Рефераты. Основные модели обеспечения безопасности предприятий на макроуровне

2) постепенный переход от ориентации на физическую охрану (вооруженной службой безопасности) к использованию специальных средств защиты и сигнализации, которые либо сами нейтрализуют угрозу, либо оповещают полицию и службу безопасности. Идеальный вариант — автономная система защиты, управляемая несколькими операторами, которая сама оценивает степень угрозы и может дать сигнал тревоги без их участия. Эта тенденция обусловлена высокой стоимостью физической охраны.

Поэтому службы безопасности крупных корпораций ведут обширные электронные картотеки и досье на национальные и зарубежные фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, а также на работающих в них сотрудников. Там отражены сведения о структуре, организационных особенностях, характеристиках готовой продукции конкурентов, применяемых ими технологиях, недостатках в работе персонала и подборе кадров. В последние годы в некоторых странах для обработки этих данных созданы специальные крупномасштабные информационно-поисковые системы.

Развитие сети охранных компаний позволяет экономить государственные расходы на содержание полиции и других спецслужб. Эта тенденция в развитых странах носит уже общенациональный характер.

Если конкретизировать основные задачи, решаемые сегодня в различных странах службами безопасности, то можно отметить, что их характер зависит от национальных условий, исторической традиции, уровня развития экономики, влияния деятельности спецслужб на государственные институты. Но поскольку в основе деятельности службы безопасности в любой стране с рыночной экономикой лежит задача защиты от экономических рисков, то основные направления деятельности служб безопасности схожи.

Таким образом, проведенный анализ показывает не только рост потребностей рынка услуг в сфере безопасности, но и широкое влияние частных служб безопасности на различные аспекты деятельности промышленных предприятий, фирм, финансовых структур. Последнее, в свою очередь, обусловливает возрастание их роли и дает им право претендовать на самостоятельное и весьма важное место в системе обеспечения национальной безопасности страны в целом. При этом основные тенденции совершенствования их деятельности направлены как раз на улучшение взаимодействия с государственными институтами и на создание необходимого правового пространства, регламентирующего их взаимоотношения с гражданами, обществом и государством.


2. Практика обеспечения безопасности предприятий в условиях Украины


В создании частных служб безопасности в Украине был достаточно широко использован мировой опыт. Однако в разработках правового обеспечения деятельности частных структур пока еще есть существенное отставание как в обеспечении собственной их деятельности, регламентации прав и обязанностей, так и в смежных областях — по защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации, борьбе с компьютерными преступлениями.

Сложившаяся отечественная практика безопасности предпринимательства свидетельствует, что одна из наиболее актуальных проблем состоит в правовом регулировании взаимодействия частных и ведомственных подразделений безопасности с государственными правоохранительными органами, а также их информационного и аналитического взаимодействия. Негосударственные структуры безопасности не могут легально получать необходимую информацию из органов внутренних дел и контрразведки, что создает условия для коррупции в этих государственных структурах и неконтролируемой утечки информации из них.

Отечественное законодательство находится в начальной стадии формирования правового поля частной деятельности по вопросам безопасности. Например, в США только вопросы защиты информации обеспечены более чем 500 законами. Во-вторых, прослеживается явное противоречие между попыткой регламентировать частную деятельность служб безопасности и реальными потребностями рынка в этой области: ни в коем случае не допустить конкуренции частных структур с государственными правоохранительными органами, а это не учет основной тенденции, сложившейся во всем мире, — существенный рост доли и влияния частных структур в обеспечении безопасности бизнеса.

Таким образом, сложившаяся нормативная база деятельности частных служб в Украине еще не отработана, а рынок услуг по обеспечению безопасности уже насыщен, с одной стороны — специальными техническими системами, а с другой — предложением своих услуг значительного числа профессионалов, вышедших из различных спецслужб и умеющих эффективно использовать эти средства.

Законы Украины, регламентирующие использование специальных сил и средств, не распространяется на работу частных служб безопасности. Поэтому использование этими подразделениями методов сбора информации с помощью технических средств, слежки является незаконным, нарушает права граждан и преследуется в уголовном порядке. Международная практика идет по другому пути, частично разрешая частным агентствам использовать специальные методы и средства.

