Рефераты. Прогноз деловой среды на предприятии p> 3.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Изменение денежных средств за некоторый период определяется финансовыми потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления, с другой — платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д., поэтому необходимо заранее выявить ожидаемый дефицит средств и принять меры для его покрытия.
Поскольку основной статьей притока денежных средств являются поступления от дебиторов, рассмотрим порядок расчета данного показателя. Для наглядности воспользуемся информацией о предприятии, деятельность которого по итогам истекшего периода характеризовалась следующими данными:

дебиторская задолженность, руб. 357 320 средний период погашения дебиторской задолженности, дней 45 кредиторская задолженность поставщикам, руб. 204 280 средний период погашения кредиторской задолженности, дней 31, 5 производственные запасы, руб. 242 600 средний период хранения запасов, дней 49

Предприятие выпускает четыре основных вида продукции. сумма поступлений денежных средств находится в непосредственной зависимости от прогноза объема реализации (отгрузки), а также от состояния дебиторской задолженности.
Прогноз объема реализации является результатом изучения таких факторов, как: прошлый объем продаж; рыночная конъюнктура и ее возможное изменение; общая экономическая ситуация; доходность продукции; ценовая политика; производственные мощности; долгосрочные тенденции продаж различных видов продукции и др.

3.3. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОДАЖ.

В практике различных предприятий используются разные методы прогнозирования продаж. В их числе можно выделить следующие: эмпирическое прогнозирование — оно использует опыт знания маркетологов, финансовых, производственных руководителей и, как правило, обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым способом, однако практически Исключает персональную ответственность за сделанный прогноз и принятую финансовую смету; статистическое прогнозирование — исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации или использование более сложных методов, например корреляционного анализа; это может делать прогноз более надежным, но способно и привести к серьезным просчетам, поскольку результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных.

3.4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.


Для анализа дебиторской задолженности необходимо привлечь данные о сроках ее погашения, сложившихся в прошедших периодах, о наличии маловероятной ко взысканию и нереальной задолженности. Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности влечет за собой сокращение притока денежных средств.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

Сумма поступлений = Объем реализации + + Дебиторская задолженность на начало периода -- Дебиторская задолженность на конец периода.

Предположим, отделом сбыта подготовлен прогноз продаж на предстоящий период — месяц .

Таблица Прогноз продаж

|Вид |Объем |Текущая|Объем |Объем |
|продук|реализ|продажн|реализаци|реализации|
|ции |ации, |ая |и в |с учетом |
| |шт. |цена, |текущих |поправки |
| | |руб. |ценах, |на |
| | | |руб. |инфляцию, |
| | | | |руб. |
|А |2305 |26,4 |56 547 |64402 |
|Б |1730 |32,0 |55360 |60896 |
|В |1920 |32,4 |62 208 |68429 |
|Г |1152 |38,5 |44352 |48787 |
|Итого | | |220 467 |242 514 |


Чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить дебиторскую задолженность по состоянию на конец прогнозируемого периода
(месяца). С этой целью можно использовать формулу оборачиваемости

Tд.з.=Oд.з.*t/B где Тд.з. — период оборота дебиторской задолженности; Oд.з. — средние остаткидебиторской задолженности; t — длительность анализируемого периода
(в рассматриваемой ситуации — месяц); В — выручка от реализации продукции.

Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, допустимо воспользоваться рассчитанным ранее значением длительности погашения дебиторской задолженности (см. табл. 6.6).
Тогда средние остатки дебиторской задолженности в про-гнозируемом периоде можно рассчитать по формуле

Oд.з.=Tд.з.*B/t
Для более надежного определения средних остатков задолженности дебиторов надо учесть характер расчетов предприятия с покупателями (соотношение последующей и предварительной оплаты). Более точный расчет предполагает использование в числителе формулы выручки, получаемой на условиях доследующей оплаты. Поскольку прогнозировать данное соотношение на перспективу достаточно сложно, можно воспользоваться сложившимися соотношениями. Если такую информа-цию получить затруднительно или в составе выручки значительную часть составляют расчеты с покупателями на условиях последующей оплаты, в числителе может использоваться об-щий прогнозируемый объем продаж. В рассматриваемом нами примере расчет по формуле (6.7)

Qд.з.=45*242514/30=363770
Для небольших интервалов времени (месяц, квартал) средние остатки Оср удобно определять по формуле среднего арифметического:

Oср=(Oн+Oк)/2 где Он и Ок — остатки на начало и конец периода.

В нашем примере начальные остатки дебиторской задолженности (остатки на конец истекшего периода) составляли 357 320 руб. Рассчитаем ожидаемое значение дебиторской задолженности на конец периода:

Ок = 2*Оср - Он = 2 * 363 770 - 357 320 = 370 221.
Таким образом, ожидаемая сумма поступлений денежных средств от покупателей составит

242 514 + 357 320 - 370 221 = 229 613.
Как видно, вследствие увеличения к концу периода задолженности покупателей (неоплаченной отгруженной продукции) на 12 901 руб. прогнозируемые денежные поступления будут меньше ожидаемого объема продаж на такую же величину и составят 229 613 руб.
Существует несколько иной способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженности покупателей.
Так, если анализ состава дебиторской задолженности и характера ее движения выявил, что в среднем 40%. задолженности погашается через месяц с момента ее возникновения, 30% — через 2 мес., 20% — через 3 мес., 10% обязательств остаются неоплаченными, то можно составить следующую таблицу:

|Срок |Ожидаемое поступление денежных |
|отгруз|средств в I квартале |
|ки | |
|продук| |
|ции | |
| |Общая сумма|В том числе по месяцам |
| | |Январь |Февраль|Март |
|Октябр|50 000 |10 000 |- |- |
|ь | | | | |
|Ноябрь|55 000 |16 500 |11 000 |- |
|Декабр|50 000 |20 000 |15 000 |10 000 |
|ь | | | | |
|Январь|60 000 |- |24000 |18 000 |
|Феврал|55 000 |- |- |22 000 |
|ь | | | | |
|Март |70000 |- |- |- |
|Итого |340000 |46 500 |50 000 |50 000 |


Таким образом, при объеме отгруженной продукции 186 000 руб. (60 000 + 55
000 + 70 000) в I квартале сумма ожидаемых поступлений денежных средств составит 146 600 руб.
Для определения конечных остатков дебиторской задолженности на предстоящий период, например квартал, поступают следующим образом. К начальной задолженности покупателей прибавляют ожидаемый объем продаж и вычитают ожидаемые суммы денежных поступлений. Так, если исходя из приведенного выше графика сумма дебиторской задолженности покупателей по состоянию на 1 января составляла 98 000 руб. (30% неоплаченной продукции, отгруженной в октябре, + 60% продукции, отгруженной в ноябре, + 100% отгруженной в декабре), прогнозируемая величина непогашенных обязательств покупателей на
1 апреля составит 98 000 +185 000 - 146 500 = 136 600 руб.

Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера. В каждом конкретном случае эта задача может иметь свое решение исходя из имеющейся информации.

3.5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

К числу статей, формирующих наибольший отток денежных средств, как правило, относятся расчеты с поставщиками. Рассмотрим лишь те расчеты с кредиторами, которые связаны с формированием запасов материальных ценностей. Необходимо оценить ожидаемый дебетовый оборот счета Расчеты с поставщиками и подрядчиками на предстоящий период (месяц). При этом будем оперировать следующей хорошо известной зависимостью:

Начальное сальдо + Увеличение задолженности = Сумма платежей +

Конечное сальдо

или

Сумма платежей = Начальное сальдо + Увеличение задолженности -
Конечное сальдо.

В нашем примере единственной известной величиной является задолженность на начало анализируемого периода (204 280 руб.).

