Причины существования неформальных организаций таковы:
чувство принадлежности – наиболее сильное из эмоциональных потребностей, формальные организации лишают людей возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации;
взаимопомощь;
защита (сила – в единстве);
общение – доступ к неформальному получению информации;
симпатия.
Способом влияния неформальной организации является неофициальное общение. «Тайный телеграф»‚ – один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).
Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти‚ – ее способность действовать или бездействовать (несанкционированный менеджмент): несанкционированное установление производственных норм. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие‚ превышающее нормы‚ или наоборот‚ занижение норм. Таким образом‚ неформальная группа может либо продвигать, либо тормозить развитие организации. Следовательно‚ задачей менеджеров является минимизация влияния этих групп.
Влияние неформальной организации можно контролировать, но менеджер должен иметь представление о базовой мотивации функционирования неформальной группы. Для разработки стратегии поведения важно понять, что неформальная организация рождается из взаимодействия.
Выделим основные принципы управления неформальными организациями:
1. Признание факта существования неформальной организации.
2. Выяснение ценности неформальной организации для достижения целей менеджера.
3. Выявление неформальных лидеров и управление ими.
4. Объединение цели неформальной и формальной организации.
Подводя итоги главы, можно сделать вывод, что существуют два основных критерия, по которым классифицируются организации. Эти критерии – отношения с внешней средой и взаимодействие организации с человеком.
1.2. Общие и конкретные функции управления
В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:
· определение целей и задач деятельности организации;
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· координация и регулирование;
· учет, анализ и контроль.[1]
В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:
· стратегическое планирование;
· планирование реализации стратегии;
· организация взаимодействия и полномочий;
· построение организаций;
· мотивация.[2]
Охарактеризовать функции управления можно следующим образом:
Функции управления
Операции
Планирование
Выполнить прогнозирование. Определить цели. Разработать стратегию. Наметить программу действий. Рассчитать сроки и стандарты. Определить источники финансирования. Разработать политику и процедуры
Организация
Разработать организационную структуру. Передать полномочия. Определить отношения к работе. Разработать процесс принятия решения. Определить коммуникации.
Мотивация
Выяснить потребности персонала. Определить способы стимулирования, позволяющие удовлетворить потребности каждого сотрудника
Контроль
Определить стандарты результатов. Обеспечить их измерение. Провести оценку результатов. Осуществить их корректировку. Учесть поведенческую сторону контроля
Маркетинговая деятельность
Определить миссию и социальную ответственность организации. Изучать и формировать потребности в товарах и услугах
Инновационная деятельность
Обеспечить гибкую организационную структуру.
Создать аналитический отдел, способный улавливать слабые сигналы из внешней среды. Формировать предпринимательский тип организационного поведения. Создать систему поддержки новаторов.
Развитие человеческих
ресурсов
Обеспечить набор и отбор персонала. Разработать «философию фирмы», в том числе кодекс делового поведения персонала. Осуществить планирование карьеры. Ежегодно проводить аттестацию персонала. Разработать программу обучения и развития.
Управленческое
консультирование
Обеспечить диагноз организационных патологий и дисфункций управления. Разработать план по их преодолению.
В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.
Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.
Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие.[4]
2. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Страницы: 1, 2, 3, 4