Рефераты. Проблемы внедрения новых информационных технологий

В настоящее время на рынке производителей программных продуктом в наличии имеется достаточно широкий выбор систем, обеспечивающих ускорение информационно-документационного обеспечения управления:

Ø    системы управления документами (такие как «БОСС-референт», «ДЕЛО», «DocsVision», и др.);

Ø    справочно-информационные (справочно-правовые) системы («КонсультантПлюс», «Гарант», и др.);

Ø    комплексные системы (предназначенные для автоматизации работы различных служб – такие, как «БОСС-кадровик», и др.).

В условиях традиционного «бумажного» делопроизводства задача делопроизводственных служб сводится к выполнению следующих технологических функций:

ü    изготовление и учет бумажных документов,

ü    их перемещение по организации и отправка;

ü    контроль работы с документами исполнителей;

ü    уничтожение / хранение документов

ü    связанная с документами справочно-аналитическая работа.

С появлением компьютеров, объединенных в сети, на смену трудоемким операциям с бумажными документами приходят несравненно более эффективные электронные технологии работы с документами. Это приводит не только к изменению содержания и распределения функций по работе с документами в организации, но и, что еще более важно, стало основой для перехода к созданию принципиально новых и эффективных схем управления.

Основные проблемы документооборота и ДОУ, возникающие обычно в организациях различного масштаба:

Ø    путаница и проблема поиска документов;

Ø    невыполнение документов в срок;

Ø    дублирование и противоречие документов друг другу;

Ø    неподдающаяся контролю текущая работа исполнителей с документами;

Ø    невозможность проследить историю работы с документами.

Один из самых эффективных путей решения проблемы управления документами – переход организаций на максимальное использование электронных документов, которые перемещаются и обрабатываются с помощью компьютерной сети. [12; 13]

Принципиальное решение – компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. При этом любые действия, осуществляемые на данном компьютере, могут автоматически собираться и накапливаться на центральном компьютере (сервере) сети. В результате на сервере накапливается полная база данных о состоянии и истории документооборота организации.

Более того, компьютерная сеть может использоваться и для организации коллективной работы с электронными документами – для их перемещения, согласования, и т.д. С этой целью используется специальное программное обеспечение управления документационной деятельностью, обычно называемое системой автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) или системой электронного документооборота (СЭД). [5]

Таким образом, необходимо провести различие между понятиями «автоматизация делопроизводства» и «электронный документооборот».


1.2 Автоматизация делопроизводства


Автоматизация производства – процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Цель процесса заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают автоматизацию частичную, комплексную и полную. [10; 11]

Автоматизация работы службы делопроизводства (канцелярии):

Ø    установка нескольких компьютеров в службе делопроизводства;

Ø    внедрение электронных регистрационных карточек вместо традиционных журналов и картотек;

Ø    автоматизированный поиск документов, хранящихся в службе делопроизводства по различным реквизитам;

Ø    автоматизированный контроль исполнения документов;

Ø    хранение электронных документов в памяти компьютера наряду с традиционным хранением дел. [21; с.142]

Автоматизация делопроизводства в рамках организации:

Ø    внедрение локальной электронной сети внутри предприятия;

Ø    перемещение части внутренних и исходящих документов организации по электронной сети;

Ø    установка сервера в службе делопроизводства для хранения регистрационных форм самой службы и регистрационных форм документов структурных подразделений;

Ø    автоматизированный поиск и автоматизированное сопровождение хода исполненных документов;

Ø    формирование отчетных данных о документообороте предприятия. [21; с.142]

В автоматизации делопроизводства можно условно выделить следующие основные этапы:

o        традиционная технология делопроизводства на бумажных носителях:

·  получение документов по почте;

·  регистрация документов в журналах и на карточках;

·  ведение контрольно-сроковых картотек;

·  копирование документов и передача их в соответствии с резолюцией исполнителям (структурным подразделениям);

·  формирование дел с исполненными документами;

·  передача дел на архивное хранение;

o        электронный документооборот между организациями:

·                   замена перемещения и размножения бумажных документов между предприятиями пересылкой электронных документов;

·                   автоматизированная регистрация в электронных журналах;

·                   внедрение сканирования поступивших бумажных документов и дальнейшая работа с их электронными копиями;

·                   использование электронно-цифровой подписи;

·                   внедрение санкционированного доступа к документам, потокового сканирования и других технологий электронного документооборота;

·                   создание электронного архива организации;

o        электронный документооборот в территориально-распределенной системе организаций:

·                   внедрение единой электронной системы документооборота в рамках отрасли, ведомства;

·                   автоматизация обмена электронными документами между органом управления (министерством) и предприятиями, а также между предприятиями и его удаленными подразделениями (филиалами, представительствами);

·                   автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;

·                   автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;

·                   создание и управление большими массивами архивной документации.

[21; с. 142-143]

Таким образом, мы видим, что электронный документооборот является частью процесса автоматизации делопроизводства.


1.3 Электронный документооборот


Электронный документооборот: - процесс движения, обработки, хранения и обмена электронными документами.

Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). [4]

Электронный документ, равнозначный документу, подписанному собственноручной подписью – это электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи; признается в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») [4]

Согласно ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения», электронный документ – это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.

В Российской Федерации на сегодняшний день не существует отдельного закона «Об электронном документе».

Участниками обмена электронными документами могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, участвующие в обмене электронными документами.

Отправителем электронного документа является участник обмена электронными документами, который составляет электронный документ, подписывает его своей электронно-цифровой подписью и направляет в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника.

Получатель электронного документа – участник обмена электронными документами, в адрес которого поступил электронный документ.

Посредник в обмене электронными документами (информационный посредник) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителями и получателями электронных документов.

При обмене электронными документами должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.

Электронный документ подлежит проверке для подтверждения его подлинности средствами проверки электронно-цифровой подписи.

Подтверждение подлинности электронного документа осуществляется получателем электронного документа с использованием средств проверки электронно-цифровой подписи, предоставленных ему отправителем или распространителем средств проверки электронно-цифровой подписи.

Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средствами проверки электронно-цифровой подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов.         [2]   

Электронный документооборот регулируется государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными (созданными на предприятии) нормативными актами (о чем более подробно будет рассказано в главе 2).

Правовое регулирование в сфере обращения электронных документов направлено:

Ø    на реализацию единой государственной политики в сфере обращения электронных документов;

Ø    на обеспечение безопасности и защиты информации при ее создании, обработке, хранении, передаче и приеме;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.