Рефераты. Проблемы безопасности структурного подразделения ОАО "Газпром" в работе с персоналом

В том случае, если результаты указанных проверок. тестов и психологического изучения не противоречат друг другу и не содержат данных, которые бы препятствовали приему на работу данного кандидата, с ним заключается трудовое соглашение, в большинстве случаев предусматривающее определенный испытательный срок (1—3 месяца).

4.3. ОСОБЕНОСТИ ПРОВЕРКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

Говоря об особенностях проверки руководящих кадров, необходимо подчеркнуть следующее важное обстоятельство — лица, принимаемые на ответственные вакантные должности в Обществе и его структурных подразделениях (члены правления, директорский корпус, резерв заместителей, главные бухгалтеры,  начальники отделов и служб, руководители структур безопасности, руководители компьютерных центров, администраторы сетей, начальники цехов, помощники и секретари первых лиц) сегодня подвергаются, как правило, следующей стандартной проверке, включающей:

·     достаточно продолжительные процедуры сбора и верификации установочно-биографических сведений с их последующей аналитической обработкой;

·     предоставление рекомендательных писем от известных государственных или коммерческих  структур с их последующей проверкой;

·     проверки по учетам правоохранительных органов; установки по месту жительства и по предыдущим местам работы;

·     серии собеседований и тестов с последующей психоаналитической обработкой результатов.

По мнению экспертов, даже каждый, взятый в отдельности из упомянутых методов проверки достаточно эффективен. В совокупности же достигается весьма высокая степень достоверности информации о профессиональной пригодности и надежности кандидата, его способностях к творческой работе на конкретном участке в соответствующем структурном подразделении Общества.


5. ПРОЦЕСС УВОЛЬНЕНИЯ КАДРОВ

Серьезное влияние на вопросы безопасности ведущих предприятий оказывают процедуры увольнения сотрудников. К сожалению, отдельных руководителей порой мало интересуют чувства и переживания персонала, который по тем или иным причинам попадает под сокращение или самостоятельно изъявляет желание покинуть предприятие. Как показывает опыт зарубежных и российских предприятий, такой подход приводит, как правило, к серьезным негативным последствиям. Раскроем их.

5.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ УВОЛЬНЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Современные психологические подходы к процессу увольнения позволяют выработать следующую принципиальную рекомендацию: каковы бы ни были причины увольнения сотрудника, он должен покидать коммерческую организацию без чувства обиды, раздражения и мести.

Только в этом случае можно надеяться на то, что увольняемый сотрудник не предпримет необдуманных шагов и не проинформирует правоохранительные органы, налоговую инспекцию, конкурентов, криминальные структуры об известных ему подлинных, а чаще всего мнимых недостатках, промахах, ошибках в деятельности его прежних руководителей.

Таким образом, необходимо быть четко ориентированным на выяснение истинных мотивов увольнения всех категорий сотрудников. Зачастую причины, на которые ссылается сотрудник при увольнении, и подлинные мотивы, побудившие его к такому шагу, существенно отличаются друг от друга. Обычно ложный защитный мотив используется потому, что сотрудник в силу прежних привычек и традиций опасается неправильной интерпретации своих действий со стороны руководителей и коллег по работе.

Наряду с этим весьма часто имеют место случаи, когда сотрудник внутренне сам уверен в том, что увольняется по откровенно называемой им причине, хотя его решение сформировано и принято под влиянием совершенно иных, порой скрытых от него обстоятельств. Так, в практике уже известны случаи весьма тонких и тайных комбинаций оказания влияния на высококвалифицированных специалистов с целью их переманивания на другое место работы.

В этой связи принципиальная задача состоит в том, чтобы определить истинную причину увольнения сотрудника, попытаться правильно ее оценить и решить, целесообразно ли в данной ситуации предпринимать попытки к искусственному удержанию данного лица в коллективе либо отработать и реализовать процедуру его спокойного и бесконфликтного увольнения. Решение рекомендуется принимать на основе строго объективных данных в отношении каждого конкретного сотрудника.

