Рефераты. Организация исследования систем управления в компании

Менеджерам-исследователям и профессиональным исследователям при проведении исследовательских работ следует руководствоваться своеобразным этическим кодексом.

Исследовательская деятельность требует от индивидуумов определенного мировоззрения, особых свойств честности, порядочности и соблюдения следующих принципов: честность и справедливость; ответственность; добросовестность; полнота информации о заказчике; достаточность информации для заказчиков и контролирующих органов; соответствие изучаемому объекту и следование исследователей принципам исследовательского кодекса.

При ведении бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила: проявлять уважение к собеседнику и себе; быть точным и пунктуальным; проявлять общую культуру и здравый смысл; видеть в собеседнике - участнике исследования равноправного коллегу; дорожить доверием собеседника.


Заключение


В современных условиях исследование является неотъемлемой функцией управления, т.к создание и реализация инновационного потенциала предприятия невозможно осуществить без исследовательских работ в области менеджмента. Соответственно, возникает потребность в менеджерах исследовательского типа.

Менеджеры исследовательского типа должны обладать: профессиональной компетентностью в области исследования СУ; креативностью; научной интуицией; психологической устойчивостью; нонконформизмом; объективностью; этичностью.

При формировании исследовательской группы необходимо использовать правила: гетерогенности; сбалансированности формальной и неформальной организации исследовательской работы; жизнеспособности; рациональной продолжительностью функционирования и пр.

Как и всякое исследование, связанное с исследованием социальных систем, изучение систем управления должно проводиться с соблюдением определенных этических требований.

Можно выделить следующие этические проблемы, возникающие в ходе проведения исследования системы управления.

Высокие личные моральные качества исследователя как защита против неэтичного поведения.

Недопустимость ненаучного поведения (в форме мошенничества, плагиата и пр.);

Этические проблемы, касающиеся объектов изучения (необходимость соблюдения баланса между двумя ценностями: получением научного знания и правами объектов изучения);

Этические проблемы, возникающие при проведении заказных исследований, когда организация, заинтересованная в получении информации, оплачивает прикладное исследование (исследователь должен отклонить предложения нарушить этические или профессиональные стандарты в качестве условия сотрудничества).

Менеджерам-исследователям и профессиональным исследователям при проведении исследовательских работ следует руководствоваться своеобразным этическим кодексом.

Исследовательская деятельность требует от индивидуумов определенного мировоззрения, особых свойств честности, порядочности и соблюдения следующих принципов: честность и справедливость; ответственность; добросовестность; полнота информации о заказчике; достаточность информации для заказчиков и контролирующих органов; соответствие изучаемому объекту и следование исследователей принципам исследовательского кодекса.

При ведении бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила: проявлять уважение к собеседнику и себе; быть точным и пунктуальным; проявлять общую культуру и здравый смысл; видеть в собеседнике - участнике исследования равноправного коллегу; дорожить доверием собеседника.

Таким образом, этичность исследования систем управления зависит от добросовестности менеджера-исследователя, т.е. его внутреннего желания и возможности: выполнять свою исследовательско-управленческую работу и обязательства честно, с высоким уровнем качества, в заданные сроки, с меньшим использованием ресурсов без нарушений законодательства (в том числе авторских прав на интеллектуальную собственность) и наилучшими для заказчика условиями при принятом в практике вознаграждении; гарантировать правильность информационного отражения всех исследований; не воспринимать давление заинтересованных лиц по необоснованному упрощению и фальсификации результатов исследований, учитывать работу исследователей и публикации по результатам исследований; быть активным в организационном и исследовательском отношении.

Этичность исследования систем управления зависит, также, от профессиональной честности менеджера-исследователя, его способности быть искренним, прямым, добросовестным, безупречным, справедливым. Наличие такого свойства предполагает соблюдение высоких нравственно-моральных и этических принципов. Это обусловливает, в частности: обеспечение прозрачности исследований для заказчика; создание механизма отчетности и разрешения разногласий; формирование взаимовыгодного механизма ценообразования при определении цены на исследовательские работы; исключение действий, которые могли бы снизить объективность исследований, организованную работу исследователя, заказчика, всех участников исследования; не допускать распространения искаженной, ложной информации, использования несовершенных технологии.


