Рефераты. Проблемы фермерского хозяйства в мире p> Неустойчивый внешний спрос. В нашем историческом обзоре фермерской проблемы мы отметили, что основной причиной процветания фермеров в 1970-е годы был быстро растущий сельскохозяйственный экспорт, в то время как крах экспортных рынков послужил основной причиной кризиса фермерского хозяйства в начале 1980-х годов. Этот драматический поворот четко указывает на то, что источником непостоянства спроса является зависимость американского сельского хозяйства от мировых рынков. Доходы американских фермеров теперь чувствительны к изменениям погоды и производства сельскохозяйственных культур в других странах. Точно так же циклические колебания доходов в
Европе и Японии, например, могут изменить спрос на американские сельскохозяйственные продукты. Такой же эффект могут оказать и изменения в экономической политике других стран. Например, если страны Западной Европы решат оградить своих фермеров от иностранной (американской) конкуренции, американские фермеры будут иметь меньший доступ на рынки этих стран, и экспортный спрос снизится. Международная политика также может усиливать нестабильность спроса. Изменения в политических отношениях между
Соединенными Штатами и СССР способствовали увеличению объема продаж американского зерна в начале 1970-х годов и сокращению их в конце десятилетия. Решающее значение может иметь изменение международной стоимости доллара. Вспомните, что обесценение доллара в 1970-е годы увеличило спрос на американские сельскохозяйственные продукты, в то время как в начале 1980-х годов удорожание доллара уменьшило этот спрос на внешнем рынке. Итак: относительное усиление значения экспорта повышает нестабильность спроса на американские сельскохозяйственные продукты.
Сельскохозяйственный экспорт находится под влиянием не только погоды, колебаний доходов и экологической политики за рубежом, но также международной политики и колебаний международной стоимости доллара.

Глава 3. Сельскохозяйственная политика на распутье.

Более чем полувековая история экспериментов с государственной политикой, направленной на стабилизацию и повышение фермерских доходов, дает все основания предположить, что эти программы не действуют как следует. Следовательно, у экономистов и политических лидеров растет ощущение того, что традиционные цели и методы фермерской политики должны быть пересмотрены и изменены.

3.1. Несколько критических замечаний

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее важных критических замечаний в адрес сельскохозяйственной политики.

1. Симптомы и причины. Наши программы помощи фермерам не сумели добраться до причины фермерской проблемы. Государственная политика в отношении сельского хозяйства приспособлена для того, чтобы лечить симптомы, а не причины. Основной причиной фермерской проблемы было неправильное распределение ресурсов между сельским хозяйством и остальной экономикой. Исторически проблема состояла в слишком большом числе фермеров.
Результатом или признаком этого нерационального использования ресурсов являются низкие фермерские доходы. Государственная политика в области сельского хозяйства была ориентирована, главным образом, на поддержание фермерских цен и доходов, а не на смягчение проблемы распределения ресурсов, которая является основной причиной снижения этих доходов.

Некоторые критики идут дальше и утверждают, что поддерживаемые цены и доходы поощряли людей оставаться в сельском хозяйстве, тогда как в противном случае они мигрировали бы в какую-нибудь несельскохозяйственную область. Это значит, что ориентация фермерской программы на цены и доходы сдерживала то самое перераспределение ресурсов, которое столь необходимо для разрешения долговременной фермерской проблемы.

