Рефераты. Мотивация труда работников организации
Первые две группы потребностей первичные, а следующие
три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в
строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой
лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (Прил. 1).
Маслоу выдвинул
гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой
сильной из неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная
потребность удовлетворяется, она перестает играть мотивирующую роль и
мотивирующей становится следующая потребность. При этом по мнению Маслоу, сила
потребностей понижается от физиологических потребностей к
потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения
и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации человека через потребности
бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно
наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные
потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью
повышения эффективности работы сотрудников.
Концепция Маслоу
получила широкую популярность, особенно среди практических менеджеров. Она
соответствовала их интуитивному пониманию проблемы мотивации и была проста для
понимания. К сожалению, эмпирические исследования не подтверждали абсолютную
применимость этой теории в практических ситуациях.
Теория выживания, принадлежности и
роста К. Алдерфера
Идеи Маслоу об
иерархии потребностей оказали сильное влияние на представление о том, как
эффективно мотивировать сотрудников организации. Позже Клейтон Алдерфер, из
Йельского университета, воспользовавшись идеями Маслоу и других авторов,
сформулировал более применимый подход,
который получил название «теория выживания, принадлежности и роста». Алдерфер выстроил трехуровневую иерархию
потребностей, в которую включил
приблизительно те же потребности, что и Маслоу, но иначе распределил их по группам. Им были выделены группы жизненно необходимых
потребностей, которые включают физиологические потребности и потребность в
материальной безопасности; потребности в принадлежности, которые включают все социальные потребности по
Маслоу плюс потребность в социальной безопасности и потребность в социальной оценке; потребности роста, включая
потребность в самооценке и самореализации.
Рис. 2. Иерархия
потребностей по К. Алдерферу.
Для понимания алдерферовской теории ключевыми являются четыре
компонента: последовательность
удовлетворения, разочарование (фрустрация), обратная последовательность
разочарования, устремление.
Первый компонент - последовательность удовлетворения
- согласуется с положением Маслоу о том, что потребности
высших уровней приобретают возрастающую важность по мере того, как
удовлетворяются потребности более низких уровней.
Второй
компонент - разочарование - проявляется тогда, когда индивид попытался
удовлетворить некоторые конкретные
потребности, но потерпел неудачу. В результате разочарование может сделать
удовлетворение не достигнутой потребности для персоны даже более
важным, несмотря на то, что эта персона может
вновь потерпеть неудачу в ее достижении.
В
случае повторной неудачи третий компонент - обратная последовательность
разочарования - может привести персону,
потерпевшую повторное разочарование, к сдвигу внимания в сторону потребностей
более низкого уровня, более конкретных и достоверных.
Последний
компонент - устремление - фиксирует, что рост представляет собой
внутренний фактор удовлетворения. Чем в большей степени персона растет и
развивается, тем в большей степени она стремится к росту. Поэтому чем в большей
степени персона удовлетворяет потребности в росте, тем в большей степени заинтересована, чтобы удовлетворять их.
Из рассмотренных выше двух теорий потребностей концепция
Маслоу известна более широко и чаще применяется в организациях. Модель же
Алдерфера является потенциально более применимой из-за того, что обеспечивает более современное
рассмотрение и использование более глубоких знаний о человеческих потребностях и их роли в организациях.
Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д.МакКлелланда.
С развитием
экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в
теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Опираясь на работу Мюррея, исследователи Девид МакКлелланд и
Джон Аткинсон внесли свой вклад в понимание важной роли потребностей в успехе, причастности и власти для
деятельности организаций. Каждая из названных
потребностей может оказаться мощным фактором мотивации работников.
Потребность в успехе предполагает
стремление к достижению трудных и увлекающих целей. Индивиды, для которых в
высокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение,
достигнув результата, независимо от того, заметил ли это
кто-нибудь или нет.
Если сопоставить приобретенные потребности по
МакКлелланду с потребностями в иерархии Маслоу, то потребность успеха
находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в
самовыражении.
Потребность в причастности выражается в
стремлении к теплым и дружеским отношениям с другими людьми. Люди с сильно
выраженной потребностью в причастности любят работать в тесном контакте и кооперации со
своими сотрудниками.
Потребность в
причастности по МакКлелланду схожа с социальными потребностями по Маслоу. Люди, которые в высокой степени обладают
потребностью в причастности, бывают удовлетворены организационной ситуацией, которая обеспечивает
социальные возможности. Поэтому они предпочитают работать в близком контакте с
сотрудниками или клиентами.
В случае если
руководители и сотрудники одобряют, уважают и вознаграждают хорошую работу, работники с
высоким уровнем потребности в причастности мотивированы действовать так, чтобы они могли
получить признание и уважение.
Потребность
во власти связана с внутренним стремлением человека контролировать других
людей и влиять на их поведение. В зависимости от того, как эта потребность
используется, она может оказывать чрезвычайно позитивное или негативное
воздействие на управленческий успех.
Существует два типа власти, каждый из которых (или их
комбинация) могут удовлетворить эту потребность:
1. Стремление к личной
власти предполагает стремление к доминированию над остальными для того, чтобы
добиться этого доминирования.
2. Социализированное
стремление к власти предполагает обретение власти как средства добиться группового
успеха. Люди, стремящиеся к такой власти, используют ее для мотивации и
позитивного влияния на других, а также для обеспечения достижения
групповых целей.
В обычных условиях организации должны стараться
уклоняться от найма на работу искателей личной власти. Напротив, людей,
которые обладают социализированным стремлением к власти, следует тщательно
искать и готовить для важных руководящих ролей, которые позволят им
использовать власть на пользу организации.
Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф.
Герцберга .
Эту теорию сформулировал американский психолог Фредерик
Герцберг на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в
разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых
просили описать ситуации, в которых они чувствовали удовлетворенность или, наоборот,
неудовлетворенность работой.
Ответы опрашиваемых были классифицированы по группам.
Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и
неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Один
характеризует связь между факторами и уровнем неудовлетворенности
работников, а другой - между факторами и уровнем удовлетворенности. Причем
факторы в обоих случаях – разные. Первую группу факторов Герцберг назвал
факторами контекста, или гигиеническими факторами, а вторую - мотиваторами
(Таблица 1).
Гигиенические факторы связаны со средой,
в которой осуществляется работа, а мотиваторы - с самим характером и сущностью
работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени
присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность
работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения
работой и не могут мотивировать человека на что-либо. Если факторы контекста
создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в
лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности
работой, а дают скорее нейтральное отношение.
Мотиваторы , вызывающие удовлетворенность работой,
связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении.
Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности
работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует
работников на повышение эффективности деятельности (Приложение 2).
Таблица
1. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы
Факторы-мотиваторы
Способ
управления
Достижения
Политика компании
Признание успеха
Отношения
с непосредственным руководителем
Работа как таковая (интерес к работе
и заданию)
Условия
труда
Ответственность
Заработная
плату
Продвижение по службе
Отношения с сотрудниками
Профессиональный рост
Отношения
с подчиненными
Творческий рост
Статус
Безопасность