МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра библиотековедения
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
(на материале ЦНСХБ)
дипломная работа по специальности
052700 "Библиотековедение и библиография"
| |Исполнитель: | | |студентка 5 курса 509 группы| | | | | |дневного отделения БИФ | | |________________Кабанова | | |Ю.В. | | | | |Допустить к защите |Научный руководитель: | |Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор | |докт. пед. наук, профессор | | |______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.| |"_____"________________2000 г. | |
Москва 2000
Резюме
Управление библиотекой требует реализации системного подхода к управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей, выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых организационно-экономических мероприятий.
Основой данного диплома является исследование роли научно-методической службы в системе управления библиотекой.
Эта область включает в себя следующие этапы:
1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба находится. Определение роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе.
2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые традиционно относят к методической. Терминологический анализ понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство»,
«методическая помощь».
3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная, педагогическая, информационная, исследовательская функции.
Методическая деятельность как форма управления библиотечным процессом. Переход от методического руководства к методической помощи.
4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь, менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз.
Новый облик научно-методической службы.
5. Требования к профессионализации научно-методической службы.
Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической службы.
6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы.
Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств телекоммуникаций.
Содержание
Введение 4
Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле 8
1. Координация методической работы 9
2. Формы методической помощи 11
3. Внедрение передового библиотечного опыта 13
4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14
5. Организация методической работы 16
6. Наполнение и оформление методического отдела 19
Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе 21
1. Терминологическое осмысление методического руководства 21
2. Функции научно-методической службы библиотеки 26
3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки 29
4. Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе 31
Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки 34
1. Научно-организационные аспекты работы 34
2. Перспективные формы методической помощи 38
2.1. Дистанционное консультирование 39
2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42
2.3 Подготовка научно-практических пособий 49
Заключение 53
Список литературы: 55
Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии
Приложение 2. Типовые должностные инструкции
научно-организационного отдела (НОО)
Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г.
Приложение 4. План работы НОО на 2000 г.
Введение
Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.
Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи библиотекам является одной из статусных характеристик центральной библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно- организационной) работы расширились, появились новые направления и службы. Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических консультаций, рекомендаций, технологических разработок.
Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом. Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10] сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к тому же особенности библиотечной работы.
Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют направление развития методической работы как процесса управления нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых автономных методических центров, в составе которых должна функционировать группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование предлагается осуществлять на платной основе.
Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии.
Изменение направленности методической работы в стране объективно обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость. Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными.
В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты НМС, можно выделить следующие направления:
1. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле.
2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном этапе.
3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).
Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.
Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:
1. Выявление предпосылок возникновения НМС.
2. Изучение становления и характеристика современного состояния и проблем НМС.
3. Уточнение терминологии и определения НМС.
Методологическую основу исследования составили идеи ведущих отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам научно-методической работы.
Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М., Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.
Источниковой базой исследования стало Государственное научное учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно- организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.
Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле
Единая система методического руководства — одно из важнейших достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть государственного управления библиотечным делом. Основана на межведомственной координации и взаимодействии органов управления и библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек, обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.
Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства, решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в СССР" (1985).
Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и методов.
Практическая реализация системы методического руководства обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой состояния дел и контролем за исполнением решений.
Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли, региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и ведомственных подсистем.
Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.
1. Координация методической работы
Координация методической работы — согласованность действий библиотек - методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия. Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей библиотек - методических центров в оказании методической помощи библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно распределяла силы, определяя главные направления методической работы в стране, регионе, отрасли.
Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы: подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов, совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных работников, посещений библиотек, взаимное использование передового библиотечного опыта и др.
В основе координации — согласование планов методической работы, разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве.
В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7