2) Должностная целеустановка: разработка всех видов деятельности по всем вопросам в области маркетинга
3) Должностные задачи:
- разработка концепции, стратегии маркетинга для всех видов продукции и услуг;
- разработка комплекса маркетинга для всех видов выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- разработка, проведение маркетинговых исследований, анализ полученных данных;
- координация решений управляющих магазинами в области ценообразования и предоставляемых скидок, и начальника отдела сбыта по поводу каналов сбыта продукции;
- решения по персональным делам, принятие решений о зачислении, увольнении, повышении квалификации и заработной платы сотрудникам отдела.
4) Должностная компетенция: представительство отдела маркетинга на разлитчных выставках и других мероприятиях, при работе с различными маркетинговыми компаниями и фирмами, а также заключение договоров с рекламными агентствами и другими организациями, оказывающими услуги в области маркетинга.
5) Должностной ранг: руководитель отдела.
6) Должностная субординация: руководитель коммерческого отдела в качестве дисциплинарного начальника.
7) Непосредственные подчиненные: работники отдела маркетинга - маркетологи.
8) Должностной заместитель: руководитель коммерческого отдела.
9) Сотрудничество с другими участками: сотрудническая деятельность с производственным отделом по поводу разработки новых видов продукции и услуг, а также сотрудническая деятельность с управлюящими магазинами в целях непосредственного проведения маркетинговых исследований и определения способов лучшего обслуживания клиентов.
10) Требования к занимаемой должности: а) высшее экономическое (коммерческое) образование с предоставлением диплома; б) трехлетний опыт работы в области маркетинговых исследований и разработки комплекса маркетинга; в) профессиональная компетенция и социальная ответственность как руководителя;
Для фирмы "Оптика" с целью повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:
1) четкое разделение труда на основе должностных инструкций.
2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий руководитель контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3) наличие обобщенных формальных правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п.
4) осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
5. Мотивация.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации [5, с. 360].
Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.
Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены ниже: |А. Маслоу |Д. МакКлелланд |Ф. Герцберг | |1. Физиологические |1. Потребность власти |1. Гигиенические | |потребности |как |факторы: | |в еде, воде, убежище, |желание воздействовать | - политика фирмы; | |отдыхе. |на | | |2. Потребности в |других людей. | - условия работы; | |безопасности | | | |и уверенности в будущем. |2. Потребность успеха - | - заработок; | | |удовле- | | |3. Социальные потребности |творяется за счет | - межличностные | |в |процесса |отношения | |чувстве принадлежности, |доведения работы до |с начальниками, | |социал. |успешного |коллегами; | |взаимодействии и поддержке|завершения. | - степень контроля за | | | |работой. | |4. Потребности в уважении:|3. Потребность в |2. Мотивационные | | |причастности, |факторы: | |в самоуважении, |т.е. налаживание | - успех; | |компетентности |дружеских | | |и признании. |отношений, оказании | - продвижение по | | |помощи |службе; | |5. потребности |другим. | - признание и | |самовыражения: | |одобрение | |в реализации своих | |результатов работы; | |потренциал. | | | |возможностей и росте как | | - высокая степень | | | |отвествен- | |личности. | |ности; | | | | - возможность роста. |
В качестве основной теории для определения наиболее актуальных потребностей работников фирмы "Оптика" воспользуемся теорией Маслоу. Наиболее актуальными потребностями работников данной организации являются следующие потребности: потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в уважении и самовыражении, социальные потребности. При этом работники управленческих должностей в большей степени мотивированы потребностями более высокого порядка, поскольку уровень их заработной платы достаточен, и у многих из них есть желание добиться определенных успехов в своей карьере и использовать возможности роста. Основными потребностями работников, занятых выполнением неуправленческих функций, являются потребности в безопасности и уверенности в будущем, поскольку их работа носит в основном рутинный, нетворческий характер, уровень заработной платы ниже уровня оплаты управленцев, и следовательно такие работники будут стремиться таких внешних вознаграждений, как дополнительная оплата труда, премии и т.д. Однако необходимо учитывать, что некоторые из этих работников имеют так же социальные потребности и потребности в уважении.
