный менеджмент;

¨     международный менеджмент

           и  др.

 

          Менеджмент  как  совокупность    принципов  ,  методов  ,  средств  и  форм  управления  фирмами  на  Западе  известен  в  нашей  стране  давно  .  Однако  еще  десять  лет  назад  наши  специалисты  считали  ,  что  его  основными  целями  являются  получение  высокой  прибыли  и  постоянное  опережение  стран  социализма  по  производительности  труда  в  интересах  укрепления  позиций  империализма  .

          Демократизация  общественной  жизни  страны  позволила  широким  слоям  населения  ,  практическим  работникам  ознакомиться  с  накопленным  богатым  мировым  опытом  теории  и  практики менеджмента  ,  а  ориентация  российской экономики  на  рыночные  отношения  сделала  просто  необходимыми  изучение  и  использование  опыта   передовых  государств .

          В  связи  с  этим  отношение  к менеджменту  в  России  в  последние  годы  значительно  изменилось  .  Опубликованы  труды  видных  теоретиков  и  практиков менеджмента  .  Началась  активная  подготовка  управляющих   менеджеров  . Учрежден  Российский  союз  менеджеров  .

 

 

 

 

 

IV.  Научные  подходы  к менеджменту.

 

 

          Эффективность менеджмента  определяется,  прежде  всего,  обоснованностью  подходов  и  методов.  В  настоящее  время  к менеджменту  применяются  только  некоторые  научные  подходы  ,  что  объясняется  “ узостью “  его  понятия  .  Если  руководствоваться  “ широким “  понятием  ,  то  автоматически  добавляются  функциональный  ,  комплексный  ,  динамический  и  интеграционный  подходы  . 

         

          Анализ  теории  и  практики  управления  различными  объектами  позволяет   установить  необходимость  применения  к менеджменту  13  научных  подходов.

 

                                                        Таблица  1 .

 

НАЗВАНИЕ

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Административный

При  административном  подходе  регламентируются  функции,  права,  обязанности,  элементы  системы менеджмента  в  нормативных  актах.

Воспроизводственный

Воспроизводственный  подход  ориентирован  на  постоянное  возобновление  производства  товара  для  удовлетворения  потребностей  рынка  с  меньшими  затратами.

Динамический

При  динамическом  подходе  объект  управления  рассматривается  в  диалектическом  развитии,  в  причинно - следственных  связях  и  соподчиненности.

Интеграционный 

При  интеграционном подходе  устанавливаются  взаимосвязи  между  отдельными  подсистемами  и  элементами  системы  менеджмента,  уровнями,  субъектами  управления.

Количественный

Сущность  количественного  подхода  заключается  в  использовании  количественных  оценок  при  помощи  математических,  статистических,  инженерных  расчетах  и  т.д.

 

 

Комплексный

При  комплексном подходе  учитываются  технические,  экономические,  социальные   и  другие  аспекты  менеджмента.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.