2. Неправильная направленность субсидий. Связанная с этим обстоятельством критика сводится к тому, что программы поддержания цен и доходов приносили больше всего пользы тем фермерам, которые меньше всего нуждались в государственной помощи. Из предположения, что целью нашей фермерской программы является повышение низких фермерских доходов, логически следует, что любая программа государственной помощи должна быть нацелена на фермеров с самыми низкими доходами. Но бедный фермер с небольшим объемом производства просто не производит и не продает на рынке достаточно продукции, чтобы получить значительную помощь от поддержания цен. Именно крупная корпоративная ферма извлекает выгоды благодаря своему большому объему производства. В 1987 г., например, 14% всех ферм с объемом продаж 100 тыс. дол. и выше получили более 55% всех прямы.' правительственных субсидий. 52% беднейших фермеров, доход которых от ведения фермерского хозяйства составлял в 1987 г. 9999 дол. и меньше (табл.
1), получили только 5% всех прямых выплат по субсидиям'. Если государственная политика должна быть направлена на пополнение фермерских доходов, то, безусловно, существуют веские доводы в пользу распределения этих выгод в обратной, а не прямой зависимости от чьего-либо положения в шкале распределения доходов. Программа поддержания доходов должна быть приспособлена к людям, а не к продуктам. Многие экономисты утверждают, что по соображениям справедливости прямое субсидирование доходов бедных фермеров предпочтительнее, чем косвенные субсидии в виде поддержания цен, которые идут в основном крупным и процветающим фермерам.

Этот же вопрос касается и цен на землю. Выгоды от цен и доходов, которые обеспечиваются различными фермерскими программами, в конечном счете капитализируются в более высоких ценах сельскохозяйственных угодий. Делая зерновые более дорогостоящими, политика поддержания цен привела к удорожанию и самой земли. Иногда это полезно для фермеров, но часто нет.
Фермеры арендуют около 40% своих сельскохозяйственных угодий, большей частью у сравнительно состоятельных несельскохозяйственных землевладельцев.
Таким образом, поддержание цен превращается в субсидию людям, которые фактически не занимаются земледелием.

3. Противоречия политики. В силу сложности фермерской политики и многочисленности ее целей в ней заложен ряд конфликтов и противоречий. Мы рассмотрим только несколько из них. Субсидируемая научно-исследовательская работа нацелена на повышение производительности ферм и увеличение предложения сельскохозяйственных продуктов, в то время как программы резервирования посевных площадей и "вывода земель из оборота" вознаграждают фермеров за вывод земли из производства для того, чтобы уменьшить предложение. Поддержание цен на зерновые означает возрастание затрат на корма для скотоводов и повышение цен на продукцию животноводства для потребителей. Наконец, в последние годы процветание американских фермеров во все большей и большей степени зависело от их способности продать свою продукцию на мировых рынках. Так как Соединенные Штаты являются основным экспортером многих сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен привело к установлению нового минимального уровня мировых сельскохозяйственных цен.
Эти цены, превышающие цены равновесия, одновременно и отбивали у иностранцев охоту покупать наши сельскохозяйственные продукты, и поощряли зарубежных фермеров производить больше Результатом является потеря доходов для американских фермеров.

4. Снижающаяся эффективность. Существует также основание считать, что, исключая все другиь проблемы, фермерская политика стала просто менее эффективной в достижении своих целей. В 1930-е годы большинство ферм были сравнительно небольшими, полуизолированными единицами, которые использовали незначительные количества машин и оборудования и сами обеспечивали себя большей частью используемых ресурсов. В настоящее время, однако, фермы стали более крупными, чрезвычайно капиталоемкими и тесно интегрированными и в отечественную, и в международную экономику. Теперь фермеры зависят от других производителей таких используемых в фермерском хозяйстве ресурсов, как семена, удобрения, инсектициды и т. д. Американское сельское хозяйство применяет более чем вдвое больше капитала в форме материальных активов
(машин и сооружений) в расчете на одного рабочего, чем экономика в целом.
Это означает, что фермерам теперь нужно занимать крупные суммы денег, чтобы финансировать приобретение капитального оборудования и земли и оборотный капитал. Следовательно, несмотря на хорошо задуманную фермерскую политику, предназначенную для того. чтобы повысить фермерские доходы, высокие процентные ставки, могут легко вызвать убытки или банкротство многих фермеров. Зависимость от экспортных рынков может также подорвать фермерскую политику. Снижение доходов за рубежом или повышение международной цены доллара (которое делает американские сельскохозяйственные продукты более дорогими для иностранцев) могут повлечь за собой внезапное сокращение американского сельскохозяйственного экспорта и легко уничтожить любые положительные воздействия сельскохозяйственных программ на фермерские доходы. Короче говоря, намного более широкий ряд переменных может теперь изменять доходы фермеров и таким образом ослаблять влияние фермерских программ.

