Рефераты. Процесс разработки стратегии развития муниципального образования

Администрация города и генеральный разработчик стратегии учитывали важность и необходимость обеспечения единых механизмов и согласованности политики в решении вопросов совместного стратегического развития областного центра и островного края в целом, что уже является залогом успешной его реализации.

Городской округ «Город Южно-Сахалинск», также как и область, и вся страна, выбирает инновационный, социально-ориентированный путь развития, главная цель которого – обеспечить высокий уровень благосостояния и стандартов качества жизни населения.

Город может взять на себя функции областного научного, проектно-конструкторского и образовательного центра по обеспечению развития инновационных производств по всем основным отраслям экономики. Следует учитывать возможности города в развитии инновационных технологий в области образования, медицины, управления, гражданских инициатив. Именно здесь, в Южно-Сахалинске, сконцентрирован научный потенциал области. И это только одна из частей, на которых строится стратегия развития городского округа.

Успешная реализация стратегии позволит сделать механизм управления городским округом более открытым, придаст новый импульс развитию как экономического, так и социального потенциалов города Южно-Сахалинска.

Далее остановимся на рассмотрении стратегии развития Соликамского городского округа до 2018 г.

Разработка Стратегии развития г. Соликамска проводилась в 2007 г. Основными разработчиками выступили представители администрации г. Соликамска, депутаты городской Думы, а также эксперты Института прикладной экономики и бизнес-инжиниринга и Высшей школы экономики. Основные положения Стратегии формулировались в процессе взаимодействия экспертной группы с представителями городского сообщества - специалистами городской и краевой администраций, депутатами городской Думы, руководителями городских предприятий, предпринимателями, представителями некоммерческих организаций, журналистами.

Стратегия предназначена для решения следующих вопросов: [9]

§     консолидации городского сообщества вокруг решения ключевых проблем города;

§     координации процесса стратегического управления городом;

§     повышения инвестиционной привлекательности города.

Основными инструментами анализа и прогноза при разработке Стратегии служили:

§     сбор и обработка статистической информации;

§     проведение и обработка анкет, социологических опросов и интервью.

Стратегические приоритеты г. Соликамска основываются на анализе текущего социально-экономического положения города и формировании видения города на основе согласования интересов и выявлении наиболее благоприятного и вероятного сценария развития города из рассмотренных вариантов.

В аналитическом отчете стратегии была проведена интегральная оценка социально-экономического положения города и рассмотрен детальный анализ приоритетных направлений социально-экономического развития. Были получены следующие основные выводы проведенной оценки и анализа в целях выявления:

§     ключевых стратегических преимуществ и возможностей развития г. Соликамска;

§     ключевых проблем и угроз развития г. Соликамска.

Анализ основных направлений социально-экономического развития г. Соликамска проводился с использованием методики SWOT-анализа, широко используемой в стратегическом планировании. SWOT-анализ позволяет произвести структурированное исследование сильных и слабых сторон субъекта, а также определить возможности и угрозы его развития. SWOT-анализ предоставляет базу для определения возможных сценариев развития города и позволяет выявить приоритетные направления его развития.

Проведенный SWOT-анализ позволяет определить приоритеты стратегии социально-экономического развития г. Соликамска. Приоритеты формируются по следующим направлениям:

§     Снижение степени влияния слабых сторон социально-экономического положения города за счет сильных сторон.

§     Обеспечение перехода возможностей развития в сильные стороны социально-экономического положения.

§     Управление рисками социально-экономического положения путем снижение вероятности перехода возможных угроз в область слабых сторон города.

Далее было сформировано видение г. Соликамска до 2018 года на основании согласования интересов следующих заинтересованных групп: горожан, инвесторов (в том числе собственников и руководителей крупнейших предприятий г. Соликамска), Администрации г. Соликамска и Администрации Пермского края.

В целях формирования видения г. Соликамска в рамках аналитического отчета было рассмотрено несколько вариантов возможных сценариев его развития:

I «Инерционный сценарий». Инерционное управление при устранении техногенных рисков;

II «Соликамск – логистический центр Белкомура»;

III «Соликамск – индустриальная столица Прикамья»;

IV «Соликамск – самый комфортный город Прикамья»;

V «Соликамск – культурная витрина Прикамья»;

На основе анализа текущего социально-экономического положения города, перспектив развития Пермского края, а также представлений основных заинтересованных групп были выявлены вероятные положительные и отрицательные последствия реализации каждого из сценариев, а также была проведена оценка вероятности их наступления.