Глоссарий


№ п. п.

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Качество исследования

комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его результативность.

2

Концепция исследования

комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

3

Менеджер

лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления

4

Метод исследования

способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях

5

Методология исследования

логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

6

Объект исследования

область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения; среда, в которой проявляется проблем

7

Объективность менеджера

свойство внутренней потребности к восприятию и отражению в своих исследовательских действиях реального, достоверного и адекватного состояния исследуемого

объекта и предмета

8

Предмет исследования

конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования

9

Профессиональная компетентность менеджера

свойство, отражающее наличие современных знаний, умений и навыков квалифицированно выполнять исследовательские функции в СУ

10

Процесс (исследования)

закономерная последовательность этапов проведения исследований: цель, формулирование проблемы, поиск подходов, определение методов, анализ вариантов, получение результата.

11

Результат исследования

рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному практическому разрешению проблемы или научному пониманию ее содержания, истоков и последствий.

12

Система управления

1. совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации).2. система действий менеджера по реализации воздействия.3. совокупность звеньев и связей между ними, участвующих в том или ином виде в процессе воздействия.

13

Этика

учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле

14

Эффективность исследования

соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.



Список используемых источников


1.     Акимова, Т. Теория организации. / Т. Акимова [Текст]: М.: Юнити., 2003. - 515 с.

2.     Белов, В.Г. ИСУ (Исследование систем управления). / Белов В.Г., Смольков В.Г. [Текст]: М.: Луч, Эликта-Принт, 2000. - 391 с.

3.     Вагин, И.О. Думай и побеждай: Практическая психология. / И.О. Вагин [Текст]: - М.: Рипол Классик, 1998. - 308 с.

4.     Волкова, В. Основы теории систем и системного анализа. / В. Волкова, А. Денисов [Текст]: - М.: ИНФРА-М, 1999. - 413 с.

5.     Глущенко, В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. [Текст]: М.: ТОО НПЦ "Крылья", 2004 - 416 с.

6.     Долятовский, В. Исследование систем управления. / В. Долятовский, В. Долятовская [Текст]: М.: МарТ., 2004. - 331 с.

7.     Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. / Пер. с англ.: Уч. пос. / П.Ф. Друкер [Текст]: М.: Издательский дом "Вильямс", 2007. - 298 с.

8.     Егоров, Ю. Исследование систем управления.2-е изд. / Ю. Егоров [Текст]: М.: ДиС, 2006. - 318 с.

9.     Исследование систем управления. / Под ред.Э. Короткова [Текст]: М.: ЮНИТИ, 2003. - 402 с.

10.           Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Д. Карнеги [Текст]: М.: Векъ, 1991. - 156 с.

11.           Кликланд, Д. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. / Д. Кликланд, В. Кинг [Текст]: М.: ДиС, 2004. - 420 с.

12.           Короткова, Т.Л. Исследование систем управления: Учеб. пособие. / Т.Л. Короткова [Текст]: М.: МИЭТ, 1998. - 356 с.

13.           Малин, А. Исследование систем управления. / А. Малин, В. Мухин [Текст]: М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 449 с.

14.           Маликова, Н.Н. Этические проблемы прикладного социологического исследования. / Н.Н. Маликова [Текст]: Социс. - 2007 - №5. - С.46-51

15.           Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие.2-е изд. / В.М. Мишин [Текст]: М.: Финстатинформ; 2008. - 390 с.

16.           Мыльник В. Исследование систем управления. / В. Мыльник, Б. Титаренко [Текст]: М.: ЦИТО, 2001. - 319 с.

17.           Мухин, В.И. Исследование систем управления: Учебник. / В.И. Мухин, В.И. Сычев [Текст]: М.: АГЗ МЧС России, 2000. - 288 с.

18.           Ползунова Л. Исследование систем управления. / Л. Ползунова, В. Краев [Текст]: М.: Академический проект., 2004. - 401 с.

