МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
КАФЕДРА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
(название кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
на тему: ОПЕРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
Днепропетровск 2009 г
Содержание
Введение
1. Определение операционной стратегии, её сущность, критерии и цели
2. Операционная стратегия и конкурентные приоритеты
3. Место и роль операционной стратегии
4. Органичность операционной стратегии
5. Вывод
6.Япония. Конкуренция на основе операционной эффективности
Вывод
Список литературы
Операционная деятельность самым тесным образом связана со всеми другими основными видами деятельности предприятия: финансовой деятельностью, маркетингом, кадровой службой и т.д.
Операционная стратегия сложно взаимозависима со всеми остальными стратегиями основных подсистем организации, представляющих собой элементы её внутренней деятельности. А кроме этого, стратегия развития производства связана множеством внешних факторов.
Значит, конечная эффективность операционной стратегии обусловлена не только её собственным содержанием, но и тем, насколько комплексно и органично она взаимозависима со всеми остальными специализированными стратегиями организации.
Системное взаимодействие с разными специализированными подразделениями организации необходимо и для качественной разработки операционной стратегии. Так, специалисты по маркетингу должны обеспечивать разработчиков операционной стратегии информацией и о реализации продукта, и о его сбыте на соответствующих рынках; технологи должны сообщать о новинках и о всех значительных изменениях на рынке технологий и т.д.
Операционная стратегия состоит в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку её долгосрочной конкурентной стратегии. Операционная стратегия, в совокупности с корпоративной стратегией охватывает весь спектр деятельности компании и допускает долгосрочный процесс, призванный обеспечить фирме возможность быстро реагировать на какие-либо неизбежные изменения в будущем.
Для многочисленных предприятий, в частности для промышленных предприятий, производство того или иного продукта, как правило есть наиболее сложной и масштабной деятельностью.
Поэтому для таких предприятий (и особенно для украинских промышленников) адекватной структурой деятельности является та, в которой производство является главным компонентом. В данном случае под адекватностью следует понимать соответствие данной идеи способу мышления менеджеров высшего и среднего звена украинских предприятий.
Операционная стратегия – это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий с созданием и реализацией продукта организации. Эта подсистема предусматривает использование развитие всех производственных мощностей предприятия с целью достижения конкурентного предпочтения.
Во время обсуждения данной стратегии здесь мы преимущественно касаемся процессов в сфере материального производства. Однако следует помнить, что операционная стратегия в сфере услуг во многом аналогична стратегии на производстве, особенно если компания предоставляет услуги, связанные с поставками.
Операционная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой операционного, производственного процесса и инфраструктуры необходимой для его поддержки. Разработка процесса состоит в выборе оптимальной технологии, составления временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации производственной функции компании.
Операционная стратегия можно рассматривать, как составляющую часть общего процесса планирования, что обеспечивает соответствие производственных задач- задачам более широкой организационной структуры. Поскольку задачи более широкой организационной структуры со временем имеют тенденцию к изменениям, операционная стратегия также должна разрабатываться, учитывая возможные изменения потребностей покупателей. Операционные возможности любого предприятия можно рассматривать как некоторый портфель возможностей, наиболее точно подходящие для адаптации к изменчивым вкусам потребителей.
Цель и критерии. Ведущий элемент операционной стратегии, так само как и какой-либо специализированной стратегии,- это её особенные стратегические цели.
При правильно поставленном процессе разработки корпоративной стратегии,- это её особенные стратегические цели.
При правильно поставленном процессе разработки стратегии система целей операционной стратегии должна лаконично следовать из министратегии организации, а если говорить более конкретно, то по определенным основным стратегическим целям 1-го уровня.
И при этом система целей операционной стратегии формирует собой особое операционное звено на общем дереве целей организации.
При использовании конкретной последовательности действий метод формирования операционного звена общего дереве целей организации может иметь следующий вид:
Шаг 1.Определение формата общего дереве целей организации.
Шаг 2. Постановка главной цели производства. Так называемая одна цель.
Шаг 3.Определение основных целей операционной стратегии. Здесь задаются цели, что вполне соответствуют основной стратегии.
Шаг 4.Задание стратегических предпосылок по производству.
Постановка целей операционной стратегии происходит соответственно определённым критериям. Как правило в их качестве выступают следующие четыре:
1. Затраты на производство.
2. Качество производства.
3. Качество производственных поставок.
4. Соотсветсвие производства- спросу.
При системном подходе производственных затрат как для стратегических так и для тактических целей обычно используют показатели:
· потери труда и материалов;
· фондоотдача;
· оборачиваемость товарных запасов;
· себестоимость единицы продукции.
Качество как правило, оценивают:
· по процентному соотношению дефектов конечного продукта и/или по отклонению от стандарта производства;
· по проценту брака;
· затраты на повышение качества и т.д.
Качество поставок оценивают по:
· по процентному соотношению поставок, сделанных точно в срок;
· показателями задержек и срыва поставок;
· показателями финансовых потерь за нарушение сроков и условий поставки.
Гибкость производства по спросу может оценивается:
· по широте ассортимента конкретных продуктов;
· в абсолютных и в относительных показателях обновления ассортимента;
· по скорости обновления продукта и т.д.
Основные позиции. Особую суть операционной стратегии несут её основные позиции. Приведу 5 примеров таких позиций.
1. Основные стратегические производственные решения, которые необходимо принять по заданной стратегической перспективе.
2. Формулировка и обоснование возможных решений стратегических задач производства.
3. Доработка принятых основных стратегических целей по производству до уровня конкретных стратегических указаний из адекватного набора конкретных действий.
4. Разработка по каждому указанию адекватного набора конкретных действий.
5. Системное сведение мероприятий и действий по каждой позиции в целостную операционную стратегию, как органическую программу соответствующих конкретных действий.
Если взглянуть на операционную стратегию с исторической точки зрения, то стоит вспомнить, что после 2-й Моровой войны компании США переживали период резкого всплеска потребительского спроса, сдерживаемого во время войны.
В результате, чтобы удовлетворить выросшие потребности населения, американские производители сосредоточились на выпуске больших объёмов продукции. В это же время японские примышленные компании направили свои усилия на повышения качества выпускаемых товаров.
Таким образом, для обеспечения своей конкурентоспособности компании разных стран руководствовались совсем разными приоритетами.
Путь к успеху любой операционной стратегии состоит в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов; понять, какие могут быть последствия выбора каждого из них, а также то, на какие компромиссы придется идти в случае принятия того или иного варианта.
В любой отрасли производства, как правило, существует сегмент рынка, объём продаж на котором зависит исключительно от того, насколько низкими будут затраты компании, выпускающая продукцию.
Чтобы успешно конкурировать в такой рыночной нише, предприятие должно быть производителем с низкими затратами производства, однако это необходимая, но не достаточное условие и необязательно означает, что предприятие достигнет высокого уровня рентабельности и конкурентного успеха.
Основная цель операционной стратегии, как уже было сказано, состоит в построение операции по переработке ресурсов, поступающих в конечный продукт для удовлетворения потребностей потребителей. Выполняя это задание, операционная функция должна создать помощь предприятию в достижении выраженной компетентности и конкурентоспособности на рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5