Рефераты. Отраслевой анализ как элемент анализа ближайшего окружения предприятия

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

Итак, подводя итог данной главе, можно сказать, что отраслевой анализ необходим предприятию для вынесения оценки состояния и перспектив развития важнейших, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков. Таким образом, на основании результатов проведения данного анализа (SWOT-анализ, SNW-анализ) предприятие формирует свою стратегию по деятельности на рынке в данной отрасли.

ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «АНТАРКТИДА»

3.1 Сфера деятельности предприятия «Антарктида»

Предприятие «Антарктида» (ИП Кошельников) было основано в 2004 году.

Место нахождения фирмы (юридический адрес): Российская Федерация, г. Волгодонск, ул. Окружная 1.

Предприятие «Антарктида» ведет бухгалтерию по упрощенной системе налогообложения.

Уставный капитал общества составляет 95000 (девяносто пять тысяч) рубля. В уставном капитале данного предприятия иностранного капитала нет.

С момента появления данного предприятия на рынке товаров и услуг миссия его неизменна – это поставка очищенной питьевой воды в 19 литровой таре, а также услуг и товаров, непосредственно связанных с предоставляемой продукцией: продажа или предоставление в аренду кулеров (диспенсеров) для нагрева и охлаждения воды, услуги по их ремонту. Так как данное предприятие является коммерческим, то главной целью его существования является получение прибыли от производимой деятельности.

С момента появления предприятия руководством была избрана стратегия сокращения издержек, в том числе и за счет инноваций. Так, «Антарктида» является единственным предприятием в г. Волгодонске, производящим и реализующим очищенную питьевую воду, которое не доставляет конечный продукт из других регионов, а производит его непосредственно на месте, используя систему фильтрации воды, получаемой от водоканала. Таким образом, данное предприятие экономит достаточное количество средств на доставке продукции, что позволяет снизить себестоимость, а, следовательно – реализовывать продукцию по более привлекательным для потребителей ценам. С другой стороны, данная стратегия предопределяет невыход предприятия на рынки данной продукции других населенных пунктов. Соответственно, перед предприятием стоит задача завоевания наибольшей доли рынка данного товара в г. Волгодонске.

За годы работы в данной сфере деятельности сотрудники предприятия «Антарктида» довольно хорошо изучили конкурирующие с ними организации. Ознакомимся с данным списком конкурирующих организаций:

1.     Кубай;

2.     Лозновская;

3.     Пилигрим;

4.     Архыз;

5.     Донбай.

Как известно, из проведенных исследований рынка самим предприятием «Антарктида», несмотря на различные цены на продукцию, доли рынка для каждого предприятия распределились практически поровну (Табл.4):


Таблица 4 - Доли рынка организаций-производителей очищенной питьевой воды в соответствии с ценой реализации продукции

Предприятие

Доля рынка (%)

Стоимость единицы продукции (руб.)

Кубай

18

90

Лозновская

17

100

Пилигримм

15

130

Архыз

17

200

Донбай

15

120

Антарктида

18

85


Как мы можем видеть, просматривается прямая зависимость между ценой товара и долей рынка предприятия на рынке, за исключением производителя «Архыз», потому как данная продукция обладает уникальными лечебными свойствами и ценится потребителем, несмотря на достаточно высокую стоимость (рис.5).

Рисунок 5 - Соответствие занимаемой доли рынка установленной стоимости продукции


Тем не менее, несмотря на то, что предприятие «Антарктида» занимает вместе с производителем «Кубай» наибольшую долю рынка, данное преимущество весьма незначительно, тогда как стоимость продукции конкурирующих предприятий отличается весьма существенно. Это характеризуется действием стратегий конкурирующих производителей, их маркетинговыми исследованиями, пиар-акциями, собственной политикой предприятия «Антарктида» и другими факторами.

Как мы видим из выше приведенных рисунков и таблиц, предприятие «Антарктида»  действует на рынке олигополистической конкуренции. Как известно, данная рыночная ситуация характеризуется большой осторожностью со стороны каждой из конкурирующих организаций к изменению цены, чуткостью к проведению маркетинговой деятельности. Именно в таких условиях, когда для укрепления позиции на рынке, необходимо множество информации о ближайшей среде организации, предприятие «Антарктида» может использовать отраслевой анализ.