Увеличение задолженности поставщикам определяется объемом поступления материальных ценностей. Ограничив размеры обязательств перед кредиторами лишь теми расчетами, ко- торые возникают в связи с приобретением материальных ре- сурсов (производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), с учетом действующего порядка налогообложения, можно записать:

Увеличение задолженности = Фактическая себестоимость заготовления
МЦ + НДС

или
Увеличение задолженности = фактическая себестоимость заготовления МЦ * (1
+ Ставка НДС).
Таким образом, для определения кредиторской задолженности поставщикам необходимо рассчитать ожидаемый объем поступления материальных ценностей.

3.6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ.

Примем условно, что все потребление связано с производственными нуждами и характеризуется отпуском материальных ценностей в производство. Для определения его объема в предстоящем периоде следует привлечь данные производственного плана (сметы) об объемах производства продукции и потребностях в материалах. Примерный расчет объема выпуска продукции:

Объемы выпуска и остатки продукции (шт.)
|Показатели |Вид продукции |
| |А |Б |В |Г |
|1 |Ожидаемый объем |2305|1730|1920|1150|
| |продаж | | | | |
|2 |Предполагаемые |1050|500 |950 |350 |
| |остатки готовой | | | | |
| |продукции на конец | | | | |
| |периода | | | | |
|3 |Совокупная |3355|2230|2870|1500|
| |потребность в | | | | |
| |готовой продукции | | | | |
|4 |Начальные остатки |1026|459 |904 |395 |
| |готовой продукции | | | | |
|5 |Объем выпуска |2329|1771|1966|1105|
| |продукции | | | | |

Следует отметить, что здесь невозможно привести все реальные расчеты по используемым на предприятии материалам. Принципиальная схема определения ожидаемого объема расходования материалов и их списания на себестоимость:

Расход материалов

|Показатели |Вид продукции |Всего|
| |А |Б |В |Г | |
|Удельный расход | | | | | |
|материалов, | | | | | |
|нат. ед.: | | | | | |
|Ml |3 |10 |5 |4 | |
|М2 |8 |2 |11 |4 | |
|Расход на | | | | | |
|ожидаемый выпуск | | | | | |
|продукции, нат. | | | | | |
|ед.: | | | | | |
|Ml |698|1771|983|4420 |38947|
| |7 |0 |0 | | |
|М2 |863|3542|21 |4420 |48220|
| |2 | |626| | |
|Ожидаемая | | | | | |
|себестоимость | | | | | |
|себестоимость | | | | | |
|израсходованных |x |x |x |x |62 |
|материалов: | | | | |315 |
|Ml (средняя цена | | | | | |
|1,6 руб.) | | | | | |
|М2 (средняя цена |x |x |x |x |84 |
|1,95 руб.) | | | | |029 |
|Итого: | | | | |15634|
| | | | | |4 |

Таким образом, прогнозируемый объем отпуска материалов в производство в предстоящем периоде составляет 156 344 руб. Другой вариант расчета ожидаемой себестоимости израсходованных материалов связан с использованием данных о Сложившейся структуре издержек. Допустим, согласно результатам анализа структуры дохода и затрат удельный вес Производственной себестоимости реализованной продукции в Выручке составляет 70%, в том числе по видам выпускаемой продукции: А - 73%, Б - 90%, В - 67%. Кроме того, известно, что удельный вес материальных затрат в составе производственной себестоимости в прошедшем периоде в среднем составлял 88%. Для определения прогнозных значений производственной себестоимости и материальных затрат можно воспользоваться сложившимися соотношениями, используя в Качестве базы для расчета показатель объема реализации. При этом следует учитывать, что влияние инфляции может быть неравнозначным по отношению к темпам роста цен на продукцию и ресурсы.
Допустим, что в предстоящем периоде предполагается опережение темпов роста на материальные ресурсы на 5%. Расчет ожидаемых значений показателей себестоимости:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.