В качестве основных принципов стимулирования и методов удовлетворения различных потребностей работников и руководителей различных уровней управления в фирме "Оптика" целесообразнее использовать следующие принципы и методы:
1. Материальное стимулирование: а) установление премий за перевыполнение плана; б) использование премий за повышение качества продукции в) надбавка к заработной плате за сверхурочную работу, при условии, что она не связана с отставанием работников в сроках выполнения задания.
2. Социальные потребности: а) сохранение неформальных групп, если они не наносят организации реального ущерба; б) поощрение поддержки одним сотрудником другого; в) создание в каждом магазине духа единой команды за счет проведения конкурсов между магазинами по объемам сбыта и качеству обслуживания клиентов.
3. Потребности в уважении: а) обеспечения подчиненным возможности обучения и повышения квалификации, что даст возможность занятия более высокой управленческой должности; б) привлечение подчиненных к формулировке целей; в) обеспечение обратной положительной связи с достигнутыми результатами путем подготовки полугодовых листовок о работе организации, результатах работы каждого из сотрудников и о сотрудниках, внесших наиболее существенный вклад в достигнутые результаты; г) вынесение благодарностей сотрудникам, добившимся наилучших результата работы.
4. Потребность в самовыражении: а) предоставление возможностей для обучения, которое позволит полностью использовать потенциал работников; б) возможность продвижения подчиненных по служебной лестнице путем назначения на более высокие должности за счет успешного, аккуратного, обдуманного выполнения порученных работ; в) предоставление подчиненным сложных работ, требующих от них полной отдачи.
6. Контроль.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. [5, с. 390]
Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля: фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации.
Существует 3 основных вида контроля, которые схожи друг с другом, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, что фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Различаются эти виды контроля только временем их осуществления.
I. Предварительный контроль. Этот вид контроля осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления этого вида контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения разрабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении.
В организациях предварительный контроль используется в 3-х ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
В области человеческих ресурсов предварительный контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и профессиональных людей. В фирме "Оптика" основными средствами предварительного контроля в области человеческих ресурсов являются следующие: установление минимально допустимого уровня образования и стажа работы в данной области, проведение тестов и собеседований с целью определения профессиональной пригодности и психологических качеств нанимаемого работника в период перед его наймом.
Кроме человеческих ресурсов, фирма "Оптика" осуществляет обязательный предварительный контроль используемых ею материальных ресурсов. В данной области контроль осуществляется на основе разработанных стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих полуфабрикатов этим требованиям. С целью обеспечения данного соответствия в данной организации используется аккредитивная форма расчетов с поставщиками, позволяющая не оплачивать и возвращать некачественные материальные ресурсы.
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов, используемым фирмой "Оптика", является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда фирме потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. В фирме "Оптика" разрабатываются бюджеты для каждого отдела в отдельности, в которых определяются предельные значения затрат различных ресурсов, которые не позволяют отделу допустить перерасход этих ресурсов.
II. Текущий контроль. Этот вид контроля осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ.
Для осуществления текущего контроля деятельности магазинов в фирме "Оптика" используется специальная компьютерная система, позволяющая осуществлять учет материальных запасов, прослеживать объем продаж по каждому магазину и по каждому товару. Данные касс поступают на центральный компьютер управляющего, а затем используются им для прогнозирования и принятия решений относительно дополнительных закупок ходового товара. Данные компьютеров, установленных в магазинах, объединяются с данными отдела сбыта, реализовывающего продукцию через другие каналы сбыта. Обобщенная информация анализируется специальным работником финансового отдела и предоставляется руководителям различных уровней управления.
Каждый понедельник руководитель каждого подразделения получает информацию о фактических результатах работы своего подразделения за прошедшую неделю. При этом информация, предоставляемая руководителям отделов, является наиболее детализированной. Каждый понедельник руководитель организации получает отчет, в котором указаны основные показатели, их фактическое и плановое значения. Данный отчет позволяет руководителю укрупнено оценить общее состояние дел в организации и если необходимо, то принять корректирующее решение в случае серьезного отклонения фактических показателей от плановых. При этом каждые 4 недели руководитель организации собирает руководителей всех отделов для обсуждения достигнутых результатов и решения появившихся в процессе работ проблем, которые угрожают достижению намеченных целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7