Рефераты. Перспективное планирование

Основой для определения количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов служат следующие исходные данные: общая численность населения, средняя продолжительность жизни человека, установленный период рабочего возраста, доля трудоспособного населения, среднее количество отработанных часов, основные показатели трудовых затрат и уровня квалификации рабочей силы и т.д. Численность населения относится к наиболее общим показателям людских ресурсов и служит базой для расчета количества трудоспособных лиц. Из общей численности людей рабочего возраста вычитается число обучающихся и нетрудоспособных лиц. Численность трудоспособного населения обычно устанавливается по данным периодически проводимой переписи с последующей корректировкой полученных результатов.

На основе количества трудоспособного населения в городах и населенных пунктах отделы кадров предприятий могут прогнозировать численность необходимого персонала для вовлечения его в трудовую деятельность конкретного предприятия [13].

Планируемые натуральные показатели перспективной потребности разнообразных экономических ресурсов служат основой для определения необходимых капитальных вложений или инвестиций в предприятие [2].


Глава 4. Экономический анализ и перспективное планирование предприятия на примере Минпромэнерго РФ


Долгое время, примерно до конца 90-х годов, российские власти были заняты решением вопросов, касающихся скорее того, что досталось нам от прошлого, чем того, что ожидает страну в долгосрочной перспективе, полагая, что рыночная экономика сама решит, в конечном счете, все вопросы. Однако к 2003-2004 году, когда удалось достичь относительной макроэкономической стабильности, предельно очевидным стал тот факт, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера отечественная промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности. Не сможет обеспечить свою конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке [14].

Потребовался переход от вынужденной ориентации на решение задач преимущественно текущего, узкоотраслевого характера, к стратегическому государственному управлению реальным сектором, отвечающему как рыночным условиям, так и условиям, диктуемым интеграцией России в мировое хозяйство.

Не сразу, но был найден эффективный инструментарий, позволяющий в рамках наших национальных интересов сочетать частную инициативу, частный бизнес с современными методами госрегулирования рынков.

Одним из основных инструментов новой промышленной политики стали стратегии и концепции развития основных промышленных комплексов и меры по их реализации. Стратегии рассчитаны на горизонт в 10-15 и более лет, в них определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи по их достижению, формулируются меры и механизмы, указываются основные результаты их реализации. В настоящее время приняты и действуют Энергетическая стратегия на период до 2020 года, Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности до 2030 года, одобрена Стратегия развития электронной промышленности до 2025 года, ведется разработка Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года и ряд других [14].

В апреле 2008 года на расширенной коллегии Минпромэнерго с участием первого вице-премьера С.Б. Иванова обсуждалась Стратегия развития транспортного машиностроения. Естественно, что реализовать в полной мере данные стратегии удастся только при совместных усилиях власти и бизнеса, а это, в свою очередь, зависит от достигнутой в ходе разработки степени согласованности соответствующих "образов будущего".

В ноябре 2006 года Правительство, заслушав доклад Минпромэнерго о металлургической промышленности, приняло решение разработать стратегию развития металлургической промышленности на период до 2015 года и доработать проект плана первоочередных мероприятий на 2007-2008 годы. В частности, предписано обратить особое внимание на стимулирование инвестиционной деятельности, создание условий для устранения инфраструктурных ограничений развития металлургии и совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов [14].

В настоящее время завершается доработка и согласование проекта стратегии и плана мероприятий, и до конца текущего квартала (июня 2008 года) они будут представлены в аппарат Правительства Российской Федерации. Разумеется, это только начало большой, многолетней работы всей отрасли.

Большое внимание в Стратегии уделено горно-обогатительной промышленности, поскольку, в силу специфики российской сырьевой базы, от развития первого передела в существенной степени зависит конкурентоспособность многих видов продукции и металлургического комплекса в целом.

Ряд действий в улучшении ситуации с добычей и обогащением сырья уже предприняты. В отношении проблемы инфраструктурных ограничений одним из путей решения служит использование механизма Инвестиционного фонда. Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект − "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" − предусматривает как строительство ряда новых промышленных предприятий (в частности, алюминиевого завода), так и развитие и строительства новых инфраструктурных объектов (прежде всего достройки Богучанской ГЭС).

