Рефераты. Применение бизнес-инкубаторов

В последние годы идея коммерческого бизнес-инкубирования, значительно трансформировалась. Если раньше в БИ привлекались люди с бизнес-идеями, то сегодня подход меняется. Человек с идеями просто нанимает людей и сопровождает их до конечного результата. Одним из первых, кто применил подобную схему был Билл Гросс. Билл Гросс считается в некотором смысле соперником Билла Гейтса. Он признан одним из самых успешных венчурных капиталистов в Америке. Билл Гросс создал БИ IdeaLab и вывел на рынок 20 компаний. Гораздо продуктивнее опыт British Telecom, который вывел за пределы компании 14 инженеров. Тем ничего не оставалось делать, как искать применение своим способностям. Опыт оказался успешным. В результате было создано 5 новых компаний. Одна из них была приобретена Aлькателем за 117 млн. долларов .Но такого рода бизнес-инкубирование сопряжено с большими трудностями. Это видно на примере технологического инкубатора Intel. Из 15 компаний, созданных в рамках «Технологического инкубатора новых бизнес-инициатив», существуют до настоящего времени 7.Половина потерпела неудачу еще на стадии «посева». Из оставшихся в живых, 50% не дают коммерческой отдачи.

В России доходы коммерческих БИ в среднем сейчас распределяются следующим образом: совсем немного места в структуре доходов занимают доходы от долевого участия в малых предприятиях — около 9%, еще меньше — доходы от коммерческих кредитов (около 3%) и от коммерческого спонсорства (около 2%). Основные статьи доходов — от взимаемой арендной платы — около 20%, доходы от оказываемых услуг — в среднем 38% и гранты иностранных государств — около 20% (последнее указывает на то, что данные БИ все-таки являются не вполне коммерческими, по западным понятиям). Основной долей доходов от услуг являются доходы от краткосрочных учебных курсов — 50% БИ имели в своем пакете услуг краткосрочные курсы по таким дисциплинам, как: основы предпринимательской деятельности, пользование персональным компьютером, бизнес-планирование, различные аспекты менеджмента, маркетинг, составление маркетинг-плана.

Национальное содружество БИ России насчитывает к настоящему времени 70 организаций почти в 40 регионах России. Несомненно, они могут стать опорой для осуществления в регионах мероприятий, предусмотренных региональными и федеральными программами кадрового обеспечения предпринимательства. Учитывая опыт предыдущих лет, именно на базе БИ теория проверяется практикой, и в едином комплексе объединяются обучение и консалтинг для малого бизнеса

7. Условия аренды в бизнес-инкубаторе


БИ сдает в аренду помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис — не менее 20 кв. м. Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного БИ. Не допускается сдача помещений в субаренду. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. БИ не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Одним из главных в работе БИ является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены) [4]. Арендная плата, как правило, включает:

— предоставление всех коммуникаций, подключение телефона;

— использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров);

— предоставление копировальной техники;

— использование секретаря и ежедневное почтовое обслуживание.

Аренда машин и технического оборудования оплачивается дополнительно в соответствии с установленной платой. Использование электроэнергии, воды и отопления тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в соответствии с индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь. Договор аренды, предусматривающий основные правила взаимоотношений, разрабатывается и утверждается до принятия первого арендатора. Он содержит четкие условия оплаты, размер и время платежей, процедуры разрыва отношений и увеличения стоимости арендной платы; бухгалтерские процедуры — регламентации: важность первого арендатора, правила — или исключения; процесс инкубирования — формальный или неформальный; бухгалтерский учет; оплата электроэнергии, телефона, водоснабжения, выставление счетов; ценовая политика по аренде; управление зданием; размер офиса для персонала, мониторинг арендаторов.

8. Критерии отбора компаний в бизнес-инкубатор


В России основную долю клиентов БИ оставляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров), а также работающие в сфере услуг (в сфере обучения и консалтинга, строительные работы и ремонт). Всего около 2% клиентов БИ занимаются технологическим бизнесом.

Для того чтобы лица, создающие свое дело, или начинающие предприниматели были приняты в члены БИ, они должны соответствовать определенным критериям. Претендент должен убедить в том, что: предприятие имеет реальные шансы на успех, предлагаемые к производству продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными, финансирование будущего предприятия гарантировано за счет собственных или привлеченных средств (должны быть предоставлены концепция финансирования, планы инвестирования и т. д.).

Претенденты обычно предоставляют следующие документы:

— анкету и описание предыдущей предпринимательской деятельности; предпринимательскую концепцию, которая характеризует планируемый для производства продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади;

— бизнес-план, экономическое планирование и организацию производства, в которые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижения успеха и т. д.

Критерии, по которым выбирают проектантов, различаются в каждом БИ, потому что это зависит от его миссии (определенной самим БИ, специализации и местной экономической ситуации). Однако существуют определенные направления, которые необходимо учитывать при отборе:

— кто может иметь преимущества — новый бизнес или уже существующий;

— коммерческая значимость бизнеса и его значимость для региона;

— потенциал для увеличения рабочих мест и роста бизнеса;

— команда и настоящий финансовый статус бизнеса;

— размер предприятия и сектор бизнеса.

Критерий отбора, разумеется, должен быть разработан до того, как БИ примет своего первого предпринимателя. Персонал должен полностью понимать и принимать эти критерии — это особенно важно при отказе претенденту.

Политика может меняться на разных этапах становления и развития БИ. К процедуре отбора предпринимателей существуют следующие подходы:

1. политика «простого» приема и «простого» выхода из инкубатора;

2. очень строгий и регламентированный отбор предпринимателей.

Процедура принятия арендатора: первое интервью, составление бизнес-плана, окончательная оценка бизнес-плана, заявления о приеме, договор аренды.

