Рефераты. Особенности формирования российского менеджмента

1 Новожилов В.В. О проблеме теории оптимального развития на современном этапе. // Вопросы экономики, 1970. №10. – С.52.

1) необходимость создания комплексных работ по управлению    производством;

2) потребность выделения науки об управлении производством при социализме в самостоятельную отрасль знания.  

Необходимость развития управления производством как самостоятельной науки в СССР ставилась многими авторами уже в 1962-1963 гг.  К 1965 г.   относится выход в свет более крупных монографий по теоретическим проблемам управления социалистическим производством, в которых авторы стремились выяснить социально-экономическую природу управления производством в системе социалистических производственных отношений . Проблемам выявления сущности управления посвящены также работа А.С. Петрова  «Экономические основы управления производства»,  изданная  в  1966 г.  в издательстве «Экономика».   

1.3.  Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы.

Период времени, начиная с 1965г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трёх реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством 1.

К ним относят:

1. Реформа системы управления экономикой 1965г.

2. Реформа системы управления 1979г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.)  и переход к рыночным отношением (с 1991г.   и  по настоящее время). 

Первая реформа системы управления экономикой относится к 1965г.

Её начало было положено мартовским (1965г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности.  В процессе её проведения говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления.

1 История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. В.Д. Валового. – М., 1997. – С.202.

Была произведена территориальная система управления.

Была произведена перестройка структуры управления народным хозяйством. Создано 11 союзно-республиканских  и  9 союзных министерств.  

Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования предприятий. Для планирования деятельности предприятий вместо показателя «валовая продукция» стал использоваться показатель «объём реализованной продукции». Был осуществлён ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий  и жилищного строительства  и  фонд развития производства. После принятия в 1965г. решения о проведении хозяйственной реформы  вопросы управления  народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач.  

Важным событием, имевшим крайне большое значение для совершенствования научного управления производством  в СССР, стала состоявшаяся в июне 1966г.  в Москве  Всесоюзная научно-техническая конференция «Проблемы научной организации управления  социалистической промышленностью»,  на  которой с научными докладами выступили видные учёные, занимающиеся проблемами управления: С.Е. Каменицер,  Д.М. Гвишиани,  Ю.О. Любович  и др. Целый ряд докладов касался вопросов применения экономико-математических методов, использования ЭВМ и других средств механизации   и автоматизации для совершенствования управления.  К их числу следует отнести доклады  В.М. Глушкова,  Н.П. Федоренко,  О.В. Козловой. Теория систем (методов, использования ЭВМ и других средств механизации   и автоматизации для совершенствования управления) выявила ряд общих особенностей управления.

1 Там же. – С.203.

2 В.И. Маршев. История управленческой мысли. – С.599.

И управление, и организация не существуют сами по себе, отмечает А. С. Петров в своей работе «Экономические основы управления производством»2 (1966г.). Они носят соподчинённый характер и действуют в рамках какой-то третьей категории. Такой категорией является система. Система характеризуется целостностью (свойства целого – это нечто большее, чем сумма свойств, составляющих это целое элементов), составом, структурой, взаимосвязью с внешней средой и т.д. В.П. Боголепов пишет «Организация не есть и не может быть частью управления, а во всех случаях управление составляет часть общей организации: точнее, управление подчиняется организационному фактору»1. В.И. Терещенко считает примерно также: «Под организацией понимается структура, состав, в рамках которого проводятся отдельные мероприятия. Управление же – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение определённой цели. Организация – это своего рода анатомия предприятия, управление – это его физиология. Организация – это статика дела, управление – его динамика.»2 Автор согласен с мнением А.С. Петрова, так как организация и управление напрямую связаны друг с другом, они носят подчинённый характер, это целая система. Конец 60-х гг.  характеризуется выходом целого ряда серьёзных публикаций по теоретическим проблемам управления. В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении к этому периоду времени относится начало разработки теории оптимального функционирования экономики, в становление которой был внесён вклад коллективом  ЦЭМИ АН СССР  под руководством академика Н.П. Федоренко3 . Им были сформулированы основополагающие  позиции этой теории в монографии «Система оптимального функционирования экономики»,  а также в других статьях и работах по данной проблеме.

1 В.И. Маршев. История управленческой мысли. – С.600.

2 В.И. Маршев. История управленческой мысли. – С.602

3 Там же. – С.605.

