Рефераты. Особенности становления и развития управленческого консультирования в Украине и его правительственная поддержка. Место и роль иностранных консультационных фирм в инфраструктуре управленческой экономики

11. Обучение. Обучающее консультирование является самым старым видом консалтинга в нашей стране, называемое ранее повышением квалификации руководящего состава. Отличие различных видов обучения от управленческого консультирования состоит в том, что тренер не рекомендует менеджерам управленческие решения по различным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как их надо принимать, и предоставляет информацию по соответствующей проблематике.

Обучение в действии, а именно активно-игровые методы – деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры и метод мастер-класса являются наиболее эффективными и перспективными, так как предоставляют не только информацию по интересующей проблеме, но и заставляют менеджера самому принимать решения в экстремальных ситуациях, проигрывая различные варианты исхода проблемы.

12. Безопасность организации – самое новое направление консалтинга. Экономическая безопасность предприятия – это обеспечение защищенности хозяйственных отношений, развитие экономического потенциала компании, повышение уровня благосостояния всех ее сотрудников и формирующих основы защищенности фирмы от различных опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых выступают внутренние и внешние противоречия.

Защита информации является наиболее актуальной на сегодняшний день и наиболее распространенным видом услуг по безопасности. Несколько лет назад Британский Институт Стандартов (BSI) при поддержке группы коммерческих организаций, среди которых были Shell, National Westminster Bank, Midland Bank, Unilever, British Telecommunications, Marks & Spencer, Logica и другие, приступил к разработке стандарта информационной безопасности, получившего впоследствии обозначение BS 7799. Стандарт BS 7799 определяет общую организацию, классификацию данных, системы доступа, направления планирования, ответственность сотрудников, использование оценки риска и т.д. в контексте информационной безопасности. В Украине аналоги BS 7799 отсутствуют, поэтому предпочтение часто отдается именно ей, так как британская схема является наиболее старой и развитой.

13. Юридический консалтинг является одним из основных родоначальников консалтинга и вообще профессиональных услуг. Юристы оказывают услуги как в форме советов, так и путем непосредственного ведения дел своих клиентов. Они также могут давать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.

Приведенный классификатор является предметным, т.е. по видам предоставляемых услуг.

Консалтинговая деятельность зародилась в нашей стране в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20-30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Позднее в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-директивного стиля управления, консалтинговая деятельность была резко свернута.

Многие годы консалтинговая деятельность носила кратковременный, эпизодический характер, усилия консультантов были рассредоточены и базировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В Международном научно-исследовательском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, а именно организации научно-техническим развитием и созданием конкурентоспособности продукции и практики управления инновациями.

В СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали специализированные центры в городах Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и др. В 80-е годы советскими и болгарскими специалистами проводились совместные разработки по практическому экспериментированию методов диагностического анализа и управленческого консультирования. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консалтинговой деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Примерно такой период оценивается как период непрерывного развития управленческого консультирования в стране в целом за послевоенное время.

В 80-е годы начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления (и фактически ликвидированные в наше время). По содержанию они наиболее близки к службе внутренних консультантов (СВК) в США.

В настоящее время управленческое консультирование в Украине находится на такой стадии развития, когда отрабатывается логика теории, то есть набор правил в рамках этой теории. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание, главным образом, путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с опытом управленческого консультирования зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого консультирования.

Существует три основные общепризнанные причины, которые способствуют созданию и продвижению профессионального консультирования в Украине:

-                   создание профессиональных отечественных служб, которые смогли бы уменьшить зависимость страны от иностранных экспертов;

-                   оптимальное приспособление "ноу-хау" в области управления к специфическим условиям Украины именно местными профессионалами;

-                   сокращение использования дорогих иностранных специалистов, что позволит уменьшить стоимость консультационной части многих проектов, следовательно, сэкономит валюту, а также сделает эти услуги доступными для местных клиентов, включая мелких предпринимателей.

Отличие украинских консультантов по управлению от западных консультантов:

1. Уровень профессионализма.

Западные консультанты имеют профессиональное образование и постоянно накапливают опыт и обмениваются им на соответствующих семинарах и конференциях. Однако у них нет большого опыта работы в Украине со своими ментальными особенностями. Имеется большая научная и методологическая база, а также неограниченный доступ к литературе.

Украинские консультанты редко имеют профессиональное образование (зарубежные курсы, семинары, стажировки) и долгий опыт. Однако они лучше понимают проблемы украинских предприятий и их руководителей.