В рамках второго инвестиционного проекта - "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" также реализуются принципы стратегического государственно-частного партнерства: государственное финансирование строительства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных месторождений на юго-востоке Читинской области, и частное финансирование, за счет средств ОАО "ГМК "Норильский Никель", освоения месторождений полиметаллических руд и строительство обогатительных комбинатов.

Минпромэнерго и дальше готово поддерживать участие проектов, призванных повысить рудно-сырьевой потенциал металлургии, в конкурсе на получение средств Инвестфонда [14].

Минпромэнерго Правительству РФ заострило внимание на критическую ситуацию с геологоразведкой, суть которой в том, что отрабатываемые и списываемые с баланса запасов объемы руд не покрываются приростом запасов. К сожалению, действующая система платежей за право пользования недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений не стимулирует развитие геологических работ. В связи с этим было предложено активизировать проведение геологоразведочных работ в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" [14].

В долгосрочной же перспективе решению данной задачи будет способствовать создание специальных налоговых условий для предприятий, инвестирующих средства в развитие рудно-сырьевой базы и освоение новых месторождений.

Неоднократно отмечалось несовершенство практики начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вследствие которой существенно - от 3 до 10 раз - неправомерно возросла налоговая нагрузка на горнорудные предприятия. Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения признаются "полезные ископаемые", добытые из недр". Однако, начиная с 2005 года, налоговые органы отдельных регионов вместо законного объекта налогообложения - извлеченной из недр железной руды, в качестве добытого полезного ископаемого предписывают налогоплательщикам считать продукты переработки (обогащения) добытой руды - железорудные концентраты, сохраняя при этом налоговую ставку, установленную для сырой руды. Кроме того, налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений полезных ископаемых.

Правительство услышало озабоченность Минпромэнерго и поручило исправить ситуацию. В настоящее время Министерство разрабатывает и согласовывает соответствующие предложения [14].

Еще одним серьезным сдерживающим фактором развития отрасли в настоящее время является недостаточная конкурентоспособность ряда видов продукции, вызванная устаревшим технологическим уровнем производства и его структурой. По оценкам, на предприятиях комплекса только около половины применяемых технологий соответствует лучшим зарубежным аналогам.

Не приходится сомневаться в том, что без ускоренного массированного инновационно-технологического развития решить эту проблему не удастся. Очевидно также, что и здесь наиболее эффективными инструментами окажутся такие, которые, подобно стратегиям развития отраслей, опираются на "общее видение" перспектив всеми заинтересованными сторонами: правительством, компаниями, научными и инженерными организациями [14].

Методом выработки такого видения служит т. н. "форсайт" ("предвидение"), включающий в себя долгосрочное технологическое прогнозирование, разработку сценариев, опрос экспертов по методу Дельфи и другие методы, позволяющие достичь видения альтернативных путей развития и обеспечить консенсус заинтересованных сторон (государство, бизнес, наука) относительно тех технологий, реализация которых будет иметь наибольший социально-экономический эффект. В целом можно сказать, что форсайт - это не столько предсказание будущего, сколько его создание уже сегодняшними своими действиями.

Форсайт может проводиться на международном, национальном (отраслевом), региональном и корпоративном уровне. Практика форсайта широко используется в Европе, начиная с 90-х годов прошлого века (в том числе по металлургии). И не только европейские страны - Япония проводит форсайт уже более трех десятилетий, Китай - десять лет; ЮНИДО продвигает технологический форсайт в Латинской Америке и других странах.

Коротко говоря, в форсайте важны:

широта участия тех, кто вовлечен во все звенья инновационной цепочки, включая потребителей продукции новых технологий, и особенно - тех, кто принимает решения;

формирование структуры регулярной коммуникации по вопросам инноваций и управления технологическим развитием;

генерирование максимально полного набора сценариев будущего, выявление альтернативных траекторий развития и повышение готовности к непредвиденным обстоятельствам (по-настоящему новое - всегда случается неожиданно);

выработка экспертного знания, способного обеспечить достижение широкого консенсуса, приятие эффективных решений и стратегических обязательств;

определение новых областей исследований и разработок.

Следует заметить, что форсайт не заменяет прогнозирование, стратегическое планирование или проектирование - каждая деятельность играет свою роль и во многих случаях они дополняют и поддерживают друг друга.