Среди ключевых интересов в отношении социально-экономического развития г. Соликамска, связанного со спецификой малых городов, а также особенностей географического положения и стратегии экономического развития города, можно выделить конкурентную борьбу за основные виды ресурсов: человеческие, финансовые и т.д. При этом ключевыми конкурентами выступают малые города и районы Пермского края и соседних регионов. Таким образом, рассматривая данный приоритет как ключевой в перспективах развития города, основной стратегической установкой города является создание условий, обеспечивающих привлечение на данную территорию ресурсов.

В связи с представленными выводами наиболее вероятным и отвечающим требованиям заинтересованных групп был признан сценарий: «Соликамск – самый комфортный город Прикамья», так как именно данный сценарий позволяет завоевать конкурентное преимущество в привлечении в первую очередь человеческих ресурсов и производных от них финансовых ресурсов.

В рамках согласованного сценария развития г. Соликамска до 2018 г. видение складывается на основе следующих принципов:

§     сохранение населения города за счет создания комфортной городской среды: качественного жилья, широкого спектра услуг, благоустройства города и т.д.;

§     активная социальная политика города;

§     создание экономических условия в целях обеспечения роста благосостояния жителей города.

О правильности выбранных приоритетов развития можно будет судить в процессе реализации данной стратегии.

Таким образом, стратегия развития любого муниципального образования направлена на решение ключевых приоритетных задач. Стратегические направления не являются автономными, независимыми друг от друга, а представляют собой единый комплекс действий, ориентированный на реализацию стратегических приоритетов.

Стратегия МО должна разрабатывается в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию, обладать достаточной гибкостью и должна конкретизироваться в годовых планах, а также учитывать реальные возможности администрации.


Глава 3. Пути улучшения отечественной системы разработки СРМО


3.1 Предложения по улучшению системы разработки стратегии развития с использованием передовых подходов

 

Одной из нерешенных стратегических проблем современной России является резкое несоответствие ресурсных возможностей страны и эффективности ее экономики. Для обеспечения устойчивого экономического роста в стране необходимо существенно повысить эффективность использования ее национального богатства – природных ресурсов и интеллектуального потенциала, что требует выработки новой государственной стратегии экономического развития и ее научного обоснования в территориальном разрезе. Такая потребность актуализируется также выдвижением новых для России тенденций и проблем мирового порядка (требование роста экономики на новой качественной основе; рост зависимости регионов от мирового хозяйства; переход к постиндустриальному обществу с особыми функциями различных регионов; изменение образа жизни и, соответственно, требований к развитию социальной сферы; ужесточение экологических критериев). Также толчком для новой стратегии развития служат внутренние проблемы (негативные явления в экономике и социальной сфере; недостаточным уровнем развития методологии и практики разработки и реализации действующих стратегий развития).

Необходимым методологическим требованием, предъявляемым к разработке стратегии социально-экономического развития России, является ее научное обоснование в территориальном аспекте. Оно предполагает адекватное отражение исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических и национально-культурных условий страны и обеспечение эффективного развития единого экономического пространства, открытого для международного сотрудничества. Методологическую основу российской стратегии развития образует парадигма: экономика России – не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мировых хозяйственных связей. Исходя из данной парадигмы, стратегия регионального развития рассматривается в качестве важнейшего элемента, системообразующей конструкции общей стратегии развития страны. [10]

Концептуально-методологические основы создания и реализации новой региональной стратегии развития должны включать: соблюдение принципов комплексности (нацеленность на все стороны общественного развития), долговременности (расчет на многолетнее действие), сопряженности с глобальной государственной стратегией развития и другими ее составляющими. Не должна допускаться чрезмерная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, необходимо вовлекать регионы в процесс реализации стратегии развития страны в качестве ее важнейшей предпосылки.

В условиях рыночной экономики основополагающим подходом к разработке региональных программ развития должна стать их стратегическая направленность на усиление конкурентоспособности региона, под которой следует понимать способность региона обеспечить своему населению сравнительное превосходство условий жизни и его бюджетную самостоятельность.

Также следует отметить, что довольно часто регионы и МО сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов, имеющих необходимый уровень подготовки для решения такой задачи. Поэтому привлечение внешних консультантов позволяет построить систему целей, объективно выявить сильные и слабые стороны той или иной территории, определить ресурсы и возможности для достижения поставленных целей. А именно эта работа является исходной для разработки стратегии и от нее во многом зависит качество составления программы стратегического развития.

Дальнейшее развитие и совершенствование теоретической и прикладной базы формирования и реализации стратегии будет способствовать более полному и точному отражению в соответствующем документе текущего состояния, правильной оценке возможностей и приоритетов развития муниципального образования как части региональной и общероссийской системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.