5. Расходы на программы В последние годы затраты на различные фермерские программы значительно возросли. Например, в период с 1981 по
1985 г. федеральные расходы на программы по поддержанию цен на продукцию фермеров и их доходов составили приблизительно 60 млрд дол. Как отмечалось ранее, выплаты для поддержания цен в 1987 г. достигли примерно 17 млрд дол.

Трудный вопрос, к которому привлекают внимание последнее и схожие с ним критические замечания, состоит в том, является ли экономически оправданной все более и более дорогостоящая фермерская программа. Фермерские программы влекут за собой огромные и все возрастающие бюджетные расходы. Свя ,анные с этими программами субсидии не приносят пользы наиболее нуждающимся фермерам. Поддержание цен на продукцию фермеров искажает экономические стимулы, являясь причиной продолжающегося перепроизводства. Фермерские программы навязывают значительные расходы потребителям и осложняют нашу внешнеэкономическую политику. В русле подобного рода критики ряд экономистов считает, что наша фермерская политика представляет собой пример несостоятельности государственного сектора. Они утверждают, что государственная политика не только не решила проблем американского сельского хозяйства, но скорее стала частью этих проблем.

3.2. Политика стабилизации доходов, ориентированная на рынок

Неудивительно, что в обстановке разносторонней критики, направленной на сельскохозяйственную политику, экономисты и политики искали новые подходы к решению фермерской проблемы. Одна часто приводимая точка зрения заключается в том, что политике следует переключиться с задачи повышения на задачу стабилизации фермерских доходов. Задача стабилизации сводится к тому, чтобы уменьшить резкие межгодовые колебания фермерских доходов и цен, но принять такие долговременные средние цены на продукцию фермеров и их доходы, которые обеспечиваются свободными рынками. Эта задача противоречит задаче повышения доходов, направленной на установление цен на продукты фермеров и их доходов, превышающих те, которые принесли бы свободные рынки. Как могло бы правительство сдержать бум и укротить природу сельскохозяйственных рынков? Предполагаемый ответ заключается в том, что правительству следует поддерживать цены и накапливать излишние запасы, если цены упали значительно ниже уровня долговременных средних цен. Наоборот, правительству следует увеличивать предложение, распродавая часть этих запасов, если цены поднялись значительно выше средних долговременных цен

Сторонники считают, что ориентированная на рынок политики стабилизации доходов имеет ряд преимуществ. Во-первых, го сударственное вмешательство в сельское хозяйство было бы уменьшено в силу того, что программы регулирования предложения посредством сокращения посевных площадей были бы отвергнуты. Во-вторых, цены соответствовали бы долговременному равновесному уровню и поэтому способствовали бы эффективному распределению ресурсов между сельским хозяйством и остальными отраслями экономики. Иначе говоря, обеспечивая фермерам доходы, соответствующие ценам свободного рынка, рыночная система подавала бы необходимые сигналы к ускорению перемещения фермеров в несельскохозяйственные отрасли. В-третьих, расходы налогоплательщиков значительно сократились бы, и, наконец, более низкий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию стимулировал бы сельскохозяйственный экспорт.

