— современную производственную инфраструктуру с централизованным секретариатом, охраной, телефоном и почтой;
— современную компьютерную и множительную технику, средства телекоммуникаций, включая подключение к сети Интернет;
— помещения для проведения заседаний, переговоров и конференций и помещения для отдыха, столовые, кухни и т. д.
Руководство и менеджмент самого БИ, так и сотрудничающие с ним сервисные компании и отдельные специалисты, оказывают клиентам следующие услуги:
— организационные, экономические, правовые и финансово-аналитические, консультационные услуги, включая централизованную бухгалтерию для начинающих предпринимателей;
— бизнес-планирование; подготовку учредительных документов и регистрацию юридических лиц и участие в управлении проектом по поручению клиента;
— информационно-выставочные услуги, включая проведение презентаций, выставок, PR-мероприятий;
— проведение мероприятий и бизнес-ярмарок, которые помогут начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;
— проведение форумов, на которых учредители компании и руководители высшего звена смогут обсудить свои проблемы, поделиться советами и обменяться опытом.
— образовательные услуги и финансово-инвестиционные услуги, включая оказание помощи в получении инвестиций и кредитов, поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;
— проведение мероприятий по сотрудничеству и обмена опыта с зарубежными партнерами и/или инвесторами;
— поддержку начинающих компаний в налаживании полезных связей с крупными компаниями для внедрения своих технологий или реализации товара;
— общественно-политические услуги, включая поддержку при решении административных и правовых проблем;
— лоббирование и представление интересов клиентов в органах власти на формальном и неформальном уровнях;
— маркетинговые услуги, включая помощь в проведении маркетинговых исследований;
— поиск заказчиков, ценообразование, заключение контрактов и логистические услуги;
— проведение тренингов по таким темам, как составление бизнес-плана, как сделать свой бизнес привлекательным для инвесторов, как устанавливать цены на свои услуги и товары, как находить новые рынки сбыта;
— информационные услуги, включая услуги библиотеки, приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам.
В качестве сервисных компаний могут выступать:
— представительства действующих консалтинговых компаний, создаваемые сервисные компании;
— индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие квалификацию и регистрационные документы;
— региональный венчурный фонд, другие венчурные фонды;
— представительства различных международных организации.
3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором
Деятельность БИ в основном решает задачи социологического характера и она направлена на:
—восстановление экономики отстающих областей, повышение благосостояния жителей данной области;
— развитие экономики сельских регионов, создание разнообразных компаний и
развитие промышленного сектора;
— повышение занятости населения;
— создание новых рабочих мест и возможностей для безработных;
—стимулирование предпринимательских моделей поведения среди национальных меньшинств, людей с низким доходом;
— поддержку малого и среднего бизнеса.
Стремительный рост числа БИ в России начался в период между 1985 и 1995 годами. БИ в этот период создавались в основном, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями. Основным фактором, влияющим на решение об открытии БИ было именно состояние экономики региона. Чаще всего БИ создавались с целью увеличения «социального капитала», заполнения пустующих площадей, предотвращения оттока трудовых ресурсов, стимулирования предпринимательства [3]. Социальная функция БИ в полной мере раскрылась в период экономического спада, в начале 90-х годов прошлого века. Вскоре выяснилось, что бизнес-инкубирование способствует прямому расширению базы налогообложения, доходов населения, притоку инвестиций, увеличению занятости создает и недостающие компоненты инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Следует так же отметить, что примерно с 2000 года «бесприбыльные» инкубаторы отесняют коммерческими. Некоторые исследователи предрекают коммерческим инкубаторам большое будущее. В отличие от «бесприбыльных», коммерческие инкубаторы преследуют вполне конкретные цели — заработать деньги. Это определяет и условия, на которых БИ оказывают комплекс необходимых, начинающим предпринимателям, услуг. В обмен они требуют 30-70-типроцентную долю в бизнесе компании.
4. Организационная структура бизнес-инкубатора
В целом БИ представляет собой довольно большое «предприятие» со штатом из юристов, бухгалтеров, специалистов налоговых органов, консультантов различного профиля — с учетом технической поддержки и хозяйственной службы как минимум около 70 человек. Функциям БИ соответствует и его организационная структура, которая включает:
— административный отдел;
— бухгалтерия;
— финансовый менеджмент;
— административно-хозяйственный менеджмент:
— правовой менеджмент.
Отдел технологического бизнес-инкубирования:
— организация работы с клиентами технологического БИ;
— организация консалтинговой помощи,
— организация экспертизы.
Отдел сервисного обслуживания:
— организация работы с клиентами БИ;
— лаборатории и сертификационный центр;
— информационно-выставочная работа и образовательный центр.