5.2. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ С УВОЛЬНЯЕМЫМИ СОТРУДНИКАМИ

При поступлении устного или письменного заявления об увольнении в настоящее время широко практикуется во всех без исключениях случаях проведение с сотрудником беседы с участием психолога, представителя кадрового подразделения и обязательно  кого-либо из руководителей предприятия. Однако до беседы целесообразно предпринять меры по сбору следующей информации об увольняющемся сотруднике:

·     характер его взаимоотношений с коллегами в коллективе; отношение к работе; уровень профессиональной подготовки; наличие конфликтов личного или служебного характера;

·     ранее имевшие место высказывания или пожелания перейти на другое место работы;

·     доступ к информации, в том числе конфиденциальной или составляющей коммерческую тайну;

·     вероятный период устаревания конфиденциальных сведений, составляющих коммерческую тайну для данного предприятия;

·     предполагаемое в будущем место работы увольняющегося (увольняемого) сотрудника.

5.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

Беседа при увольнении проводится только после того, когда собраны все необходимые сведения. Конечно, предварительно руководитель предприятия или лицо им уполномоченное отрабатывает принципиальный подход к вопросу о том, целесообразно ли предпринимать попытки склонить сотрудника изменить его первоначальное решение или же  санкционировать оформление его увольнения. В любом случае рекомендуется дать собеседнику высказаться и в развернутой форме объяснить мотивы своего решения. При выборе места проведения беседы предпочтение отдается, как правило, служебным помещениям.

В зависимости от предполагаемого результата беседа может проводиться либо в официальном тоне,  либо может иметь форму доверительной беседы, задушевного разговора, обмена мнениями. Однако каковы бы ни были планы в отношении данного сотрудника, разговор с ним должен быть построен таким образом. чтобы последний ни в коей мере не испытывал чувства униженности, обиды, оскорбленного достоинства. Для этого следует сохранять тон беседы предельно корректным, тактичным и доброжелательным, даже несмотря на любые критические и несправедливые замечания, которые могут быть высказаны сотрудником в адрес предприятия и его конкретных руководителей.


5.4. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Если все же принято решение не препятствовать увольнению сотрудника, а по своему служебному положению он располагал доступом к конфиденциальной информации, то в этом случае отрабатывается несколько вариантов сохранения в тайне коммерческих сведений (оформление официальной подписи о неразглашении данных, составляющих коммерческую тайну, либо устная «джентльменская» договоренность о сохранении увольняемым сотрудником лояльности к «своему предприятию»).

В этой связи необходимо подчеркнуть, что личное обращение к чувству чести и достоинства увольняемых лиц наиболее эффективно в отношении тех индивидуумов, которые обладают темпераментом сангвиника и флегматика, высоко оценивающих, как правило, доверие и доброжелательность.

Что касается лиц с темпераментом холерика, то с этой категорией сотрудников рекомендуется завершать беседу на официальной ноте. В ряде случаев объявление им принятого решения об увольнении вызывает бурную негативную реакцию, связанную с попытками спекулировать на своих истинных, а порой и мнимых профессиональных достоинствах. Поэтому с сотрудниками такого темперамента и склада характера целесообразно тщательно оговаривать и обусловливать в документах возможности наступления для них юридических последствий раскрытия коммерческой тайны.

Несколько иначе рекомендуется действовать в тех случаях, когда увольнения сотрудников происходят по инициативе самого предприятия. В этих обстоятельствах не следует поспешно реализовывать принятое решение. Если увольняемое лицо располагает какими-либо сведениями, составляющими коммерческую тайну, то целесообразно предварительно и под соответствующим предлогом перевести его на другой участок работы, например в такое подразделение, в котором отсутствует подобная информация.

Кроме того, таких лиц традиционно стремятся сохранить в структуре предприятия или его филиалов до тех пор, пока не будут приняты меры к снижению возможного ущерба  от  разглашения ими сведений, составляющих коммерческую тайну, либо найдены адекватные средства защиты конфиденциальных данных (технические, административные, патентные, юридические, финансовые и пр.).

