Рефераты. Организация инновационной деятельности предприятия на примере ОАО "Металлургический завод им. А.К. Серова"

Nтов – объем товарной продукции предприятия, руб.

Nост – объем товарной продукции, которая трудно поддается реализации, руб.

Чем ближе Ккон к единице, тем выше конкурентоспособность продукции. Если коэффициент близок к нулю, то это означает, что продукция не конкурентоспособна. Одновременно, чем выше коэффициент конкурентоспособности, тем выше спрос на продукцию и, следовательно, меньше потери от морального и физического старения продукции в пределах ее жизненного цикла.

Коэффициент обновления продукции предлагается определять по формуле:


Кобн.пр = , (5)


где Кобн.пр – коэффициент обновления продукции;

Nн – объем производства новой продукции, руб.

Этот показатель самым тесным образом связан с инновационной деятельностью предприятия. Новая продукция может быть принципиально новой, модернизированной или модифицированной и, следовательно, является результатом научных исследований. К тому же новая продукция, как правило, является конкурентоспособной и легко реализуемой без особых затрат по сбыту. Это ведет к повышению эффективности производства продукции и предприятия в целом.

Внедрение и производство новой конкурентоспособной продукции самым тесным образом связано с обновлением технологических процессов, являющихся самостоятельным направлением инновационной деятельности предприятий.

Оценку технического уровня технологических процессов предприятия можно осуществлять с помощью коэффициента обновления технологии:


Кобн.тех = , (6)


где Кобн.техн – коэффициент обновления технологии;

Пн.техн – количество вновь введенных технологических процессов, ед;

Побщ.техн – общее количество технологических процессов, ед.

Показатель Кобн.техн может быть использован для обоснования возможности производства высококачественной, конкурентоспособной продукции на базе передовой техники и технологии.

Достижение высокого уровня эффективности производства и инновационной деятельности, в частности, основывается на выявлении и реализации резервов улучшения указанных и других показателей деятельности предприятий.

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность организации инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

ü    затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

ü    выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

ü    стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

ü    среднесписочную численность персонала и т.д.

Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета чистого приведенного дохода (NPV).

Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.

Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности организации инновационной деятельности:

Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.


 , (7)


где Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности (JR) ведется по формуле:


 (8)


где Дj – доход в периоде j;

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

В рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора.

Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора.

Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства.

Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем.

Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

В первой главе исследована методологическая база, являющаяся основополагающей ступенью для постановки и решения вопросов, связанных с инновационной деятельностью предприятий. Наиболее существенными моментами дипломной работы в этой части являются:

1.                Раскрыто и проанализировано содержание понятий «инновации» и инновационная стратегия»

2.                Обозначены функции и виды инноваций

3.                Показана роль организации инновационной деятельности хозяйствующего субъекта

4.                Изучена природа формирования инновационной стратегии предприятия

5.                Предложены и обоснованы методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА, АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.К. СЕРОВА»

2.1 Общая характеристика ОАО «Металлургический завод им. А.К. СЕРОВА»


Открытое акционерное общество «Металлургический завод им. А.К. Серова» - завод спец.сталей, работающий в отрасли производителей сортового проката и низко и среднелегированных сталей.

Металлургический завод им. А. К. Серова – динамично развивающееся предприятие, которое с 2000 года входит в сферу влияния крупнейшего российского холдинга – Уральской горно-металлургической компании. Именно с этого периода под руководством УГМК на предприятии началась крупномасштабная реконструкция сталеплавильного производства – отказ от мартеновского способа выплавки стали в пользу электродугового способа. Реконструкция позволит достичь следующих целей:

ü    Снижение затрат на производство стали и проката;

ü    Повышение качества выплавляемой стали за счет применения прогрессивной технологии производства;

ü    Расширение марочного сортамента выплавляемых сталей;

ü    Увеличение объемов выплавки стали и производства проката на 14 %.

В это же время активизировались работы по строительству агрегата внепечной обработки стали итальянской фирмы «DANIELI». В июне 2003 года был запущен в эксплуатацию агрегат внепечной обработки стали «Печь-ковш». Таким образом, первый этап реконструкции был завершен. Сегодня процесс обработки стали в печи-ковше успешно освоен.

В марте 2005 года в УГМК был подписан контракт на поставку электропечи, вакууматора и вспомогательного оборудования. Начался второй этап реконструкции сталеплавильного производства – строительство дуговой сталеплавильной печи, вакууматора и комплекса кислородной станции с воздухоразделительной установкой и установкой аргонового блока фирмы «SIAD» (Италия). В летний период 2007 года были запущены в эксплуатацию дуговая электросталеплавильная печь фирмы «DANIELI» и комплекс кислородной станции фирмы «SIAD». В ноябре 2008 года была поставлена точка во втором этапе реконструкции сталеплавильного комплекса, который завершился вводом в эксплуатацию вакууматора итальянской фирмы «DANIELI».

Кроме того, в рамках реконструкции в начале 2007 г. завершено строительство газоочистной установки, станции водоподготовки с замкнутым циклом водооборота и объектов электроснабжения.

Третий этап реконструкции, начавшийся в декабре 2008 года, предполагает установку машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ) и реконструкцию прокатного производства.

Полностью реконструкцию сталеплавильного комплекса на «ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» планируется завершить во втором квартале 2011 г.

Серовский металлургический завод является градообразующим предприятием, имеющим полный металлургический цикл, свою сырьевую базу, выпускающим более 200 марок высококачественной стали и другие виды продукции. Это прокат стальной – горячекатаный квадратный, круглый и шестигранный; прокат калиброванный; прокат круглый со специальной отделкой поверхности; заготовка трубная; сталь буровая пустотелая; прутки круглые высокой точности из высокопрочной стали; уголки стальные горячекатаные равнополочные; заготовка квадратная горячекатаная; чугун предельный; шлак доменный гранулированный; купорос железный технический.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.