19.           Смирнов Э. Основы теории организации: Учебное пособие. / Э. Смирнов [Текст]: М.: ЮНИТИ., 1998. - 302 с.

20.           Захаров В.Я. Исследование систем управления. / В.Я. Захаров, И.В. Захаров, А.О. Блинов [Текст]: М.: Элит, 2008. - 248 с.


Приложение А


Таблица - Свойства менеджеров исследовательского типы

Наименование свойства менеджера исследовательского типа

Краткая характеристика

1

2

Целеустремленность

Умение выбрать ясную и определенную цель и неотступно стремиться к ее достижению на базе поиска новых путей, вариантов и возможных решений

Профессиональная компетентность

Свойство, отражающее наличие современных знаний, умений и навыков квалифицированно выполнять исследовательские функции в СУ

Объективность

Свойство внутренней потребности к восприятию и отражению в своих исследовательских действиях реального, достоверного и адекватного состояния исследуемого

объекта и предмета

Настойчивость

Упорство и твердость в достижении поставленных целей в сочетании с использованием исследовательских методов, умение объективно не обращать внимания на возникающие трудности во внутренней и внешней среде

Рациональность

Способность стремиться разумно обосновать практически полезное решение, соответствующее поставленной цели, при минимуме используемых ресурсов (материальных, финансовых и др.)

Уверенность

Твердая вера в принятые решения, основанные на объективном исследовании предмета соответствующего объекта, что психологически укрепляет управленца в реализации принимаемых мер при достижении поставленных целей

Любопытство, любознательность

Пытливость, стремление приобретать новые знания в менеджменте и проявлять интерес к использованию методологии и методик исследования систем


Аттрактивность

Способность и умение привлекать работников своего подразделения к творческой работе, используя их энтузиазм и не прибегая к принудительным мерам и материальным стимулам

Экономность

Наличие внутреннего желания повышать эффективность СУ и сокращать затраты, используя личный и коллективный научно-исследовательский потенциал

Оперативность

Умение, и желание быстро принимать решения на основе своевременного проведения исследования и совершенствования СУ, предупреждая и предотвращая появляющиеся негативные отклонения в управлении

Простота

Способность и стремление к поиску отношений и решений, доступных для понимания исполнителями принимаемых решений по управлению при условии обеспечения их высокого качества при исследовании СУ

Перестраиваемость (адаптивность)

Умение приспосабливаться к изменяющимся целям управления и условиям деятельности, применяя различный арсенал объективных методов и принципов исследования СУ

Сопереживание

Наличие чувства, отражающего внутреннее понимание чужих трудностей, горестей, болей, бед, которое возвышает человека в глазах других и уменьшает сопротивление человеческой среды, делает исследование системы управления гуманным

Самооценка

Желание и умение объективно наблюдать за своими поступками, изучать свой потенциал с целью повышения эффективности его реализации, а также учитывать критику в свой адрес, находя новые пути исследования различных проблем в СУ с наименьшим расходом ресурсов

Предвидение и научная интуиция

Способность реально определять последствия, формировать ясный прогноз будущего СУ на основе наличия "двойного" видения проблем (ощущения их как внутри, так и вне своей структуры), а также использования современных методов прогнозирования и научной интуиции

Доверие

Оправданная уверенность в добросовестности исполнителей и исследователей, искренности их действий и правильности принимаемых ими решений для достижения поставленных целей

Законопослушность

Внутреннее желание осуществлять исследовательско-управленческую деятельность в рамках правового поля на основе существующего законодательства.


Честность

Способность быть искренним, прямым, добросовестным, безупречным, справедливым.

Креативность

Умение: конструктивно, творчески работать, проявляя сбалансированную любознательность; ставить реальные цели; выдвигать обоснованные гипотезы; определять новые методологические и методические способы эффективного решения исследовательско-управленческих задач

Деловитость

Способность быть предприимчивым, оперативным, независимым в суждениях, коммуникативным, собранным, уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, мотивировать свои действия

Заинтересованность

Способность и желание постоянно выявлять проблемы в СУ и решать их современными методами менеджмента в зависимости не только от материального вознаграждения, но и в силу профессионального отношения к делу и повышения своей квалификации



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.