- Научность.
- Конкретность.
- Сохранение системы.
- Гласность.
- Репрезентативность.
- Наличие экономического эффекта, подсчитанного и согласованного заказчиками и консультантами.
- Ориентация на длительные сроки совместной работы консультантов и работников предприятий (организаций).
- Независимость и объективность оказываемой помощи.
- Конфиденциальность полученной от клиента информации.
- Уверенность в пользе консультации и своей компетентности.
- Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы договорных обстоятельств.
- Уверенность консультанта в пользе консультации для клиента.
- Уверенность консультанта в своей компетентности, обязанность сообщать клиенту о своих сомнениях в отношении возможности с пользой применять полученные консультации.
- Разъяснение клиентам сути и характера стоящих проблем, путей, условий их решения.
Проанализировав требования, можно сделать вывод, что к 2010 году консалтинговая деятельность в Украине имеет те же принципы и характеристики зарубежных аналогов.
Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.
Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они – только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.
И в-третьих, консультирование – это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости:
- финансовой;
- административной;
- политической;
- эмоциональной.
Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.
Требования к эффективности консалтинговых услуг в Украине практически не отличаются от западных, а зачастую даже превышают требования западных аналогов. Это объясняет, почему в последние годы наблюдается уход западных консалтинговых фирм с украинского рынка и возрастающим количеством украинских консультантов, работающих в оставшихся западных фирмах.
Однако существует еще множество проблем консалтинговой деятельности в Украине. Не хватает квалифицированных специалистов. Не отрегулирована нормативно-правовая база. Постоянно встает вопрос качества консалтинговых услуг. Не адаптированы методики консалтинговой деятельности к условиям экономики Украины. Все это способствует проведению научных исследований с дальнейшим применением на практике.
В западных странах осуществляется преимущественно процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в Украине наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование.
Рис. 1 Уровень потребности в консалтинге. Обращение к услугам консультантов в Украине
Рис. 2 Рейтинг отраслей
В Украине, где политические, экономически, социальные, технологические и другие изменения происходят хаотично, консультанты и их клиенты не должны забывать, что и люди, и предприятия нуждаются не только в переменах, но и в стабильности и преемственности. И нахождение равновесия между изменениями и стабильностью является одной и жизненно важных задач консультанта.
Проблемы украинских предпринимателей не менее разнообразны, чем у их западных коллег. Рынок консалтинговых услуг предлагает им практически весь спектр услуг, учтенных международными классификаторами, хотя качеству этих услуг остается желать много лучшего.
Рынок консалтинговых услуг в Украине хаотичен. Зачастую фирмы, занимающиеся консалтингом в широком смысле этого слова, даже не предполагают об этом, а фирмы, называющиеся консалтинговыми, не имеют представления о консалтинге как таковом. В нестабильной экономике наблюдается определенное переплетение консалтинговых услуг и других видов профессиональных услуг, которые не всегда сразу можно отнести к консалтинговым. В Украине нет общепризнанного классификатора консалтинговых услуг, а несколько имеющихся являются далеко не полными и не объективными. Проанализировав предложение консалтинговых услуг в Украине, наиболее распространенные виды оказываемых консалтинговых услуг, разбиваются на разделы.
- Управленческий консалтинг.
- Оргдиагностика, экспресс-диагностика.
- Организационное развитие.
- Антикризисное управление.
- Стратегическое планирование и управление.
- Инновационный консалтинг.
- Разработка организационных структур и систем управления.
- Управление организационными изменениями.
- Реструктуризация.
- Управление корпоративными финансами.
- Управленческий учет.
- Аутсорсинг.
- "Прокат директоров".
- Делопроизводство (разработка должностных инструкций).
- Инвестиционный консалтинг.
- Управление проектами.
- Подготовка инвестиционных меморандумов.
- Разработка и комплексная экспертиза инвестиционных проектов.
- Разработка бизнес-планов, ТЭО.
- Управление финансовыми рисками.
- Лизинг.
- Анализ и мониторинг инвестиционных проектов.
- Сопровождение инвестиционных проектов.
- Фандрайзинг.
- Аудитинг.
- Общехозяйственный аудит.
- Аудит финансовых институтов.
- Внутренний аудит.
- Системный и финансовый анализ хозяйственной деятельности.
- Постановка и ведение бухгалтерского учета.
- Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
- Взаиморасчеты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6