Рефераты. Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)

– бизнес-инкубаторы, нацеленные на формирование и развитие малого предпринимательства. Здесь в качестве основного критерия используется количество создаваемых рабочих мест, при этом возможна поддержка как вновь создаваемых, так и действующих (растущих) предприятий;

– бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку определенных слоев населения (молодежь, женщины, национальные меньшинства), т.е. тех групп, которые слабо адаптируются к рынку;

– бизнес-инкубаторы, предоставляющие на определенных условиях офисные помещения и различные услуги (такая организация фактически является бизнес-центром);

– инновационные (технологические) бизнес-инкубаторы, которые сориентированы на поддержку малых инновационных фирм (МИФ), развивающие инновационные технологии и продукты.

Наибольший опыт в инкубировании малых предприятий накоплен в США. В последние годы в США все больше бизнес-инкубаторов, созданных при исследовательских и научных центрах. Развиваются инновационные центры, направленные на поддержку нововведений.

Особо хотелось бы отметить увеличение в США так называемых «бизнес-инкубаторов без стен». Клиенты таких бизнес-инкубаторов пользуются всем перечнем обычных услуг (в первую очередь информационных и консалтинговых) за исключением аренды офиса. В результате, такому бизнес-инкубатору для начала деятельности требуется всего несколько комнат и небольшие финансовые вложения. Число же клиентов увеличивается в десятки раз по сравнению с обычным бизнес-инкубатором. Подобная структура оказалась очень эффективной в плане поддержки малого бизнеса в регионе.

Интересно, что идеи инкубирования малого бизнеса неожиданно активно стали развиваться и внутри крупных компаний.

Явная эффективность деятельности малых предприятий и результативности выведения исследователей и разработчиков-новаторов из-под административного контроля побудила крупные компании практиковать создание независимых подразделений (команд, групп, бригад и т.п.) внутри своей организационной структуры. Деятельность таких подразделений связана с созданием, производством и реализацией новых продуктов (товаров).

Наиболее распространенным решением стало создание в организации «товарных групп» многофункционального профиля, т.е. группирующих в себе функции, необходимые для реализации проекта, и деятельность, начиная с исследовательской и заканчивая опытным производством. Членами «продуктовой группы» являются работники разных уровней. В ее составе команды – исследователи, новаторы и изобретатели, а также те, кому предстоит воплощать идеи в конкретные продукты. Там могут быть менеджеры и рабочие, инженеры и бухгалтеры.

Таким образом, бизнес-инкубаторы в различных отраслях прочно заняли свое место в системах поддержки малого предпринимательства в различных странах, как на Западе, так и на Востоке. Идеология развития бизнес-инкубаторов постоянно модернизируется. В последние годы появляется все больше проектов, которые относятся к бизнес-инкубаторам как к виду бизнеса, который в итоге должен принести прибыль. Государство, местные власти, университеты, крупные компании на первом этапе, а часто постоянно, оказывают финансовую и организационную поддержку БИ. Разумеется, имеющийся зарубежный опыт важен, но не все можно автоматически перенести на Россию, однако учитывать и использовать необходимо.


1.2            Инфраструктурные механизмы поддержки малого предпринимательства в России


Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабах всей страны должна содержать от 9 до 12 млн. малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действует более 20 млн. частных фирм, в Японии – около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно-структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5–3,5 млн.

Сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России. Тем не менее, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. По мере становления инфраструктуры малой экономики и развития малого предпринимательства это влияние будет усиливаться.

Наибольшее влияние малый бизнес имеет на рынках, где он позволяет решать следующие задачи:

– повышение эффективности использования и распределения материальных, кадровых, организационных и технических ресурсов, увеличение производительности труда;

– активизация местного предпринимательства и развития конкуренции, увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;

– диверсификация местной экономики, развитие мелкомасштабных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, выравнивание уровня жизни населения;

– повышение гибкости и своевременное реагирование на изменение рыночного спроса при широком использовании местных кадровых, сырьевых и производственных ресурсов;

– создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;

– увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;

– освоение новых технологий перспективных рынков и повышение выпуска новых видов продукции;

– внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий:

– сложная система налогообложения;

– неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса;

– несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления;

– неразвитые рынки деловых услуг;

– распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности.

Эти препятствия зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.

Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Ее главным инструментом является создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса (ИП МБ) – совокупность государственных и негосударственных организаций, действующих в направлении создания благоприятных условий для развития предпринимательства, оказывающих услуги начинающим и развивающимся малым предприятиям.

Каждый регион, город индивидуален. Соответственно индивидуальна и сложившаяся там инфраструктура поддержки малого бизнеса. Но есть элементы, которые повторяются в большинстве регионов и нацелены на комплексную поддержку малого бизнеса.