5. Учреждение бизнес-инкубатора
Какой бы ни была финансовая структура полезно приоритетно определить основные обязанности партнеров, создающих его . Наиболее важные из них, которые нужно отражать в учредительном договоре, приведены ниже:
— цели и задачи БИ;
— намерение создать юридическое лицо, которое будет управлять инкубатором или отсутствие такового намерения;
— совместное участие в этом юридическом лице и обязательства приобрести его акции;
— право акционеров назначать директоров юридического лица;
— определение места размещения БИ;
— условия, на которых землевладелец передает участок юридическому лицу;
— обязательства учредителей предоставить (или финансировать) здания и (или) инфраструктуру БИ;
— обязательства учредителей предоставить персонал или услуги.
В случае если юридическое лицо отсутствует, должна быть представлена:
— структура управляющего комитета, его права и обязанности,
— представительство в нем учредителей;
— разрешенные направления использования зданий БИ;
— критерии отбора клиентов БИ; процедура возмещения расходов учредителей и распределения прибыли (или активов, если БИ ликвидируется).
6. Формирование бизнес-инкубатора
Состав проектов, населяющих БИ, формируется Правлением по рекомендации Экспертного Совета, насчитывающего более 30 привлекаемых со стороны специалистов в различных отраслях, и Технико-Коммерческого Совета путем отбора из поданных заявок по проектам. Максимальный срок размещения проектов в инкубаторе — год. Этот срок является вполне достаточным для того, чтобы проект смог доказать свою жизнеспособность. Проектант должен предоставить в течение данного периода технологические разработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации. Ограничения по сроку пребывания в БИ необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также для того, чтобы обеспечить необходимую сменность компаний и предпринимателей в БИ для повышения эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы [8]. БИ позволяет развивать промышленную инфраструктуру как с количественной стороны, так и с качественной — за счет диверсификации технологической базы. В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться партнерство между крупными и малыми компаниями. Создание на базе крупных предприятий и при их поддержке БИ (производственно-технологических центров), на площадях которых будут инкубироваться малые предприятия, решает следующие задачи:
— развитие новых технологий для крупных предприятий;
— выполнение субподрядных работ;
— оказание маркетинговых и консалтинговых услуг;
— оказание сервисных услуг;
— создание новых производств, с целью создания новых рабочих мест.
Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании критериев, утвержденных учредителями БИ. Критерии отбора зависят от потребностей крупного предприятия. Вместе с тем, во всех случаях должны отбираться предприятия, доказавшие свою жизнеспособность (либо жизнеспособность бизнес-идеи), предлагающие услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющие производимое сырье или комплектующие, либо оказывающие услуги работающим.Отношения между малыми и крупными компаниями при организации БИ могут иметь и следующие цели:
— «выращивание» новых производственных возможностей;
— более эффективное использование имеющегося опыта и ресурсов обеих сторон;
— более быстрое и эффективное достижение целей.
Все компании, большие и малые, ставящие перед собой цель развития, должны концентрироваться на разработке новой продукции, поиске новых рынков, создании новых бизнес-возможностей. Такое сотрудничество привлекательно в финансовом плане. Для крупных фирм — это эффективный способ для увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение возможности принятия Для малых предприятий это обеспечивает доступ к финансовой поддержке со стороны крупных предприятий, но также дает возможность привлечения партнеров через сеть контактов крупных предприятий и дополнительное финансирование [6]. Распространенным в Швеции типом БИ является «внутренний» БИ, создаваемый крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. Это способствует развитию духа предпринимательства среди работников. БИ содействуют формированию новых служб и субподрядных отношений в регионе и зачастую создаются именно на базе конкретного промышленного сектора. Такая форма работы аналогична деятельности промышленных зон, которые создавались в начале 70-х годов, и в частности, их организационных служб. Доступность и качество услуг в районе имеют колоссальное значение для мелких фирм и их успешной работы. С точки зрения результативности, БИ являются особенно эффективным инструментом создания фирм и рабочих мест, а также расширения сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. К числу других важных результатов относятся улучшение имиджа региона, в котором они действуют. В Италии особое внимание оказывается предприятиям, действующим в глубинных районах страны, которые находятся в особо неблагоприятном положении и переживают сильный спад. Большой опыт преобразования комбинатов и крупных предприятий, особенно в Восточной Германии. Так, в Дрездене на предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, организовали 40-50 новых малых фирм. Трудоустроили около половины сотрудников. Сейчас здесь работает около 4 тысяч человек, сохранен персонал. Квалификация людей притянула в регион крупную фирму Siemens, которая дает сейчас субподряд для этих малых предприятий, выпуская 15 млн штук микропроцессоров — 10% всех в мире. Что касается участия в прибылях, то здесь создатели БИ выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом БИ является конкретной организационно-экономической формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Страницы: 1, 2, 3