Рефераты. Основные модели обеспечения безопасности предприятий на макроуровне

Основные модели обеспечения безопасности предприятий на макроуровне













Основные модели обеспечения безопасности предприятий на макроуровне


Cодержание


1. Ведущие государственные модели обеспечения безопасности предприятий

2. Практика обеспечения безопасности предприятий в условиях Украины

3. Правовые положения обеспечения безопасности промышленных предприятий


1. Ведущие государственные модели обеспечения безопасности предприятий


Можно утверждать, что безопасность определяет сущность государственной политики любого государства. Для ее реализации в Украине создан Совет национальной безопасности и обороны, который занимается координированием органов исполнительной власти в сфере национальной и экономической безопасности. Во многих странах существуют аналогичные государственные органы, которые следят за состоянием экономической безопасности (табл.1).


Таблица 1 Государственные институты экономической безопасности

Страна

Государственный институт

США

Совет экономических консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности.

Германия

Отдел принципов экономической политики в составе Министерства экономики.

Россия

Межведомственная комиссия по экономической безопасности при Совете безопасности.

Украина

Совет национальной безопасности и обороны Украины.


В целом, деятельность служб безопасности на государственном уровне достаточно схожа. Вместе с тем, на низовом уровне деятельность служб безопасности значительно отличаются своими развитыми системами национальной, региональной и предпринимательской безопасности, например в США, Франции, Германии, Японии, Китае.

По данным Национального института юстиции США, в стране насчитывается более 1,5 млн. частных охранников (втрое больше, чем сотрудников полиции). За последние 20 лет численность персонала частных охранных структур выросла на 64%.

Если в 1993 г. американские компании выплатили $64,4 млрд. на содержание охранников, сигнализационные и видеосистемы, проведение расследований и прочие меры безопасности, то к 2000 г. их расходы превысили $100 млрд. с ежегодным приростом на 8%. В то же время содержание муниципальной полиции по охране городского имущества обходится почти вдвое дороже, чем наем охранников частной компании. Привлекая частные компании, региональные и муниципальные власти добиваются значительной экономии своих бюджетных средств. В настоящее время свыше 70% американских предпринимателей предпочитают услугам государственной полиции частное расследование и охрану, поскольку обоснованно опасаются за репутацию фирмы или банка и весьма вероятную утечку коммерческой информации при официальных расследованиях.

С начала 1990-х гг. США приступили к внедрению широкомасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса. Так, Государственный департамент, головная организация — консультативный совет по обеспечению безопасности за рубежом, более 500 корпораций США регулярно обмениваются информацией через по наиболее актуальным вопросам национальной и экономической безопасности.

В США сложились три основных типа частных правоохранительных организаций: охранные агентства; сыскные бюро; службы безопасности в различных промышленных и коммерческих структурах.

Анализируя рынок услуг безопасности во Франции, можно отметить некоторые отличительные направления деятельности частных служб, такие как борьба со злоупотреблением торговой маркой, выявление недобросовестной конкуренции, промышленный шпионаж и контршпионаж, обеспечение мер безопасности в банковской системе. Особый интерес представляет используемая промышленными службами безопасности система проверки персонала. В частности, "трехступенчатые" проверки позволяют предупредить реальные и потенциальные угрозы безопасности объекта при условии регулярности и тщательности этих проверок, а также при контроле над увольняемым персоналом. Особое внимание французскими специалистами уделяется информационной безопасности за счет предупреждения компьютерных преступлений. Комплекс мер информационной безопасности включает охрану рабочих помещений, в первую очередь — аппаратного зала. Обязательно применение семизначных программных паролей и их замена после увольнения служащих. Ограничен доступ персонала к терминалам, имеющим выход на особо важные информационные файлы. Контролируется поведение персонала. Поскольку большинство компьютерных преступлений совершают сотрудники фирм, проверяются их деловые операции и личные счета.

Французские службы безопасности активно используют для сбора информации о своих партнерах методы анкетирования, интервью, опросные листы, выведывание и "выспрашивание", визуальное наблюдение с использованием технических средств. Технические средства они применяют также для подслушивания телефонных переговоров, перехвата телексов и телеграфной переписки, скрытого фотографирования, внедрения в рабочие помещения подслушивающих устройств.

Полученные оперативные сведения фирмы используют для заблаговременного выявления тактики конкурентов на переговорах, уровня их цен и объемов финансирования тех или иных проектов, прогнозирования кадровых перестановок, оценки экономического состояния интересуемого объекта. Высокий уровень технической оснащенности позволяет службам безопасности систематически выявлять акты промышленного шпионажа в отношении компаний — иностранных конкурентов французских фирм.

В Германии охрана, безопасность, защита и частные расследования — предмет деятельности свыше тысячи частных фирм, число занятых в которых составляет около 130 тыс. человек. Из них 63% заняты в сфере охраны производственных и служебных помещений. Расходы на обеспечение безопасности в этой стране 10 млрд. евро. В среднем каждая немецкая семья тратит на защиту собственности 400 марок. Эти расходы непрерывно растут.