Только после реализации этих мер рекомендуется приглашать на собеседование подлежащего увольнению сотрудника и объявлять конкретные причины, по которым предприятие (не руководство, а предприятие) отказывается от его услуг. Желательно при этом, чтобы выдвигаемые причины содержали элементы объективности, достоверности и очевидности («проверяемости»), то есть, например, перепрофилирование производства, сокращение персонала, ухудшение финансового положения, отсутствие заказчиков и пр. При мотивации увольнения безусловно целесообразно воздерживаться от ссылок на негативные деловые и личных качества данного сотрудника.

Следует иметь ввиду, что даже намек на психологические причины может быть использован в суде для восстановления на работе или в печати для подрыва авторитета предприятия и его руководства.


5.5. СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С УВОЛЬНЯЕМЫМИ СОТРУДНИКАМИ

После объявления об увольнении рекомендуется дать увольняемому выговориться полностью. Следует внимательно выслушать контрдоводы, аргументы и замечания сотрудника в отношении характера работы, стиля руководства и т. п. Обычно увольняемый персонал весьма критично, остро и правдиво освещает ситуацию на предприятии, вскрывая уязвимые места, серьезные недоработки, кадровые просчеты, финансовые неурядицы и т. п. На некоторых предприятиях эту информацию даже записывают на магнитофон.

Если подходить не предвзято и объективно к подобной критике, то эти соображения могут быть использованы в дальнейшем весьма эффективно в интересах предприятия. В ряде случаев увольняемому сотруднику вполне серьезно предлагают даже изложить письменно свои рекомендации, конечно, за соответствующее вознаграждение.

Кроме того, такая беседа позволяет выработать решение о целесообразности предоставления увольняемому лицу каких-либо рекомендательных документов для последующего трудоустройства на новом месте работы. Следует категорически избегать каких-либо намеков о сведении личных счетов с увольняемым кандидатом за его прежние недостатки в работе и поведении.

При окончательном расчете обычно рекомендуется независимо от личностных характеристик увольняемых сотрудников брать у них подписку о неразглашении конфиденциальных сведений, ставших известными в процессе работ. Разглашение сведений возможно и вполне лояльными сотрудниками, так как они могут не придавать этому серьезного значения, а их об этом при увольнении просто забыли предупредить.

В любом случае после увольнения сотрудников, осведомленных о серьезных сведениях, составляющих коммерческую тайну, целесообразно через возможности Службы безопасности или частного детективного агентства проводить оперативную проверку по их новому месту работы и моделировать возможные пути утечки конфиденциальных данных.

Кроме того, в наиболее острых и конфликтных ситуациях увольнения персонала должны проводиться оперативные и профилактические мероприятия по новому месту работы, жительства, также в окружении носителей коммерческих секретов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В приведенном материале рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемами обеспечения безопасности предприятия при работе с кадрами. Как следует из вышеизложенного, персонал оказывает существенное, а в большинстве случаев даже решающее влияние на экономическую безопасность предприятия. В этой связи подбор кадров, их изучение, расстановка и квалифицированная работа при увольнении в значительной степени повышают устойчивость  предприятия к возможному стороннему негативному влиянию и агентурному проникновение противоправных элементов.

Регулярное изучение всех категорий персонала, понимание объективных потребностей сотрудников, их ведущих интересов, подлинных мотивов поведения и выбор соответствующих методов объединения отдельных индивидуумов в работоспособный коллектив (команду) — все это позволяет руководителям в итоге решать сложные производственные и финансовые задачи, в том числе связанные с обеспечением экономической безопасности.

Обобщая основные рекомендации, представляется что программа работы с персоналом  динамично развивающегося предприятия могла бы быть сформулирована следующих образом:

·     добывание в рамках действующего российского законодательства максимального объема сведений о кандидатах на работу; тщательная проверка представленных документов как через официальные, так и оперативные возможности, в том числе Службы безопасности или частного детективного агентства, системность в анализе информации, собранной на соответствующие кандидатуры;

·     проведение комплекса проверочных мероприятий в отношении кандидатов на работу, их родственников бывших сослуживцев, ближайшего окружения в тех случаях, когда рассматривается вопрос об их приеме на руководящие должности или допуске к информации, составляющей коммерческую тайну.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.