Трудовые ресурсы:
Постоянное население города составляет – 117,8 тыс. человек
I. Занято в народном хозяйстве – 28,1 тыс. чел., в том числе:
1. В материальном производстве – 14,9 тыс. человек, из них в промышленности – 11,2 тыс. чел.
2. В непроизводственной сфере занято – 9,7 тыс. человек, в том числе:
– жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – 1,4 тыс. человек;
– образование – 3,3 тыс. чел. (из них 1317 чел. – педагоги);
– здравоохранение и спорт – 2,8 тыс. чел. (из них 255 чел. – врачи);
– культура – 0,4 тыс. чел.
– частные предприниматели – 3,5 тыс. человек.
II. Незанятое население города составляет – 89,7 тыс. человек, в том числе:
1. Нетрудоспособное население – 53,8 тыс. человек, из них:
– дети и подростки (до 16 дет) – 17,5 тыс. человек;
– неработающие пенсионеры – 36,3 тыс. человек.
2. Трудоспособное население – 35,9 тыс. человек, из них:
– школьники, учащиеся ПТУ, студенты – 3,4 тыс. чел.;
– желающие и готовые приступить к работе – 9,2 тыс. чел. (из них 0,5 тыс. чел. признаны безработными);
– незанятые в отраслях экономики города – 23,3 тыс. чел., т.е. это люди, работающие в личном хозяйстве или за пределами города и при благоприятных условиях могут быть задействованы в экономике города.
Земельные ресурсы:
Свободные земли под жилую застройку, из них:
69,8 га
-под многоэтажную застройку
54,8 га
-под низкоплотную застройку
9,5 га
-под коттеджную застройку
5,5 га
Земли, временно отданные под огороды горожан и подсобные хозяйства предприятий, использование которых возможно для растениеводства
593 га
Земли, закрепленные за сельхоз. Предприятиями и фермерами (возможно частичное использование по договору аренды для растениводства)
6 569 га
Свободные земли под промышленную застройку (3 промзоны)
149 га
Промышленные зоны:
1. Промзона №1 – в северо-западной части города прилегает с юга к промплощадке шахты «Западная-Капитальная», площадью – 25 га, в 750 метрах от Федеральной автодороги (Ростов-Харьков).
Имеются железнодорожные подъездные пути в 700 метрах от площадки.
Возможна газификация строящихся объектов.
2. Промзона №2 – в юго-западной части города в районе бывшей шахты им. Горького. Площадь участка – 24 га.
Расстояние до основных транспортных магистралей города 1500 метров.
3. Промзона №3 – юго-восточная часть города, в пос. им. Кирова площадью 100 га (возможна для размещения вредного производства) расстояние до жилья 2 км. Расстояние до Федеральной автодороги 3,5 км.
В перспективе возможна газификация строящихся объектов.
Экспертная оценка компонентов внутренней и внешней среды НЗБИ
В качестве экспертов для оценки компонентов внутренней и внешней среды были привлечены: Налесный А.И. (руководитель НЗБИ), Пиляев П.В. (руководитель Консалтингового центра), Щербаков А.И. (руководитель бизнес-парка), Седегов А.В. (консультант по вопросам организации и ведения бизнеса), Шопен Н.А. (руководитель учебного центра).
При оценке компетентности экспертов были учтены следующие факторы: специализация эксперта, стаж работы, опыт работы в данной области, научная классификация, широта кругозора
Экспертам были предложены специально разработанные анкеты, содержащие перечень оцениваемых компонентов. В процессе заполнения анкет были соблюдены необходимые требования: обеспечена взаимная независимость суждений экспертов, однозначное понимание экспертами оцениваемых компонентов.
По результатам анкетного опроса были получены средние оценкикомпонентов внутренней и внешней среды бизнес-инкубатора.
Таблица 8. Оценка компонентов внутренней среды НЗБИ
Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что состояние внутренней среды бизнес-инкубатора оценивается как «хорошее», удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменений.
К наиболее сильным сторонам внутренней среды можно отнести:
– результаты деятельности организации (качество, оказываемых услуг);
– трудовые ресурсы (высокая квалификация специалистов);
– организационная культура (богатый опыт работы с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций);
– организационная структура (хорошо развита система использования инструментов PR).
Слабые стороны внутренней среды НЗБИ:
– отсутствие обычной электросвязи в районе размещения бизнес-парка;
– ограниченность учебного центра оборудованным помещением;
– отсутствие соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города.
Таблица 9. Оценка компонентов внешней среды
Состояние внешней среды оценивается как «ненадежное», т.е. требуется наблюдение за ее динамикой. Количество угроз, создаваемых внешними факторами, значительно превышает количество возможностей.
Возможности:
– повышение спроса на консультационные услуги и услуги учебного центра;
– формирование устойчивого положительного мнения у населения города о деятельности НЗБИ.
Угрозы:
– неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг (слабая покупательная способность населения);
– низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий;
– «утечка молодых умов»;
– средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город.
