Рефераты. Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

ИМИДЖ (англ, - образ) - целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании. Имидж возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте сквозь сеть действующих стереотипов, В качестве обладателя имиджа может выступать любой объект окружающей действительности,

Имидж социально обусловлен и выполняет ряд важных функций, что выражается в следующем: 1) обнаруживает свое существование только в условиях общества; 2) субъектом имиджа выступает человек как продукт общества - человек социальный; 3) общие характеристики имиджа того или иного объекта (его валентность, сила, определенность) зависят не только от самого объекта, но и от особенностей конкретного общества, в котором этот имидж формируется, - от его ценностей, норм, традиций, установок и т.п. Это положение вытекает из 2), поскольку социальность субъектов предполагает оценочность восприятия ими мира окружающих объектов и самих себя вследствие усвоенного опыта, знаний предшествующих поколений и принятой роли так называемого обобщенного другого; 4) уже сложившийся имидж: а) определяет характер последующего восприятия объекта со стороны лиц, усвоивших этот имидж, посредством сведения указанного процесса восприятия к процедурам идентификации, узнавания объекта и (при наличии новой, возможно, диссонирующей информации) коррекции соответствующего образа (функция экономии мышления социальных субъектов); б) способствует формированию устойчивого отношения к данному субъекту (функция социальной оценки); в) служит основанием для субъективного выбора адекватной модели связанного с объектом поведения (функция руководства к действию, или регулятивная функция).

Формирование имиджа идет по следующему пути: выявление сложившихся у аудитории представлений об объекте; определение предпочтений, ожиданий и требований аудитории, черт и характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендующий на позитивный имидж объект; конструирование имидж. данного объекта; разработка стратегии формирования имиджа - плана действий; перевод сконструированной модели в реальные контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.); контроль за реализацией плана, замер промежуточных результатов, корректировка при необходимости модели и стратегии; мониторинг сформированного имиджа. Та или иная аудитория выдвигает собственные требования к имиджу, но должен сохраняться основной каркас, к которому присоединяются дополнительные характеристики. Правильно подобранный имидж является наиболее эффективным способом работы с массовым сознанием. Имидж, отражая ключевые позиции, на которые реагирует массовое сознание, вызывает автоматические реакции у населения.

Можно обозначить две группы функций имиджа.

Ценностные функции имиджа:

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала.

Технологические функции имиджа:

Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование.

Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное.

К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании.

Итоги многих опросов населения показывают, что их имидж у сотрудников правоохранительных органов имеет негативную окраску. Поэтому правоохранительным организациям стоит уделить внимание имиджу сотрудников, их самопрпезентации (профессиональная работа психолога в организации), чтобы обеспечить положительный образ в сознании автолюбителей.


§ 3. Профессиограмма сотрудника ГИБДД как основа знания о профессии и психологтческих качествах сотрудников


Деятельность инспектора ГАИ связана, в основном, с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой реализуется шесть сторон деятельности каждой юридической специальности: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1.Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3.Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4.Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5.Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

6.Удостовернтельная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).

Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами, и для этого обладать качествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внимательным, решительным человеком, к тому же обладать повышенным чувством ответственности за свои действия.

Водитель автомобиля должен знать правила дорожного движения, основы безопасности управления; устройство и принцип действия механизмов, систем и приборов автомобиля; правила обкатки и хранения автомобилей, эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; марки и свойства топлив и масел; правила перевозки различных грузов; правила охраны труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА:

Тип профессии -"человек-техника". Работа на открытом воздухе. Ручные и механизированные орудия труда.

Профессия – водитель:

1.Область базовых знаний основного уровня - управление транспортом. Их уровень - высокий (практическое использование знаний). Область базовых знаний вспомогательного уровня - механика, техника. Их уровень – средний (знания получены опытным путем). Профессиональная область – транспорт, транспортные перевозки. Межличностное взаимодействие – редкое. Доминирующий интерес – реалистический. Дополнительный интерес – конвенциональный. Условия работы – вне помещения, сидячий.

2. Доминирующие виды деятельности: осуществление транспортных и пассажирских перевозок; эксплуатация, управление автомобилем; наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.); техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.); регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража; обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге; участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

- концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности);

- хорошая переключаемость внимания;

- большой объем внимания (то количество явлений, которое человек может замечать одновременно);

- хорошая зрительная память;

- хорошая моторная память;

- хорошая реакция на возможные неожиданные ситуации на дороге;

- высокая помехоустойчивость;

- хорошее пространственное воображение;

- способность контролировать свои эмоции;

- хороший глазомер.

Личностные качества, интересы и склонности:

- дисциплинированность;

- осторожность;

- рассудительность;

- самообладание;

- находчивость;

- уравновешенность;

- уверенность;

- выносливость.

Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- невнимательность, рассеянность;

- эмоциональная неустойчивость;

- быстрая психическая утомляемость;

- злоупотребление спиртными напитками;

- недисциплинированность;

- агрессивность.

Нельзя преувеличивать или преуменьшат опасность того или иного действия участника дорожного движения и тем более подходит ко всем с общей меркой. Каждое правонарушений имеет свои особенности, а действие правонарушителей -индивидуальные. Нарушения могут быть совершены по неосторожности или неопытности.

Б.В. Росинский относит «недостаточный интеллектуальный, образовательный и моральный уровень сотрудников ДПС; неумение строить законные и доброжелательные взаимоотношения с участниками дорожного движения» к одной из объективных причин, затрудняющих осуществление дорожного надзора за соблюдение правил дорожного движения (ПДД).

Немало ценных советов, касающихся специфики взаимоотношений с участниками дорожного движения, которые до сих пор не утратили свою актуальность, содержалось и в методических рекомендациях Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР: « колебания при выборе меры административного воздействия, ее последующее смягчение или ужесточение не допустимы. Они снижают авторитет и воспитательное значение правовой нормы. Инспектор обязан быть сдержанным, твердым и справедливым в своих решениях».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.