3.3. Значение несельскохозяйственной политики

Как было сказано выше, эффективность фермерской политики может снижаться в силу того, что другие факторы могут сводить на нет ее влияние на фермерские доходы. Это значит, что благоприятная несельскохозяйственная политика жизненно важна для процветания сельского хозяйства. Как отмечалось, сельское хозяйство намного больше интегрировано в национальную и мировую экономику, чем это было всего лишь 40 или 50 лет назад. Если денежная и бюджетная политика — особенно "дорогие" деньги и большие дефициты федерального бюджета — приводят к повышению процентных ставок, как это было в последние годы, возможности для прибыльного ведения фермерского хозяйства значительно уменьшаются. Фермеры сильно зависят от кредитов, необходимых как для финансирования текущих операций, так и для покупки машин и земли. Способность фермеров выдерживать примерно 143 млрд дол. текущего долга аграрного сектора, безусловно, зависит от уровня процентных ставок.

Ясно также, что при существующей сильной зависимости сельского хозяйства от мировых рынков американские фермеры кровно заинтересованы в политике свободной и неограниченной международной торговли, которая сделает внешние рынки все более и более доступными. Мы отметили ранее, что колебания международной стоимости доллара также могут оказывать существенное влияние на американский сельскохозяйственный экспорт.

Заключение.

I. История американского сельского хозяйства знала "подъемы" и "спады".

2. Быстрый технический прогресс, соединенный с чрезвычайно неэластичным и относительно постоянным спросом на сельскохозяйственную продукцию, явился причиной того, что фермерские доходы были относительно низкими. Из-за сравнительно неизменного характера как имущественных, так и людских ресурсов аграрного сектора рыночная система оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем перераспределения достаточного количества ресурсов из сельского хозяйства.

3. В краткосрочном периоде чрезвычайно неэластичный характер спроса на сельскохозяйственную продукцию преобpaзует небольшие изменения объемов производства н небольшие изменения спроса на внутреннем и внешнем рынках в большие колебания цен и доходов.

4. Исторически сельскохозяйственная политика ориентировалась на иены н была основана на концепции паритета. Эта концепция предполагает, что отношение цен. но которым фермеры продают свою продукцию, к ценам, но которым они покупают другие товары, должно оставаться постоянным.

5. Использование минимальных цен, или поддерживаемых цен, имеет ряд экономических последствий: а) появляется избыточная продукция; б) доходы фермеров увеличиваются; в) потребители платят более высокие цены за сельскохозяйственные продукты; г) общество в целом платит более высокие налоги и, чтобы закупать и хранить излишки продукции, и несет также издержки, связанные с избыточным распределением ресурсов в сельское хозяйство; д) другие страны несут расходы, связанные с импортными барьерами и низкими мировыми ценами на сельскохозяйственные продукты.

6. Государство с ограниченным успехом осуществляло ряд программ, направленных на сокращение предложения сельскохозяйственных продуктов и увеличение спроса на них с тем, чтобы уменьшить излишки, образующиеся в результате поддержания цен.

7. Сельскохозяйственная политика критиковалась за: а) смешивание симптомов (низкие доходы фермеров) с причинами
(избыточная производственная мощность); б) предоставление наибольших субсидий фермерам с высокими доходами; в) противоречия между специальными сельскохозяйственными программами; г) снижающуюся Эффективность; д) возрастающие издержки.

8. Ряд экономистов выступает в защиту программы стабилизации, а не повышения фермерских доходов.

9. Несельскохозяйственная политика, в особенности макроэкономическая и внешнеторговая политика, жизненно важна для процветания сельского хозяйства.

Использованная литература

1. Макроэкономика. Учебное пособие./ Под ред. Бункина. М., 1995.

2. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /Под ред. Луссе А.

–СПб.: «Питер», 1999.

3. Теория переходной экономики. Т1. Микроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук. В.В.Герасименко – М: ТЕИС, 1997.Теория переходной экономики. Т2.

4. Макроэкономика. Учебное пособие. /Под ред. канд. эк. наук.

Е.В.Красниковой – М: ТЕИС, 1998.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В

2т.: Пер. с англ. Т. 1. –Таллин, 1995.


6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В

2т.: Пер. с англ. Т. 2. –Таллин, 1993.


7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 1995.

8. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. /Под ред. Валовой

Д.В. – М.: Политиздат, 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.