3.2 Анализ деятельности предприятия «Антарктида»

В первую очередь необходимо произвести анализ внутренней среды предприятия «Антарктида» (Табл.5):


Таблица 5 - Анализ внутренней среды предприятия «Антарктида»

Аспект среды

Сильные стороны предприятия

Слабые стороны предприятия

1.Производство

Уникальное производство продукции, позволяющее сократить издержки транспортировки.

Определенная зависимость от качества воды, поставляемой для очистки

2. Финансы

Высокая скорость оборота денежных средств, активов, материальных запасов предприятия.

Низкая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия


3. Кадры

Низкая текучесть кадров, что обеспечивает сокращение временных издержек на обучение персонала, слаженный коллектив.

Средний возраст персонала около 30 лет: создается потенциал для повышения квалификации персонала.

Сдельная система оплаты труда: работник прямо заинтересован в результатах своей деятельности.

Отсутствие четкой программы обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров.

Отсутствие специальных мест отдыха для рабочих.

Удерживающим фактором является не работа предприятия и не добрые взаимоотношения с руководителем, а работа старшего менеджера.


4. Руководство

Наличие большого опыта работы в данной сфере.


Нерациональная структура управления предприятием;

Излишний авторитаризм в управлении  персоналом;

Недостаточно гибкая структура управления персоналом.

5. Маркетинг

Формирование низкой цены на продукцию

Существование долговременных  потребителей.

Существует постоянный, стабильный спрос на продукцию предприятия.

Слабое развитие комплекса маркетинга на предприятии.

Существуют сезонные колебания спроса

Отсутствие детального изучения рынка, потребностей потребителей и расширения производственных возможностей.


Далее для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT. Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив (Таблица 6).


Таблица 6 - Результаты SWOT-анализа деятельности предприятия «Антарктида»


Возможности:

получение кредитов под низкие проценты;

снижение налогового бремени для малых предприятий


Угрозы:

Инфляция;

усиление конкурентной борьбы;

новое оборудование у конкурирующих организаций

Сильные стороны:

использование

современных ресурсосберегающих технологий в процессе производства;

высокая оборачиваемость капитала,

привлекательная цена на товар, низкие издержки на транспортировку.

наращивание прибыли за счет использования заемного капитала;

сохранение конкурентоспособного уровня цены;

совершенствование технологий и приобретение дополнительного оборудования

поддержание высокого уровня реализации;

поддержание цены на низком уровне

Слабые стороны:

большинство оборудования морально устарело;

неудовлетворительное финансовое положение предприятия

отсутствие стратегии развития товара;

слабая маркетинговая деятельность на предприятии;

отсутствие наблюдения за конкурентами;

отсутствие упорядоченной клиентской базы.


Далее, определив слабые и сильные стороны предприятия «Антарктида», возможности и угрозы, предопределяющие выбор стратегии деятельности организации, на основе результатов проводимых исследований рынка данным предприятием проведем SNW-анализ (Табл.7).

Для рассмотрения таблицы введем следующие обозначения:

1.                Кубай – «К»;

2.                Лозновская – «Л»;

3.                Пилигрим – «П»;

4.                Архыз – «Ар»;

5.                Донбай – «Д»;

6.                Антарктида – «А».


Таблица 7 - SNW-анализ предприятий-производителей очищенной питьевой воды в г. Волгодонске

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции


Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

П; А

К; Л

Ар; Д

Бизнес-стратегии

П; Л

А; К

Ар; Д

Оргструктура

П; Л

Ар; Д

А; К

Финансы

П; Л; К

Ар; Д

А

Продукт как конкурентоспособность

А; К

Ар; Д; П; Л


Структура затрат

А; К; Л

Ар; Д; П


Дистрибуция как система реализации продукции

К; Л

Ар; Д

А; П

Информационная технология

К; Л; П

Ар; Д; А


Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

А; К

Ар; Д

П; Л

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.