Опыт работы фирм, занимающимися обеспечением безопасности показывает, что со стороны украинских предпринимателей сегодня предъявляется спрос в основном на определенные виды услуг и чаще всего — на физическую охрану зданий, инкассацию, комплекс защитных мер от рейдерства и прослушивания телефонных каналов связи, помещений от радиозакладок, компьютеров и компьютерных сетей от проникновения и вирусов.

Реже пользуются спросом услуги (но не из-за малой значимости, а, скорее, из-за недооценки степени важности) по организации защиты документированной информации, прежде всего, содержащей государственную и коммерческую тайну. Также недостаточно внимания уделяется работе с персоналом, допущенным к конфиденциальной информации.

Совсем редко исследуется, с точки зрения безопасности, проблема внешних контактов фирмы. Здесь предполагается анализ репутации соисполнителей, контрагентов, их кредитоспособности, финансовой состоятельности; изучение конкурентов, исследование рынка, т. е. обеспечение прикладных аспектов безопасности современного маркетинга.

Классическая структура рынка услуг безопасности для современных украинских условий приведена сегментами — рынками, дифференцированными но видам услуг: охранным, объем заключаемых сделок на котором составляет примерно 60% стоимости контрактов по всем видам услуг; технического обеспечения, а также консультационным (секьюрити-консалтинг) — по 15%; сыскным — 10%.

В свою очередь, рынок охранных услуг состоит из примерно равных долей по охране стационарных объектов, личной охраны, охраны массовых мероприятий, сопровождения грузов и ценностей при транспортировке. При этом если предприятию не хватает собственных возможностей и возможностей охранной компании, нанятой фирмой на постоянной основе, то фирма обращается на рынок специализированных услуг, которые связаны с рынками товаров (технических средств безопасности), специалистов и информации.

Среди других специальных услуг, оказываемых специализированными компаниями (агентствами безопасности), преобладают такие, как охрана массовых мероприятий, продажа оружия, создание локальных систем криптографической защиты информации.

К наиболее динамичным видам услуг в сфере безопасности следует отнести сбор информации, в том числе по кредитоспособности бизнес-партнеров и надежности сделок, оказание комплексных услуг по охране коммерческих предприятий, сопровождение грузов и ценностей, а также услуги по технической защите, подготовке кадров, защите информации.

Также можно отметить такие направления деятельности фирм занимающихся обеспечением безопасности, как издательская деятельность, информационно-аналитическая работа, международные контакты, обмен информацией в сфере безопасности.

3. Правовые положения обеспечения безопасности промышленных предприятий


Основой нормативно-правовой базы экономической безопасности является Конституция Украины, которая определяет наивысшую социальную ценность Украины – человека, его жизнь, здоровье, честь и безопасность. Она закрепляет понятие экономической, информационной, экологической безопасности, обеспечение которых является одной из главных функций государства.

Следующим по важности нормативно-правовым документом, регламентирующим национальную, в том числе и экономическую безопасность государства, является Концепция национальной безопасности Украины, принятая Верховной Радой Украины в январе 1997 года. Она определяет основные объекты национальной безопасности (гражданин, общество, государство), основные принципы ее обеспечения, национальные интересы Украины и возможные угрозы Украине в политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической, информационной сферах, систему обеспечения национальной безопасности Украины. В этом документе предложены основные направления государственной политики национальной безопасности Украины, в частности:

1)     недопущение незаконного использования бюджетных средств и государственных ресурсов, их перехода в теневую экономику;

2)     контроль над экспортно-импортною деятельностью, направленной на поддержку важных для Украины приоритетов и защита отечественного производителя;

3)     борьба с противоправною экономической деятельностью, противодействие неконтролированному оттоку национальных материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и др. ресурсов.

Существует огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные аспекты безопасности (информационные, хозяйственные, корпоративные и др.).

На уровне предприятий - основной локально-правовой документ, регулирующий вопросы безопасности является устав предприятия.


ЛІТЕРАТУРА


1.                 Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

2.                 Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. – М.:академия, 2008. – 336 с.

3.                 Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов . –М.: Горячая линия –Телеком, 2004 . – 280с.

4.                 Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. – Киев, 2009.

5.                 Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. – №3-4. – С.13-20.




Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.