9. Условия успеха бизнес-инкубатора


Формулу успеха БИ обеспечивает наличие:

— оптимальной площади (не менее 1500 кв.м.;

— ресурсов (стартового капитала, оборудования);

— компетентности административной команды и экспертов;

— компетентности предпринимателей, строгого отбора проектов (из большого их

количества) на размещение в БИ;

— стабильности внешней среды [9].

Наполнение каждого элемента формулы успеха реальным содержанием зависит от квалификации людей, которые будут заниматься этой работой. Кадровое обеспечение бизнес-инкубирования малых предприятий предполагает несколько составляющих:

— обеспечение компетентными кадрами самих БИ (администрация, эксперты,

консультанты);

— кадровое обеспечение инкубируемых малых предприятий и обучение предпринимателей;

— повышение компетентности государственных служащих и сотрудников организаций, поддерживающих предпринимательство.

Обеспечение компетентными кадрами инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе и самих БИ (администрация, эксперты, консультанты). От этого зависит то, насколько грамотно и правильно распорядится администрация БИ предоставленными площадями и ресурсами, как быстро будут созданы оптимальные финансовые потоки как доходные, так и расходные; когда БИ достигнет точки безубыточности и сможет существовать без внешней спонсорской помощи. Результаты успешных БИ показывают, что решающую роль в успехе играет команда — высокая квалификация, профессионализм и сплоченность коллектива являются наиболее сильной стороной их организации. Обучение предпринимателей и кадровое обеспечение малых предприятий — оно включает первичное знакомство с предпринимательской деятельностью, предоставление возможности самоопределиться, может ли тот или иной претендент на создание собственного предприятия взять на себя весь груз рисков и превратить свою бизнес-идею в действующее прибыльное предприятие. Кроме первичного обучения, необходимо постоянное повышение квалификации предпринимателей и персонала их предприятий в области финансов, маркетинга и сбыта, менеджмента и других дисциплин рыночной экономики. Сюда же относится помощь БИ в подборе кадров для вновь создаваемого предприятия, правильное соотношение штатных единиц и функций, выполняемых ими. Компетентность предпринимателей, зрелость и качество проектов, представляемых ими на размещение в БИ, тоже являются одной из главных составляющих успешной деятельности самого БИ. Компетентность государственных служащих, которые ответственны на муниципальном, региональном и федеральном уровнях за развитие экономики и малого бизнеса, а также компетентность работников организаций, с которыми соприкасается в своей деятельности малое предприятие: банки, фонды, общества взаимного кредитования, лизинговые компании и др. Малые предприятия в начальный период деятельности не могут позволить себе приобретение «дорогих» кадров на рынке труда, то есть в очень короткое время встает вопрос о дополнительном обучении и повышении квалификации менеджеров, бухгалтеров, сбытовиков, маркетологов и других специалистов. Консультации переплетаются с учебным процессом, последний имеет явно выраженную практическую направленность, проводится в виде деловых игр, тренингов, с большим количеством самостоятельно изучаемых элементов. Большинство БИ своими силами либо при помощи сотрудничающих с ними учебных организаций проводят необходимое обучение.

Заключение


В данной курсовой работе было выяснено, что основной задачей всех БИ является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных предприятий, хотя действующие на территории РФ БИ различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 30 реально действующих БИ (в Москве — 3). Создано и действует «Национальное содружество БИ России» (НСБИ), насчитывавшее по состоянию на 1 марта 2003 г. 70 организаций-членов. Своевременно возникшее в 1997 г., оно стало решать комплекс проблем, с которым пришлось столкнуться каждому БИ в отдельности [1].

Так же было определено, что БИ, созданные как самостоятельные структуры, чаще всего решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе и относятся к представителям «социальной» стратегии. В России также имеется опыт плодотворного сотрудничества малого и крупного бизнеса через бизнес-инкубирование [4]. Так, при ОАО « Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе» более 6 лет существует БИ, который использует площади предприятия и сотрудничает с ним. Многие предприятия в БИ имеют долгосрочные договоры поставок для крупных компаний, например, одно из предприятий БИ «Воронеж» сотрудничает с предприятиями автомобилестроения, изготавливая детали, устойчивые к агрессивным средам. Объем поставок исчисляется миллионами рублей в месяц.

Невозможно отрицать очевидную эффективность БИ. В работе предоставлены доказательства необходимости существования подобного рода организаций. Внедрение БИ требуется регионах, где отмечается рост безработица, потому что деятельность БИ направлена на: оздоровление экономической активности регионов, рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности; создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики; укрепление межрегиональных и международных связей; рост занятости и уровня жизни населения [2].

Мое мнение по этому вопросу полностью совпадает с заявлением ранее упоминаемого в работе Титова Б.Ю.: «Бизнес-инкубаторы играют важную роль в обеспечении экономического развития регионов, а власти уделяют мало внимания развитию инфраструктуры инкубирования: фондам рискового капитала, лизинговым организациям, страховым компаниям, институтам поощрения передачи технологий.» [2]

Список использованных источников


1. www.promrussia.ru

2. www.delross.ru

3. Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров (опыт ленинградской области). Положительный опыт малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. — М: АМиР, ИПИ, 2000.

4. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика. ЮНИТИ, 2003.

5. Лаптева О.И. Проблема развития моногородов, Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. — М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.

6. Основы построения бизнес-инкубаторов. М.:Издательская корпорация «Логос», 1999.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 22 апреля 2005 года.

8. Щугин Г.В, Жуков Д.М., Хацкевич Л.Д.Система экономического и финансового управления бизнес-инкубаторами. Воронеж, 1998..

9. Щугин Г.В. Анализ деятельности бизнес-инкубаторов и перспективы их развития в условиях реформирования экономики. Автореферат кандидатской диссертации —Воронеж,1999


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.