Рефераты. Психология управления поведением личности подчиненного

Общая психология изучает личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и неповторимой уникальности личностных качеств. Она фокусирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами.

Опоры лишь на социологический или общепсихологический подход явно недостаточно для того, чтобы научиться управлять личностью подчиненного. Ведь нас интересует не личность подчиненного вообще, а подчиненный как представитель определенной организации. Именно в ней он себя проявляет как личность, именно во взаимодействии с другими он способен заявить о себе и быть уверенным, что его голос будет услышан.

Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии [3,20]. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психологию управления интересует, как те или иные типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.

Кроме того, психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а важнейшие ее разновидности – в организации; точнее, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управления интересует индивид Иванов, прежде всего, как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Петрова. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Особое внимание акцентируется на личности руководителя, на необходимых личностных качествах [12,40,53].

Психология управления поведением личности подчиненного – это совокупность приемов, форм и методов воздействия руководителя на формирование, развитие и использование личностного потенциала подчиненных в достижении целей деятельности лечебно–профилактическом учреждении.

Таким образом, главная сфера приложения психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. А значит, для психологии управления важными являются знания о структуре личности (как руководителя так и подчиненного).

В структуре личности выделяют следующие составные части:

1. Психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

-                     познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);

-                     эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

-                     волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;

2. Психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

-                     положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

-                     отрицательные состояния, то есть затрудняющие решения задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

-                     психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;

3. Психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:

-                     самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);

-                     направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, ценностей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);

-                     способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справиться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);

-                     характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);

-                     темперамент, то есть природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).

Наиболее важными элементами структуры личности руководителя с точки зрения психологии управления признаются его ценности и профессиональные способности, а также индивидуально-психологические особенности, обуславливающие стиль управленческой деятельности.

1.2 Профессиональные способности руководителя

Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, врожденными особенностями организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности [17,18,24,33].

Способности - свойства функциональной системы формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности личности, определяющие эффективность формирования и функционирования системы деятельности.

Исследование проблемы способностей в отечественной психологии связано с именем Б.М.Теплова, который рассматривал способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Б.М.Теплов выделил три их признака [43].

Во-первых, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Специальные исследования и обширная практика показывают, что главное в развитии способностей руководителя - его деятельность, поэтому, рассматривая содержание и структуру управленческих способностей, необходимо иметь четкое представление о содержании и структуре управления.

Определяя структуру управления, М. Марков выделяет в ее составе пять стадий: целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную и ретроспективную[26]. Каждая из перечисленных стадий представляет собой обособленную часть управленческого акта, в рамках которого совершаются в последовательном порядке определенные процедуры, действия и операции. Так, первая – целевая стадия начинается с узнавания и осознания проблемы и необходимости ее решения и завершается формулированием цели. На второй - дескриптивной стадии, производится сбор и обработка информации, необходимой для реализации сформулированной или заданной цели. Третья – прескриптивная стадия, связана с трансформацией описывающей информации в предписывающую или командную информацию. Далее следует реализационная стадия – этап организации исполнения принятого решения в реальных условиях. И завершает управленческий цикл ретроспективная стадия, основное содержание которой, сводится к анализу, обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнения с заданным. Ретроспективная стадия дает возможность обнаружить новые проблемы, и тем самым положить начало новому циклу.

Рассматривая процесс управления с позиции Н.В.Кузьминой как процесс решения множества управленческих задач, выделяется пять основных функциональных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности руководителя, становятся основой формирования его личности [23]. К числу основных компонентов относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Предложенная Н.В. Кузьминой функциональная модель во многих отношениях совпадает с функциональным составом управления, выделяемым другими авторами [16,31,50]. Эта модель может быть применима к управленческой деятельности современного руководителя.

Так, проектировочный компонент соответствует целевой стадии управления, для которой характерны постановка целей, формирование планов и программ предстоящей деятельности, проектирование результатов деятельности и системы государственной службы. Выделение гностического компонента указывает на важность информационного звена в управлении системой государственной службы. Оправданным является включение в общую функциональную схему организаторского и коммуникативного компонентов как этапов организации исполнения и координации взаимодействия различных структурных звеньев системы здравоохранения в направлении движения и реализации стоящих перед ней целей.

Несмотря на то, что структура управления в системе здравоохранения обладает своей спецификой, она основывается на следующих общих основных принципах:

Иерархичность. Для медицинских работников являются обязательными решения, принятые вышестоящим органом или руководителем. Это вытекает из единства системы управления здравоохранением, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим.

Подчиненность. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим лицом за решения, действия свои и подчиненных ему лиц. Обеспечение персональной ответственности медицинских работников является служебной обязанностью руководителей. Их полномочия в этом определяются соответствующими нормативными актами.

Профессионализм и компетентность. В административном смысле профессионализм означает исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей постоянно за регулярно получаемое вознаграждение.

Профессиональные способности - интегральное качество, комплекс, синтез разных способностей.

Эмоционально-волевые способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, в волевом влиянии на подчиненных.

Социально-коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с подчиненными, а в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Много легче работать руководителю, если он общителен, внешне одинаково относится ко всем работающим. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с людьми. В то же время искренность не должна переходить в панибратство, не должна допускать покровительственных проявлений.

Личностные способности проявляются, прежде всего, в такте. Такт заключается в умении проявить чувство меры в отношениях с подчиненными, особенно при проявлении требовательности, которую всегда необходимо сочетать с уважением к медработникам, с заботой о них.

Гностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их, успешно оперировать отраженными образами. В структуру гностических способностей входят анализ своей собственной деятельности, анализ положения в коллективе, анализ поведения и подготовленности каждого подчиненного, способность дать ему объективную характеристику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.