Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития муниципального образования
1.1 Понятие стратегии развития муниципального образования, цели и тактика
1.2 Методика разработки СРМО
1.3 Основные этапы процесса разработки СРМО
Глава 2. Оценка процесса разработки стратегии развития муниципального образования на примере стратегий развития российских муниципальных образований
Глава 3. Пути улучшения отечественной системы разработки СРМО
3.1 Предложения по улучшению системы разработки стратегии развития с использованием передовых подходов
3.2 Использование зарубежного опыта в сфере разработки стратегии развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день в России сложилось такая ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. В этих условиях определяющим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и местного самоуправления. Основным уровнем территориальной и экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.
Осознавая актуальность современных социально-экономических проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления муниципального образования. Стратегия нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на муниципальное образование, на постоянное развитие.
Целью написания курсовой работы является обоснование значимости лучше целью сделать изучение теории и практики разработки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального образования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используемых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии;
- выявление основных препятствий при разработке стратегии;
- анализ существующих стратегий развития на конкретных примерах.
Одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.
Стратегия - это общественно согласованная концепция развития муниципального образования (МО) на длительный срок. Непонятно это определение просто понятия «стратегия» или все-таки «стратегия МО» Стратегия представляет собой выбор вектора развития муниципального образования, который включает:[1] Вектор – это направление. Он не может включать контроль, выявление проблем. Переформулируйте.
- формулирование общей согласованной цели согласованной с чем, с кем?
- определение главных задач, которые необходимо решить
- планирование основных мероприятий для решения этих задач
- контроль и выявление основных проблем в процессе реализации стратегии развития. Это уже фактически технология разработки. Материал не согласуется с названием пункта.
В настоящее время тема разработки стратегии стала очень актуальной не только среди консультантов, профессионально занимающихся такой работой, но и для руководителей городов, и регионов. Распространяющийся подход по оценке города как компании также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения элементов корпоративного управления органами власти. Рассматривая город как корпорацию, важным является понимание тенденций развития и оценка силы влияния внешней среды на его текущее состояние. Актуальность как правило рассматривается во введении, либо в самом начале.
Разработанная стратегия развития позволяет определить готовность МО к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Кроме того, стратегия свидетельствует о способности МО вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития.
Дальше уже роль и значение? тогда надо это обозначить в тексте Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям муниципального образования получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок местных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из регионального и федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов.
Существование стратегии позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией. [2]
Следует отметить, что муниципальные и региональные стратегии взаимосвязаны между собой, так как муниципальная стратегия составляется, опираясь на региональную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не будет соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной. Этот абзац должен быть продолжением специфики.
Специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, и путей их решения. Это обстоятельство служит важным аргументом при оценке степени важности и необходимости разработки стратегии развития МО. Главным ориентиром при разработке стратегии является улучшение показателей качества жизни граждан.
Методика и методология – это разные вещи. Разберитесь если у вас методика, то и назовите соответственно параграф. Методика – это совокупность методов проведения какой-либо работы, которая должна соответствовать ряду требований:
- обеспечивать выполнение функции, для которой она создается;
-не быть избыточной по составу и структуре;
-обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;
-быть понятной специалистам соответствующей квалификации;
-описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (то есть этапы и взаимосвязи между этапами);
-описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;
-однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).[3]Это общая информация, не конкретно к стратегии МО.
Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном этапе, строится на сочетании трех подходов[4]:
• экономико-математического подхода, предполагающего анализ существующих статистических данных о социально-экономическом развитии МО, планов и программ развития хозяйствующих субъектов, выявление тенденций и ограничений развития с использованием многопараметрических экономико-математических моделей;
• социолого-коммуникативного подхода, предполагающего за счет социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов;
• сценарного подхода, предполагающего проведение качественного и количественного анализа возможных отклонений и альтернатив развития МО, определение наиболее вероятных сценариев его социально-экономического и пространственного развития, а также программы действий органов местного самоуправления, направленных на реализацию наиболее выгодных для муниципалитета сценариев развития и снижения рисков неблагоприятных сценариев.
Сочетание данных подходов позволяет учесть как объективные, так и субъективные факторы развития, преодолеть ограничения, связанные с задержкой предоставления, неполнотой и недостоверностью отдельных количественных данных и субъективностью качественных оценок. Что позволит в конечном итоге получить документ – «Стратегию социально-экономического развития МО», - который будет в полной мере отвечать сложившейся ситуации и принят субъектами муниципального сообщества, а также разработать программу действий администрации, позволяющую учитывать факторы неопределенности его развития и управлять рисками, обусловленными действием внешних сил.
Если первые два подхода в той или иной степени стали традиционными при разработке стратегии развития муниципальных образований в России, то сценарный подход часто реализуется в крайне упрощенном виде, что значительно снижает его полезность.
Фактически сценарный подход – не что иное, как вариант имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа. В частности, здесь не требуется увязывания всех гипотез в математическую модель. Многие необходимые оценки ситуации могут быть получены на уровне вербальных обобщений. Это делает работу по исследованию ситуации, сложившейся в том или ином конкретном образовании, более гибкой.
Выявление разветвлений и проработка возможных сценариев развития позволяет предвидеть возможные варианты развития событий, выстраивая систему снижения негативных последствий внешних решений и осуществлять шаги для принятия желательных для МО решений.
В то же время оценка и проработка различных вариантов развития не является самоцелью. В итоге она предполагает формирование комплекса предложений по тем или иным действиям. Прежде всего, это управленческие решения и мероприятия руководства муниципалитета. С учетом того, что стратегия есть продукт деятельности всего сообщества МО, она должна являться координирующим началом для всех других его субъектов - бизнеса, общественных структур, а также служить ориентиром дл внешних контрагентов МО – органов государственной власти регионального и федерального уровня, инвесторов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5