Рефераты. Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE

Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что–то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.п.

Угроза – это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: копирование уникальных разработок фирмы, появление товаров–заменителей, новых конкурентов и т.п.

Каждая фирма будет сталкиваться с различным набором возможностей и угроз, будет иметь различные сильные и слабые стороны, а, следовательно, стратегия каждой фирмы будет уникальной. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы сводятся таблицу, затем составляется матрица SWOT, производится оценка влияния возможностей и угроз на организацию. Иногда SWOT анализ приводит к составлению слишком длинного списка рекомендаций, что усложняет оценку стратегического состояния фирмы.

Метод ключевых вопросов основан на постановке вопросов и анализе ответов по всем факторам внешней и внутренней среды организации, препятствующих или способствующих достижению целей организации. В качестве ключевых вопросов выделяют: Какие имеются возможности для достижения цели? Какие угрозы могут возникнуть для организации?

Метод сценариев – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной организации в будущем. Сценарный метод при его реализации дает возможность разрабатывать новые альтернативы. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем определяется та или иная стратегия фирмы:

Оптимистический – в котором структура, тенденции в отрасли, действия конкурентов, потребности покупателей благотворно сказываются на положение фирмы в будущем.

Пессимистический – отражается наихудший для фирмы вариант развития событий.

Наиболее верный – находится посередине между двумя первыми.

Эти сценарии дают возможность определить наиболее значимые факторы макросреды, которые следует учитывать фирме для выработки стратегий.

Модель пяти сил (модель М. Портера) – отражает действие пяти сил, определяющих суть конкурентной борьбы в той или иной отрасли: угроза появления новых конкурентов; угроза появления товаров и услуг – субститулов (заменителей); способность поставщиков диктовать свои условия; способность покупателей диктовать свои условия; соперничество между конкурентами внутри отрасли. Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким.

Метод SPACE (Strategic Position and Action Evaluation – оценка стратегического положения и действий). Этот метод представляет собой комплексный подход, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта стратегии для предприятий.

Система, в которой выполняется оценка стратегических позиций компании, образуется четырьмя координатными осями:

 - стратегический потенциал (потенциал компании);

 - конкурентные преимущества компании

 - привлекательность отрасли (потенциал отрасли);

 - стабильность обстановки (условия бизнеса).


IS

 

ES

 

CA

 

FS

 


Каждый стратегический квадрант соответствует одной из четырех возможных стратегических линий компании:

1.  Придерживаться наступательных стратегий,

2.  Придерживаться консервативной линии поведения,

3.  Придерживаться линии сохранения своей компании,

4.  Придерживаться линии борьбы за сохранение своих позиций.

На наш взгляд предприятие придерживается наступательных стратегий, что соответствует агрессивной позиции.

Эта позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. Анализируемая фирма имеет несомненное конкурентное преимущество и может сохранить его с использованием имеющегося финансового потенциала.

Критический фактор - способность противостоять появлению новых конкурентов.

Рекомендуемые стратегии:

1)  поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях;

2)  увеличение доли рынка;

3)  концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами. На наш взгляд предприятие придерживается стратегии 3.

Поведение фирмы: - это поведение разведчика. Стремление исследовать как можно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование ресурсов.


3. Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE


Оценим стратегическое состояние (исходную кейс-ситуацию) организации, выбранной нами методом SPACE.


Факторы стабильности обстановки (внешние условия бизнеса)

Показатель

Оценка

1

Уровень инфляции

Низкий

3

Высокий

2

Технологические изменения

Мало

2

Много

3

Уровень занятости

Низкая

4

Высокая

4

Диапазон цен конкурирующих продуктов

Малый

3

Большой

5

Ограничения для вхождения на рынок

Мало

1

Много

6

Давление конкурентов

Слабое

2

Сильное

Сумма


15


Среднее


2,5



Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих стабильность обстановки

Факторы, определяющие стабильность среды, в методике следующие.

Уровень инфляции – определяется уровень инфляции в период действия данного предприятия.

Технологические изменения - качественная оценка множественности происходящих технологических нововведений.

Уровень занятости – это участие населения в трудовой деятельности данного предприятия. Занятость характеризуется системой показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной части населения, уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов.

Изменчивость спроса - характеристика стабильности спроса.

Диапазон цен конкурирующих продуктов - важная характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции.

Ограничения для вхождения на рынок - необходимые лицензии, требования к квалификации, исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т.д.

Давление конкурентов - общая характеристика уровня конкуренции в отрасли.


Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса)

Показатель


Оценка


1

Доля рынка

Малая

5

Большая

2

Качество продукции

Низкое

4

Высокое

3

Стадия жизненного цикла продукта

Начальный

4

Конечный

4

Цикл замены продукта

Фиксированный

1

Сменяемый

5

Лояльность покупателей

Слабая

4

Сильная

6

Технологическое know-how

Малое

2

Большое

7

Степень вертикальной интеграции

Низкая

3

Высокая

Сумма



23


Среднее



3,3




Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы

Конкурентное преимущество фирмы характеризуется следующими показателями:

Доля рынка - это относительная доля рынка, измеряющаяся отношением объема продаж за некоторый период к объему продаж ведущего конкурента.

Качество продукта - относительная экспертная оценка качества продукта данного предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.