Производство средств обеспечения безопасности является весьма прибыльным. Ситуация в промышленности, производящей средства обеспечения безопасности, относительно стабильна, несмотря на то что у крупных фирм объем производства растет всего на 1-2%, а в мелких фирмах, производящих оригинальные системы и компоненты, — до 15%.

Для Германии характерно использование частных служб безопасности по заказам германских торгово-промышленных и посреднических фирм.

В последние годы руководство МВД и БФФ (контрразведка) Германии выступили с инициативой усилить административно-техническую помощь частным детективным и охранным агентствам, которым отводится роль вспомогательных подразделений секретных служб. С начала 90-х гг. в этой стране постоянно увеличиваются масштабы профилактических акций, усиливается безопасность в банковской сфере. Так, совместным совещанием Центробанка и спецслужб рекомендовано банкам сократить на 50% штаты сотрудников, которым разрешены контакты с иностранцами. С тех пор служащих банков, состоящих на учете спецслужб, систематически проверяют. К финансовым операциям с иностранцами допускаются в присутствии одного из руководителей банка только служащие, прошедшие специальную подготовку. Кроме того, в объединенную информационную систему полиции и спецслужб вводятся сведения обо всех иностранных посетителях, запрашивавших у банка информацию о клиентах или фирмах. Рядовым клиентам банков предоставляется лишь обобщенная банковская статистика и информация, не раскрывающая специфику и конъюнктуру денежного рынка в стране.

Экспертами отмечается интенсивное развитие в течение последнего десятилетия частных служб безопасности Японии. Там действуют более тысячи частных служб безопасности, сосредоточенных преимущественно в крупных городах. Основные услуги, которые они оказывают, имеют свои отличительные от других стран особенности: оценка кредитоспособности отдельных фирм и граждан; сбор сведений о лицах, поступающих на работу в местные фирмы и банки; получение и накопление сведений о потенциальных клиентах; исследование национального рынка и зарубежных рынков товаров и услуг; обеспечение конфиденциальной информацией участников деловых переговоров; сбор доказательств в интересах клиентов и адвокатов по гражданским делам. Эксперты отмечают ряд недостатков в деятельности этих частных структур. К ним относится возможность несанкционированного доступа к национальному полицейскому компьютеру, а также распространенная практика сговора с сотрудниками полиции с использованием их в корыстных целях.

В связи с ростом экономических преступлений службы безопасности Японии уделяют повышенное внимание разработке теории и совершенствованию практики "комплексной защиты". Такой подход, получивший название корпоративной защиты, подразумевает реализацию особой системы мероприятий. Корпоративная защита обеспечивает эффективный контроль над всей деятельностью предприятия, начиная от деловых связей с партнерами и вплоть до проверки персонала, защиту от промышленного шпионажа и мошенничества со стороны своих сотрудников, партнеров по бизнесу. Мероприятия корпоративной защиты обеспечивают также конфиденциальность информации о планируемых и принимаемых решениях правлением предприятия; планирование и проведение регулярных проверок рабочих и служащих. Особое значение придается выработке планов работы в кризисных ситуациях. Эти планы регламентируют действия персонала по выходу из различных типовых инцидентов и чрезвычайных обстоятельств (пожары, наводнения, угрозы взрывов, похищений, шантаж, вымогательство, шпионаж, вредительство, диверсионно-террористические акты и т. п.). Специальные противодиверсионные программы, также входящие в корпоративный комплекс мер, предусматривают: внедрение специальных методов управления и проведение кадровой политики с учетом рисков кризисных ситуаций; сбор службой безопасности данных о возможных террористических угрозах; отработку тактики деятельности сотрудников службы безопасности в чрезвычайной ситуации (ЧС); обеспечение безопасности функционирования оборудования предприятия. Для разработки механизма управления в кризисных ситуациях формируются специальные комитеты в составе главного исполнительного директора фирмы, вице-президента, руководителей финансового и юридического отделов, службы кадров, отдела по связям с общественностью и руководителя службы безопасности фирмы.

Особое место в обеспечении безопасности японских фирм занимает проведение разведывательно-информационной деятельности. Она заключается в создании информационной базы данных по определенной тематике за счет обработки официальных источников и накопления сведений, полученных от контактов и связей из числа местных граждан. Аналитическая обработка этих информационных массивов с учетом оперативной информации позволяет оценить стабильность политической обстановки в определенном регионе или стране и вероятность непосредственной угрозы для корпорации.

Проведенный анализ зарубежной организации безопасности предпринимательства показывает, что в развитых странах к настоящему времени сложились следующие две основные тенденции:

1) расширение и активизация деятельности службы безопасности в промышленных и финансовых фирмах. Создание частных служб безопасности отражает потребности деловых кругов в уменьшении коммерческих рисков (особенно в работе на слабо изученных рынках) и повышении безопасности предпринимательской деятельности;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.