Среди подобных выделяются учебно-деловые центры Морозовского проекта, региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, торгово-промышленные центры, научные парки и бизнес-инкубаторы.

Учебно-деловой центр Морозовского проекта

Морозовский проект – это широкомасштабная программа подготовки кадров для рыночной экономики, поддержки малого предпринимательства. Проект реализуется с 1992 года по инициативе Академии менеджмента и рынка, ряда ведущих экономических и финансовых академий и институтов, при поддержке государственных органов, Американского агентства международного развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также ряда Европейских стран.

Учебно-деловой центр (УДЦ) – это статус, который присваивается региональной структуре, признанной лучшей в конкурсе образовательных заведений, осуществляющих дополнительное образование и переподготовку кадров для предпринимательской деятельности и рыночной экономики и структур поддержки малого бизнеса. В настоящее время учебно-деловые центры Морозовского проекта действуют в 59 регионах. Наряду с образовательной деятельностью УДЦ оказывают широкий спектр консалтинговых услуг, содействуют продвижению инвестиционных проектов к инвесторам, осуществляют информационную поддержку предприятий и предпринимателей.

На схеме взаимодействия УДЦ с различными структурами представлен пример инфраструктурной поддержки предпринимателей в регионе.

Благодаря помощи дирекции Морозовского проекта и администраций регионов учебно-деловые центры имеют хорошую материальную базу, квалифицированные кадры преподавателей и консультантов.

За два года каждый УДЦ переподготовил от 30 до 70 специалистов на семинарах Морозовского проекта. Возможности сети позволяют УДЦ оказывать высококачественные услуги предпринимателям, которые позволяют им быть конкурентоспособными на рынке.

Многие УДЦ (в гг. Петрозаводске, Самаре, Боровиках, Красноярске и др.) имеют филиалы в городах, которые принято называть малыми. Таким образом, потенциал Морозовского проекта распространяется на периферию.

Наряду с программами подготовки предпринимателей УДЦ освоил консультирование по вопросам маркетинга, финансового и инвестиционного менеджмента, оценки недвижимости, корпоративного управления и многим другим.

Одной из приоритетных программ в рамках Морозовского проекта является программа «БИНК» – создание сети бизнес-инкубаторов в регионах России. Основной идеей программы «БИНК» является создание при УДЦ таких бизнес-инкубаторов, которые в непростых российских условиях уже в ближайшее время выйдут на самоокупаемость.

Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Основной задачей Агентства является содействие развитию предпринимательской активности населения путем предоставления информации и деловых консультаций. Агентство стремится к внедрению в хозяйственную практику малого бизнеса цивилизованных предпринимательских отношений, повышению уровня компетентности и информированности представителей этого сектора экономики. С этой целью Агентство ведет работу по многим направлениям и предлагает услуги, среди которых основными являются:

– консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной и налоговой политики;

– разработка и оформление учредительных документов создаваемых предприятий и фирм, их регистрация;

– обучение на основе разработанных Агентством программ практическим деловым навыкам, необходимым для успешного развития предпринимателем собственного дела (финансы, маркетинг, управление, реклама, этика предпринимательства и т.п.). По итогам обучения выдается международный, совместный с Лондонским предпринимательским агентством, сертификат;

– услуги информационно-справочного характера;

– рекламные, издательские, нотариальные услуги.

В конце 1993 года – начале 1994 гг. при содействии Фонда «Ноу-Хау» Правительство Великобритании и активной поддержке местной администрации в ряде регионов был осуществлен первый, предварительный этап работы по созданию агентств развития малого бизнеса в регионах.

Деятельность Агентства в данном направлении получила поддержку со стороны федеральных органов власти (Постановление Правительства РФ №1434 от 29.12.94 г.). Создание сети региональных агентств включено в Федеральную программу государственной поддержке малого предпринимательства на 1994–1997 гг.

Организация сети региональных агентств осуществляется на основе единых организационно-правовых и методических принципов, в которых учтен опыт деятельности Российского агентства, наличие и использование в процессе работы подготовленной методической и учебной литературы, возможности привлечения высококвалифицированных преподавателей и консультантов.

Региональные информационно-аналитические центры

Региональные информационно – аналитические центры создаются в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП). Организационно СИОМП реализуется путем создания и развития сети региональных и отраслевых информационно – аналитических центров (РИАЦ и ОИАЦ). Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. Координацию работ по реализации СИОМП осуществляет Государственный комитет РФ по промышленной политике. Непосредственную работу ведет специально созданное Агентство «Российские информационные системы». [33.C.18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.