2. Экономическая результативность и рыночная ценность.

Западные консультанты обладают более ясным осознанием смысла и потенциального положительного экономического эффекта, который может дать их профессиональная деятельность. Они рассматривают отношения консультант-клиент объективно.

Украинские консультанты проявляют меньше уверенности в том, как можно оценить результаты их деятельности для организаций. Видение ими взаимоотношений консультанта и клиента более субъективно и основано на приоритете человеческих ценностей над экономической целесообразностью.

3. Процессы изменения и управление.

В смешанной культурной среде западные консультанты проявляют крайне нормативное поведение. Украинские консультанты, имеющие подчас образование и опыт в психологии, демонстрируют поведение, ориентированное на персонал, более мягкое, гибкое и эмпатичное. Поскольку западные клиенты более склонны отдавать управление в руки консультанту, действия западных консультантов варьируются от мягких до крайне жестких. Украинские компании менее склонны отдавать контроль в чужие руки, поэтому действия украинских консультантов часто ограничиваются тренингами и сопровождением процесса.

4. Роль формальных взаимоотношений.

Украинские консультанты используют систему личных отношений для доступа в организацию и последующего общения в ней. Они рассматривают консультирование как образ жизни и могут распространять отношения с клиентами в другие сферы профессиональных и личных взаимоотношений.

Западные консультанты более жестко привязаны к формальным установлениям и нормам поведения. Они рассматривают консультирование только как профессию, которой нужно заниматься в рабочее время. Отношения консультант-клиент ограничиваются, как правило, сроком действия контракта.

5. Позитивное мышление и эмоции.

Западная деловая среда и деловое мышление являются более оптимистичными, ориентированными на действие и инициативу. У украинских консультантов больше эмоционально ориентированного поведения, рефлексии и меньше прагматичного подхода к профессиональным проблемам.

Как и любой другой развивающийся рынок, Украина испытывает недостаток в эффективных руководителях, который частично компенсируется привлечением иностранных менеджеров. Эта проблема сохраняет актуальность на всех этапах развития украинского рынка. Эффективных управленцев не хватало на растущем рынке, их не хватает и сегодня, во время мирового экономического кризиса.

В силу определенных причин сегодня Украина находится в более сложной экономической ситуации, чем многие другие страны. Политические катаклизмы в течение последних нескольких лет не добавляют экономике стабильности и привлекательности для внешних инвесторов. Тем не менее, украинский экономический рынок формируется, компании развиваются, а потребность в эффективных топ-менеджерах возрастает. В период выхода из кризиса, проблема только обострится, поскольку с изменениями обстоятельств меняются и требования к компетенции руководителей высшего звена. В ближайшие несколько лет привлечение талантливых менеджеров из-за рубежа останется основным решением кадровой проблемы.

По экспертному мнению консультантов и клиентов иностранцы сегодня составляют 30-35% от числа всех руководителей бизнеса в Украине. Из них 40% - россияне, остальные – жители европейских стран и США. Эта пропорция коррелирует с аспектами освоения рынка Украины местными и иностранными компаниями, включая реструктуризацию бизнеса в условиях экономического кризиса.

По словам многих руководителей-иностранцев, Украина обладает многими привлекательными чертами для человека, обдумывающего возможность продолжения карьеры в этой стране. Среди них – большие возможности для самореализации и развития в профессиональной деятельности, привлекательные компенсационные пакеты, доброжелательность украинцев, хороший климат и другие.

Из негативных характеристик, наиболее часто упоминаемых топ-менеджерами из России и стран Европы и США, основными являются фактор непредсказуемого и непоследовательного акционера, высокий уровень коррупции, политэкономическая нестабильность, высокая степень бюрократизации отношений между властью с бизнесом, дефицит взаимного доверия между местными сотрудниками и иностранными руководителями.

Экономический кризис внес некоторые коррективы в ситуацию на рынке. Во-первых, произошел возврат многих акционеров к ручному управлению активов. Во-вторых, изменились требования к топ-менеджерам компаний, от которых сегодня ждут демонстрации антикризисных навыков управления.

Правительственная поддержка управленческого консультирования в Украине практически отсутствует. Единственным местом приложения сил является проведение Евро-2012. Так как существует давление со стороны мирового сообщества относительно сроков проведения и обслуживания чемпионата Европы, то правительство помогает непосредственно для приглашения консультантов или создает семинары по обучению для улучшений в гостиничном бизнесе, спортивной инфраструктуре, строительстве и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.