60-70-е гг. характеризуются активным изучением зарубежного опыта по проблемам организации управления производством. Проводится значительная работа по совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Определённый вклад в развитие теории и практики внесла  Вторая Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью»1 , которая состоялась в июле 1972г. в Москве. После реформирования системы управления в 1965г.  в первое время  значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Почти в 2 раза увеличились темпы роста сельского хозяйства,  в 1,5 раза – производительность общественного труда, перестала снижаться фондоотдача в промышленности,  ускорилась оборачиваемость  оборотных средств в народном хозяйстве, существенно снизились нормы потребления топлива и сырья.  Ускоренными темпами велось строительство жилья.  Однако в начале 70-х гг. произошло заметное ухудшение всех показателей,  снизились реальные доходы на душу населения. Большое внимание в постановлении уделялось вопросам рационального сочетания отраслевого и территориального планирования и управления, а также разработке целевых комплексных экономических, научно-технических и социальных программ в целом по народному хозяйству и развитию отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. Несмотря на то, что экономическая реформа 1979г.  отвечала всем требованиям, предъявляемым к системам управления в развитых странах Запада, она не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и об этой реформе вскоре забыли 2 .  

1 Вторая Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», 1972. 

2 Зеленцова Л.С. Механизм развития управления производством, 1993. – С.180.

Ухудшение социально-экономического положения в стране  продолжалось. Выход из создавшегося положения апрельский (1985г.) Пленум ЦК КПСС нашёл в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройка всех сторон нашей общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего роста машиностроения. Была провозглашены новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.  

Перестройка, начатая Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1986г.,   не имела под собой твёрдой базы. Её содержание  и  методы проведения не были поняты никому. Проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР.  Так, ещё в июне 1985г. было проведено совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения НТП. Важным было принятое на нём решение об отказе от остаточного принципа выделения средств на реализацию социальных проблем. Январский (1987г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на широкую демократизацию жизни общества и создание к 1990г. целостной системы управления с хозяйственным механизмом (эта система называлась радикальной экономической реформой). В период времени с 1985г. по 1989г. было проведено большое количество разнообразных экономических экспериментов по отдельным отраслям и предприятиям, направленных на проверку результатов новых методов планирования и управления. Концепция перестройки была развита на  XXVII съезде КПСС и 1-ом съезде народных депутатов СССР  (1989г.).

1 В.Г. Князев. Финансы и хозрасчет. Вопросы и ответы, 1989. – С. 225.


В выступлении М.С. Горбачева на XXVII конференции Московской городской организации КПСС, где отмечалось, что «ситуация на потребительском рынке такова, что он разрегулирован.

Вращается огромная денежная масса, и она оторвалась от громадных ресурсов… Нужны очень строгие меры по упорядочению финансового хозяйства.» 1     Однако к этому времени уже стало ясно,  что нельзя добиться существенных результатов путём частичного усовершенствования. 

К началу 1989г. дисбаланс государственного бюджета составил, по разным оценкам, 100-140 млрд. руб.   В 1989г. размер эмиссии (дополнительный выпуск денег)  достиг критической отметки,  и в 4 раза превысил средний уровень XI пятилетки.  Объём денежных накоплений населения в 5 раз превысил запасы материальных ценностей и товарных ресурсов.  Темпы роста доходов населения значительно превышали рост товарооборота.  В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилился инфляционный процесс (среднегодовой темп инфляции составлял 2 – 4%). Сложилась предкризисная ситуация.  По 40% видов промышленной продукции снизились  объёмы производства. Сокращалось сельскохозяйственное производство.  Усугубились диспропорции,  увеличился разрыв между платежеспособным спросом и его материальных покрытием.  Прекратился рост реальных доходов.  Широко развивались явления застоя. Стало ясно, что волевыми методами исправить положение нельзя. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным звеном в решении стратегических задач по ускорению социально-экономического развития страны стало  осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования 1. 

1 История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. В.Д. Валового.М., 1997. – С.208 – 209.


Радикальная реформа управления ставила своей целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства  на всех иерархических уровнях,  к управлению интересами и через интересы,  к широкой демократизации управления,  всемирной активизации человеческого фактора. Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожидаемых от неё результатов.  Произошло дальнейшее обострение кризиса:  пятилетние и годовые планы не выполнялись, увеличилась эмиссия денег, продолжала расти внешняя задолженность, рос дефицит государственного бюджета. В этот период времени произошли серьёзные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую и направляющую роль, была провозглашена  многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появилась оппозиция,  открыто выступающая против  политики  президента  М.С. Горбачёва. В соответствии с рекомендациями депутатов,  прозвучавшими на первом съезде народных депутатов СССР,  правительством СССР  под руководством  Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку.  Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности  и государственном регулировании экономики при помощи налогов,  налоговых льгот и финансовых санкций,  а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.