Рефераты. Научно-методическая служба в системе управления библиотекой p> Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась прежняя "видимая" цель некоммерческого маркетинга: максимально полное удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная "подцель", состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли методисты остались без внимания.

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно стать управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относятся к методической, и более того — распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики методических центров. При этом под содержанием методической работы следует понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение библиотек, описание передового опыта и др.).

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.
Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно- методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента
(т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.
Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных
(информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе

Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально- духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый, деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят философию современного отечественного библиотековедения.

Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего, выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической, педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.
Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.
Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей, книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская задолженность).

Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов, которые считают, что в основе методических "взаимосвязей должны лежать экономические взаимоотношения". Не приведет ли чрезмерная коммерциализация научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов.
Тем не менее такая практика уже пустила корни.

Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать, разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на развалинах старого, можно построить и рядом.

Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности, немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под флагом "курса на инновации", ослабления и реорганизации научно- методического отдела (НМО), создания параллельных организационно- методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.
С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно- методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы).

Таким образом, острие управленческой функции научно-методического самообеспечения направлено на ее оптимальную распространенность, а также на внедрение новых форм и методов административного труда: социологических, маркетинговых и т.д. Однако, изменяя традиционную технологию труда, живо воспринимая очередные ноу-хау, не следует под них ломать и коверкать структуру, в обязательном порядке создавать новые структурные подразделения, т.к. завтра мода на них пройдет и придется возвращаться к прежним нормам.

Сегодня перечень таких форм не закрыт. Не все они приживутся, какие- то будут отринуты практикой, родятся неизвестные. Словом, жизнь распорядится по-своему и важно выбрать самые прогрессивные, вдумчиво подходить к их оценке, определяя место в арсенале средств научно- методической службы.

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки

1. Научно-организационные аспекты работы

В научно-организационной деятельности Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ, г. Москва) продолжается период обновления, основанного на учете прошедших в обществе перемен, переосмыслении прошлого опыта и выявлении передового.

В методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка лежит на научно- организационном отделе. За последние годы функции отдела претерпели существенные изменения. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы. Прежде всего, произошел переход от методического руководства к методической помощи. Основное назначение отдела - проведение целевых мониторингов и конъюнктурных маркетинговых исследований для выработки концептуальных направлений функционирования и развития библиотеки как научно - информационного и образовательного учреждения. В рамках отдела со статусом специализированного читального зала функционирует научно- методический кабинет, комплектующийся фондом отечественных и зарубежных документов по проблемам библиотековедения, информатики, книговедения, библиографоведения, а также менеджмента, маркетинга, экономики; систематически организует разноаспектные книжные выставки. Главными направлениями деятельности двух базовых секторов отдела - сектора научно- исследовательской и научно-методической работы и сектора маркетинговых исследований - являются: научно-аналитическая деятельность; научно-организационная работа; подготовка интеллектуальной продукции по профилю отдела, в частности: методических писем; рекомендаций; научно-методических пособий; проблемно- ориентированных баз данных; научных статей для профессиональной периодической печати; инновационно - консультационная и методическая деятельность в помощь библиотекам учреждений и организаций агропромышленного комплекса Российской
Федерации (АПК РФ); маркетинговые исследования; осуществление рекламной политики; контакты с партнерами и координация договорных отношений в условиях конкурентной среды; связь с общественностью, работа по привлечению ресурсной помощи и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.