3.3 Рекомендации новых стратегий
Примененный для анализа среды метод SWOT-анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.
В результате построения матрицы SWOT – анализа (см. прил. 3) сформулированы основные проблемы и предпосылки развития НЗБИ, осуществлено обоснование рекомендаций по основным стратегическим направлениям развития бизнес-инкубатора.
Главной задачей для Бизнес-инкубатора на сегодняшний день является переход к самофинансированию. К основным препятствиям на этом пути относятся:
1. В сфере информационных и консультационных услуг, в бизнес-планировании
а) Неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг
Предоставление услуг по льготным тарифам, которые на порядок ниже рыночной стоимости, создало у потенциальных клиентов впечатление, что такое положение будет продолжаться всегда, никто из них не задумывался о реальной стоимости услуг. Резкий переход на увеличенные тарифы очень может оказаться весьма болезненным как для клиентов, так и для Бизнес-инкубатора.
Поэтому, необходим переходный период, в который стоимость услуг придётся повышать поэтапно, сначала до уровня окупаемости затрат, а затем до рыночной их стоимости. Также, будет необходимо временное разделение клиентов условно на тех, кто способен оплачивать полную стоимость услуг, и на тех, кто действительно нуждается в поддержке в виде льготных тарифов. Этот этап может продлиться около 6 месяцев.
б) Низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий города затрудняет распространение современных видов услуг.
Сотрудникам НЗБИ необходимо прилагать максимальные усилия, чтобы убедить возможных клиентов в необходимости тех или иных видов услуг, и ещё больше нужно усилий, чтобы убедить клиента потратить средства на приобретение компьютеров.
В целях развития новых видов услуг планируется приобретение переносного компьютера (ноутбука), позволяющего наглядно демонстрировать возможности и выгоды услуг с выездом на предприятия.
2. В сфере услуг бизнес-парка.
а) Из-за недостаточности средств у Бизнес-инкубатора для восстановления помещений бизнес-парка в полном объёме, большая часть помещений сдавалась и сдаётся в настоящее время в аренду с условием, что арендатор часть затрат по восстановлению помещений несёт сам, а затем предъявляет их Бизнес-инкубатору в счёт оплаты за аренду.
б) Отсутствие обычной электросвязи в районе размещения Бизнес-парка.
Для возможности предоставления таких видов услуг арендаторам бизнес-парка, как факсимильная связь, междугородние переговоры, электронная почта и поиск информации в Интернете, Бизнес-инкубатор вынужден был в своё время с участием проекта МЕРИТ (Тасис) установить радиотелефон с факсом и радиодоступ к Интернету со сравнительно высокими затратами, как первоначальных, так и постоянных эксплуатационных, что затрудняет их окупаемость за счёт клиентов, особенно, в первоначальный период, когда клиентов очень мало.
Бизнес-инкубатор вынужден предоставлять эти услуги по льготным тарифам. Необходимо усиленно пропагандировать эти услуги среди всех возможных клиентов этого района города, чтобы за счёт увеличения числа клиентов снизить фактическую стоимость единичной услуги каждому.
3. Связанные с вновь внедряемым услугам.
Нетрадиционные для города услуги, такие как полный компьютерный учёт, оценка имущественного комплекса, оценка менеджмента, разработка программы реструктуризации требуют большого по протяжённости периода и значительных усилий со стороны консультантов, чтобы внедрить их на предприятиях города.
Трудность заключается в отсутствии возможности у Бизнес-инкубатора приобрести необходимое программное обеспечение и оплачивать работу консультантов в период, когда их услуги не окупаются, а без предоставления таких услуг невозможно добиться их увеличения числа заказов до уровня окупаемости. Только при наличии внешних источников финансирования можно решить данную проблему.
4. Связанные с услугами учебного центра.
Возможности учебного центра в настоящее время существенно ограничены имеющимся оборудованным помещением (1 компьютерный класс на 10 мест), который эксплуатируется 12 часов в сутки (4 смены в день по 3 астрономических часа). При этом существует устойчиво растущий спрос на этот уже традиционный для бизнес-инкубатора вид услуг (запись на курсы ведется уже на декабрь текущего года).
Есть потребность в осуществлении других, более современных, более доходных обучающих программ. Есть и интеллектуальный потенциал для их осуществления, но в виду названной выше проблемы Бизнес-инкубатор и учебный центр не приступают к их реализации. Из-за значительного объема требуемых первоначальных затрат, в настоящем времени не планируется увеличение учебных площадей. Необходимо в большей степени использовать интеллектуальные возможности для проведения разовых обучающих семинаров, что позволит также в большей степени загружать по времени имеющийся учебный кабинет и имеющиеся специальное оборудование.
В виде краткосрочной стратегии необходимо за счет расширения номенклатуры услуг, увеличения их объемов и повышения качества и перевода всех услуг на коммерческую основу добиться перехода на самоокупаемость.
Перечень услуг, на которые предполагается повышение тарифов до их коммерческой стоимости:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11