Реферат
На тему:
«ПСИХОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЕ»
План
1. Рыночные отношения как формы социально-экономической жизни общества
2. Личность в бизнесе. Психологические качества успевающего предпринимателя
3. Организация и типы организационных структур
4. Понятие о рекламе и рекламной деятельности
Перемены в общественно-политической жизни в Украине привели к коренной перестройке экономических отношений. Однако переход от командно-административной экономики к рыночной, т.е. принципиально новой системе хозяйствования не мог оказаться безболезненным. Этот переходной период в нашей стране охарактеризовался глубоким социально-экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих негативных явлениях.
Единственно возможным средством выхода из такого кризиса является дальнейшее преобразование экономики, создания условий для всестороннего развития предпринимательства и дальнейшего развития рыночных отношений.
Определяющая особенность современности состоит в том, что мир перешагнул в ХХI век, в котором должны произойти новые трансформации в социально-экономическом развитии общества, дальнейшая поступь в отрасли науки, техники, технологии, информации. Эти процессы органически объединяются с экономикой, которая приобретает новые качественные основы – инновационно-информационные.
Современный этап развития Украины характеризуется формированием стабильного эффективного рыночного хозяйствования. Рынок в корне меняет требования к содержанию и характеру работы специалистов. Их работа может быть успешной при условии, что они способны на основе экономических знаний самостоятельно анализировать ситуацию, принимать взвешенные решения. Нести за них ответственность и проявлять творческую инициативу. Чтобы этого достичь, необходимая основательная экономическая подготовка, прежде всего с экономической теории, которая является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических дисциплин. Именно на этой основе видится возможность раскрытия закономерностей и механизма развития рыночной экономики и предпринимательства.
2. Личность в бизнесе. Психологические качества преуспевающего предпринимателя
Предпринимательская деятельность доступна не каждому. И дело не только в том, имеются ли для этого объективные возможности. Многие знают, как осуществляется предпринимательская деятельность, но не обладают для этого необходимыми личностными качествами и способностями.
Что же необходимо иметь для занятия предпринимательством, помимо необходимых знаний о бизнесе?
Прежде всего нужна целеустремленность, которая предполагает не только постановку целей и задач, но и упорство и волю в их реализации.
Предпринимателю необходимы такие личностные качества, как чувство нового, умение увидеть в новой идее и проекте перспективу и способы их реализации, наличие интуиции. Последняя обычно приобретается с опытом. Предпринимательство всегда связано с риском. Бояться рисковать – значит не заниматься этой деятельностью. Однако риск должен быть просчитан с учетом различных факторов, которые могут повлиять на реализацию замыслов, соотнесен с имеющимися финансовыми и трудовыми ресурсами. Если же риск не оправдался и предприниматель потерпел неудачу, он должен найти в себе силы, чтобы начать новое дело и быть готовым идти на риск вновь, использовав опыт неудач.
Успех бизнеса в значительной степени зависит от правильно подобранной команды. Для этого предпринимателю необходимо уметь распознавать в людях профессиональные и личностные качества. Практика показывает, что эффективность деятельности фирм в первую очередь обеспечивают специалисты по финансам, организации производства и маркетинга. Подобную команду необходимо заинтересовать, воодушевить, сделать свои идеи и цели общими, суметь реализовать творческие потенции служащих. Это не исключает требовательности, которая предъявляется к работникам в процессе работы.
В условиях развитой рыночной экономики процветание фирмы – как производственной, так и работающей в сфере услуг - достигается ориентацией на максимальное удовлетворение разнообразных запросов клиентов. Потребителей, покупателей. Именно они являются главными персонажами бизнеса. Нет клиентов – нет бизнеса.
Для того чтобы быть руководителем, необходимо владеть такими способностями: пробивной силой, умение убеждать и распределять обязанности людей, давать им указание, разбираться как стимулировать и мотивировать работу отдельных людей и коллектива, желание быть в «команде» и кооперироваться.
Основные черты личности руководителя, которые обуславливают эффективность руководства, таковы.