В настоящее время Минпромэнерго силами своего Экспертного клуба организует и проводит форсайт по ряду отраслей, включая металлургию. Создана рабочая группа, определен список новых технологий, способных оказать заметное влияние на конкурентоспособность российских производителей, составлена анкета с двумя группами вопросов: о социально-экономическом эффекте и о реализуемости в России тех или иных технологий в разных временных горизонтах [14].

На основе анализа анкет будет проведена работа экспертных групп и разработаны различные сценарии развития событий на перспективу до 2020 года, выбраны наиболее приемлемые для российского металлургического комплекса и страны в целом. Эти сценарии лягут в основу, с одной стороны, программы НИОКР, а с другой - станут основанием для выработки спектра мер, способствующих реализации наилучших для России сценариев.

В заключение можно предположить, что форсайт может стать эффективным инструментом инновационной политики. Конечно, при том условии, что все - власть, наука и бизнес - приложат к нему свои руки и голову.


Заключение


Динамичный процесс планирования является управленческой функцией. Не используя планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени и обеспечить основу для управления членами организации [2].

Некоторые организации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Организация, создающая планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации и в этом мы убедились (Глава 3).

Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением [2].

Исходя из функционального предназначения, целевой ориентации на достижение наибольших экономических, финансовых и социальных результатов текущей деятельности, перспективного развития предприятия, наличия его информационной основы, условий и сложившихся тенденций экономического, финансового и социального характера, перспективное планирование, позволяет достигать основной цели, состоящей в достижении в текущем, средне-, долгосрочном периодах времени наибольших экономических, финансовых и социальных результатов. А также эффективность использования ресурсов как в эволюционном, так и в стратегическом развитии предприятий на основе учета, нейтрализации и нивелирования негативных воздействий факторов внешней среды в неопределенном времени.

В свою очередь, формирование эффективно функционирующей системы перспективного планирования социально-экономического развития предприятия возможно на основе [2]:

сбалансированности взаимодействия ее процедурно-технологических и ресурсных элементов для достижения экономического результата;

противодействия негативным влияниям факторов внешней и внутренней сред предприятия, посредством применения различных по стоимостному объему затрат ресурсов и качеству комплексных мер в составе системы перспективного планирования;

реализации методических подходов к последовательности достижения ориентиров экономической результативности;

соблюдения принципов адекватности и значимости влияния функциональной предназначенности и целевой ориентации взаимодействующих элементов, сбалансированности использования ресурсов, объективизации процесса планирования и обеспечения высокой степени вероятности достижения необходимых экономических результатов, своевременного инициативного реагирования субъекта стратегического планирования на текущие и перспективные изменения состояния макро-, микросред;

осуществления стратегической ориентации предприятия на основе учета достигнутого им этапа своего жизненного цикла, экономической заинтересованности и мотивации персонала предприятия в реализации стратегического плана;

На сегодняшний день совершенствование системы внутрипроизводственного планирования в современных условиях требует широкого применения экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники, средств организационной техники и связи. Использование их позволит ускорить сбор, обработку и анализ информации и найти оптимальные решения задач, связанных с планированием производства.


Список использованной литературы


1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы, "Финансы и статистика". М., 1997.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Инфра. М., 1999.

3. Герчикова И.Н. "Менеджмент", Москва, 1997.

4. Кульман А. Экономические механизмы. − М., Прогресс, 1994.

5. Куксов В.А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. −1996. - №6.

6. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. − М., 1990

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. − С. Петербург: Коруна, 1994.

8. Кохно П.А., Микрюков В.А. Менеджмент. − М.: Финансы и статистика, 1993.

9. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. − М.: Издательство Приор, 1998.

10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. − М.: Республика, 1993.

11. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. − М.: Тригон, 1992.

12. Липатов В.С. Методы исследования трудовых процессов. − М.: МКУ, 1993.

13. Выступление на Всероссийском форуме: "Власть. Бизнес. Общество. Новая правовая среда для экономики России", от 18 Июля 2002, г. Москва, Ю.Т. Рубаник

14. Из доклада заместителя директора Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго РФ В. Никитаева на VI Конгрессе обогатителей СНГ, Москва, 2007


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.