(7)
Или (8)
где Рк – розничный товарооборот в критической точке, тыс. сомон.;
Р – расчетный плановый розничный товарооборот, тыс. сомон.;
ИОпост – постоянные издержки обращения, тыс. сомон.;
ИОпер – переменные издержки обращения, тыс. сомон.
Метод планирования розничного товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данный метод основан на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
Метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:
- средней стоимости покупки;
- интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы торгового предприятия);
- завершенности покупок.
Метод планирования розничного товарооборота на основе спроса населения.
где; Кэл – коэффициент эластичности;
Jпф – индекс изменения покупательных фондов;
Jр – индекс изменения товарооборота.
плановый объем розничного товарооборота определяется по следующей формуле :
(10)
где; Тпрпф – темп прироста покупательных фондов в плановом году, %.
В соответствии со вторым способом к объему розничного товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.
Метод планирования розничного товарооборота в зависимости от местонахождения торгового предприятия и зоны обслуживания, от размеров предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и обратной – от величины предприятий-конкурентов. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение розничного товарооборота.
Обоснование общего объема розничного товарооборота начинают с определения ожидаемого розничного товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учетных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании розничного товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.
При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Второй и третий этапы планирования оборота розничной торговли предполагают расчет оборота по периодам года и по структуре.
Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться такими экономико-статистическими методами, как расчет на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме товарооборота и расчет с помощью индексов сезонности продаж.
При планировании розничного товарооборота по периодам года на основе средних удельных весов квартальных оборотов в его годовом объеме первоначально рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической или по скользящей средней.
Тогда размеры квартального розничного товарооборота в будущем году будут рассчитываться следующим образом:
, (11) (12)
, (13)
где; –среднеквартальный розничный товарооборот предприятия планируемого года, тыс. сомон.;
–розничный товарооборот планируемого года, тыс. сомон. 4 – количество кварталов в году.
, (14)
где - индекс сезонности первого квартала.
Методика расчета индексов сезонности представлена ранее.
Использование метода экспертных оценок обусловлено в основном отсутствием достаточного объема достоверной статистики или при прогнозировании новых объектов. При распределении планового объема товарооборота по периодам времени в основном используются метод «комиссий» и метод «интервью».
При планировании структуры розничного товарооборота на практике могут использоваться следующие экономико-статистические методы: на основе коэффициента эластичности, выравнивания динамического ряда по скользящей средней и на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме розничного товарооборота.
Расчеты структуры розничного товарооборота предполагают определение оборота либо по отдельным товарам и товарным группам, либо по продовольственным и непродовольственным товарам. Метод выравнивания по скользящей средней рассмотрен при планировании общего объема розничного товарооборота.
При использовании метода расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме товарооборота сначала рассчитывают средние удельные веса оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года работы предприятия по формуле средней арифметической или по скользящей средней. Тогда розничный товарооборот i- й товарной группы в будущем году будет равен
(15)
При планировании розничного товарооборота по товарным группам также расчеты могут производиться на основе коэффициента эластичности.
При этом Кэл показывает, как изменится розничный товарооборот по отдельной группе товаров при изменении общего объема розничного товарооборота на единицу и определяется по следующей формуле:
(16)
где DРi и DР – отклонение розничного товарооборота по отдельной группе товаров и по общему объему соответственно в отчетном году, тыс. сомон.;
Рi0 и Р0 – базисное значение розничного товарооборота по отдельной группе товаров и по общему объему соответственно, тыс. сомон.
Для определения размера розничного товарооборота по отдельной группе товаров в плановом периоде расчеты осуществляются по следующей формуле:
(17)
где Рiпл – розничный товарооборот по группе товаров в отчетном году, тыс. сомон.; Тпр – плановый темп прироста розничного товарооборота по общему объему, %.
При распределении планового объема товарооборота по структуре из всей совокупности экспертных методов в основном используются метод Дельфы, метод мозговой атаки, метод комиссий и метод интервью.
1.2 Государственная поддержка розничной торговли в РТ
Статья 15. Государственная поддержка предпринимательства в Р.Т.
В целях создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство:
на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, неиспользуемое оборудование), необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
в соответствии со статьей 12 настоящего Закона содействует организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров;
осуществляет первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей либо передачей их в аренду предпринимателям;
стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот, и др.) модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг;
предоставляет предпринимателям целевые кредиты;
оказывает предпринимателям другие виды помощи.
В настоящий Закон внесены изменения и дополнения в соответствии с Законом Республики Таджикистан УО внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан УО предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан от 13 декабря 1996 года, № 320, а также в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" от 12 декабря 1997 года № 499.
2. Краткая характеристика предприятия розничной торговли
2.1 Характеристика индивидуального предприятия «Яхмоси-33»
Предприятие «Яхмоси-33» по производству мороженого находится в городе Худжанде на 33 мкр. Около цеха по производству функционирует летний кафе, где реализуется мороженое данного предприятия. В Худжанде таких кафе по непосредственной реализации продукции фирмы «Яхмоси-33» имеются несколько.
В предприятии основным сырьем в процессе производства мороженого является молоко и сливки, сахар, стабилизатор, вкусовые и ароматические вещества.
Технология производства мороженого в данном предприятии включает подготовку сырья, приготовление смеси, фильтрование, пастеризацию, охлаждение, хранение, фрезерование смеси, фасование, закаливание, дозакаливание мороженого, хранение и реализацию продукции.
В структуре себестоимости промышленной продукции стоимость сырья, вспомогательных материалов. В материалоемкых отраслях основным источником снижение себестоимости служит рациональное использование сырья материалов.
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать распределения. Формирование каналов предлагает выбор типа посредников в системе распределения товаров: розничные торговцы и оптовые торговцы.
Предприятие «Яхмоси-33» занимается доставкой своей продукции оптовым покупателям. Во всей Согдийской области имеют свои торговые точки по продаже мороженого.
2.2 Анализ форм и каналов сбыта мороженого. Исследование рекламной деятельности
Исследования системы стимулирования сбыта и рекламы позволяет выявить как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов выступают: поведение на рынке поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, контакты с покупателем. Полученные результаты позволяют выработать политику «Public relations», создать благоприятное отношение к предприятию, определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.
Страницы: 1, 2, 3