Умение влиять на подчиненных. Если подчиненные руководствуются только правилами и нуждами, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65 процентов своих возможностей. Выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно, лишь бы удержаться на работе. Чтобы достичь полного использования способностей подчиненных , руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик.
Уверенность в себе. Подчиненный должен быть уверенным в том, что в трудную минуту руководитель поддержит и защитит его. Руководитель хотя бы внешне, должен вести себя спокойно и уверенно.
Эмоциональная уравновешенность. Необходимый контроль руководителя за своими эмоциональными проявлениями, он должен искать средства эмоциональной разрядки. Чтобы обеспечить устойчивость к стрессу.
Способность к творческому решению задач. Речь идет о практическом интеллекте, о способности к решению практических заданий, наиболее типичных в деятельности руководителя. Проблема состоит также и в способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, поддерживать их начинания.
Предприимчивость – самый важный аспект поведения руководителя в условиях рынка. У руководителей, которые отличаются проявленной потребностью в достижении цели, предприимчивостью, деньги сами по себе не всегда означают большую ценность, чаще они важны как показатель успеха.
Надежность и ответственность при выполнении задания. Эти черты личности руководителя имеют прямое отношение к показателям эффективности его деятельности.
Независимость. Эта черта обеспечивает успех действий в разных сферах общественной жизни, в том числе при принятии
ответственных решений. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель в руководимом процессе, тем больше проявляется его независимость.
Общительность. Руководитель должен не только уметь сам общаться с подчиненными, а и побуждать их к установлению дружеских отношений, к сотрудничеству, обмену информацией и идеями, к взаимопомощи.
Эти важные черты личности руководителя, которые способствуют эффективности ее руководства, содержат в себе совокупность, как природных особенностей человека, так и социально-психологических условий его жизни, включая социально-психологический климат в коллективе, которым руководит этот человек.
Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, моно рассматривать как организацию и исследовать в ней проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо или хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев для оценки организации управления намного больше.
Можно рассматривать способы организации подразделений с целью выявления соответствия их будущим задачам. .реализация целей или задач может тормозиться деятельностью отдельных групп фирмы, цели которых не совпадают с целями фирмы.
Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудников при решении управленческих задач и судить о степени организованности работы.
И, наконец, можно рассматривать регламентирующие документы, заставляющие сотрудников выполнять свои функции. В этом случае особое внимание должно быть уделено полноте регламентирующих документов.
Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и приспособляемость ее к меняющимся целям организации.
Из всего сказанного следует, что работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в организации. Причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.
Указанные факторы следует учитывать при построении любой структуры управления в организации.
Для четкой работы организации необходимо следующее:
цели должны быть понятны всем работникам фирмы;
система целей должна реализовать глобальную цель;
информационные каналы связи должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность; удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.
Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).
Сформулируем правила создания организационной структуры управления.
А). Для вертикальной иерархии:
организационная структура должна быть предельно проста (чем она проще, тем легче персоналу ее понять);
схема организационной структуры должна быть обозрима;
каждый работник иерархии должен иметь должностную инструкцию;
информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);
линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;
руководство (координацию) всей деятельностью осуществляет высшее руководство;
глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;
функции линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.
Б). Для горизонтальной сети:
все участники сделки равноправны;
все отношения менеджмента и клиента временные;
основным критерием является «временная взаимозависимость»
решения принимаются функциональными собраниями типа «круглый стол»;
формирование и координация сети обеспечиваются менеджментом.
Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.
Производственные особенности, различная степень интеграции и дифференциации деятельности каждой из организаций позволили выделить такие типы их структур: линейную, функциональную, линейно- функциональную, матричную и матрично-штабную структуры аппарата управления.
Рассмотрим сущность и принципы построения этих структур.
Линейная структура. При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. При такой организации управления, когда один руководитель отвечает за весь объем деятельности и передача управленческих решений каждому из подразделений одного уровня происходит только от одного начальника, в наибольшей степени осуществляется принцип единоначалия. Руководитель, таким образом, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений. Доминирующим принципом построения линейной структуры служит вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения.
Страницы: 1, 2