2. экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда;
3. социально-психологические - формирование работоспособных трудовых коллективов со здоровым психологическим климатом.
Таким образом, качественный уровень профориентационной работы - одно из условий успешности трудовой адаптации работников. Профориентация, в том числе профинформация и профконсультирование, позволяет формировать взаимосвязи работников и организаций еще на стадиях, предшествующих непосредственной адаптации. Проведение различных форм профориентации помогает обеспечить наибольшую сопряженность требований профессии и свойств личности. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение.
2. Что такое обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров?
Подготовка персонала - это процесс приобретения работниками теоретических и практических знаний и навыков в объеме требуемой квалификационной характеристики начального уровня квалификации. Подготовка может быть выполнена за счет профессионального обучения в вузе, среднем специальном учебном заведении, на соответствующих курсах, как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства. Подготовка работника может быть осуществлена на предприятии, при помощи наставничества и специальных режимов работы. Однако подготовка на предприятии неэффективна, если человек недостаточно заинтересован в усвоении нужных знаний и навыков или недостаточно обучаем. Выбор методов подготовки зависит от финансовых и кадровых возможностей предприятия, от того, насколько быстро нужно подготовить работника к новой деятельности, а также от того, насколько этот сотрудник заменим в данной должности.
Переподготовка персонала - это процесс обучения работников с целью изменения их профессионального профиля. Переподготовка выполняется на основе уже имеющихся навыков, и знаний. Методы переподготовки включают в себя различные формы обучения, выбираемые с учетом уже имеющихся у сотрудников навыков.
Повышение квалификации персонала - это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники и современных технологий. К методам повышения квалификации относятся различные курсы и специализированные формы образования (специальное образование на базе высшего, например).
Выделяют несколько основных признаков ситуации, свидетельствующих о необходимости пересмотра квалификационных характеристик персонала:
- изменение деятельности предприятия;
- усиление конкуренции;
- появление новых видов оборудования или более эффективных технологий;
- увеличение организации или усложнение организационной структуры;
- изменение общей экономической ситуации;
- социальные реформы в стране или регионе;
- принципиальные изменения на рынке труда (появление новых специальностей, специализаций, увеличение количества специалистов определенного профиля, увеличение стоимости рабочей силы как производственного ресурса и т.д.).
Общие требования к образованию установлены законодательно. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать человеку получение профессии и соответствующей квалификации. Стандарт профессионального образования способствует соблюдению определенных требований, предъявляемых к подготовке и переподготовке рабочих и специалистов во всех формах обучения, поэтому, выбирая специалиста, необходимо обращать внимание на то, кем выдан диплом.
В государстве существует определенная законодательно квалификационная структура. Документ об образовании специалиста должен соответствовать требованиям, предъявляемым к документу об образовании на данном уровне квалификации.
Существует также набор подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения в сфере профессиональной подготовки. Например, квалификационные справочники содержат информацию о профессиях, должностях, необходимом объеме знаний и навыков, а также о минимальных требованиях к объему обязанностей работника.
Технология работы службы управления персоналом – система последовательно осуществляемых действий, операций и процедур независимо от вида деятельности
С чем связана технология обучения:
А) необходимость обучения принятого на работу
Б) необходимость обучения при изменении должности
В) необходимость повышения квалификации на одной и той же должности
Г) необходимость обучения для изменения психологического климата
Д) необходимость обучения при изменении процесса производства
Е) необходимость обучения при изменении ассортимента товаров или услуг
Цель обучения – обеспечить организацию достаточно компетентными работниками.
Виды обучения:
1) без отрыва от производства
2) с отрывом от производства
3) самообразование без аттестации
4) экстернат
5) обучение силами руководителя
6) заграничные стажировки
7) экзамены и аттестации
Все зависит от целей.
В гражданском кодексе все организации, вне зависимости от организационно-правовой формы имеют цель: получить прибыль. Но ведь в рассматриваемом вопросе возможно выявление многих нюансов. Так, например, на что идет индивидуальная прибыль: на проедание, на инновации…
Но в основном эта прибыль проматывается. В след за чем идет резкое снижение мотивации. Развитие человека идет всегда. Это как духовное, так и физическое развитие. Но первое особенно важно. Так как оно формируется в сообществе.
Обучение персонала.
Можно выделить два основных понятия – обучение и подготовка. Не смотря на свою схожесть, они не тождественны.
Обучение – развитие общего интеллекта.
Люди обучаются на протяжении всей своей жизни. И обучение далеко не всегда затрагивает обучение в институтах. Это может быть обучение женщины, становящейся матерью, обучение детей общению в обществе и т.д.
Подготовка – приобретение знаний и навыков, относящихся к выполненной работе.
Данный термин более близок профессиональной работе.
Профессиональная подготовка – целевое обучение, а его конечная цель – обеспечение предприятий, организаций и т.д. определенным контингентом работников с основными профессиональными качествами.
Такая подготовка требуется персоналу, когда он первый раз устраивается на работу в определенную фирму; когда работнику не хватает некоторых навыков; когда наблюдаются серьезные изменения в экономике. Последний момент наименее благоприятен для всего общества в целом. Так как он не позволяет агрегироваться с окружающей средой.
Всякое развитие нацелено на приобретение квалификации. И для эффективного применения новейших технологий в современном менеджменте особенно необходима квалификация.
Квалификация – динамическая способность человека включаться в процесс производства или оказания услуг и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции.
Квалификация с одной стороны характеризует потенциальную возможность человека выполнять работу, определенной сложности (так например, в дипломе о высшем образовании отражается та должность, исходя из которой можно определить тот спектр вопросов, которые может решать работник), с другой, - об уровне развития самого работника.
В соответствии с международной классификацией можно выделить три вида работников.
1. Люди с наиболее высоким профессионально-квалификационным образованием. Хотя в разных странах к данной категории относятся разные работники. К ним относятся люди, имеющие высшее или среднее образование, а также профессиональное образование при различных предприятиях.
- административно-управленческий аппарат
- специалисты с высшим и средним образованием любой отрасли
- рабочие высшей категории (в настоящее время одно из самых слабых мест в настоящее время в РФ)
2. Люди с обязательным средним образованием или, закончившие курсы специального обеспечения.
3. Люди, обладающие минимумом профессиональной подготовки. Их деятельность подчинена строгому техническому регламенту. Чаще всего они не проявляют никакой инициативы (только однотипные операции). В настоящее время в Японии и Швейцарии существуют приемы, снижающие психологическую нагрузку на работников. Например, существует возможность снижать скорость работы конвейера до своего темпа.
В системе непрерывного профессионального образования в РФ можно выделить 5 ступеней квалификации.
1). Общее образование, основанное на 8 классах. Данные работники имеют основное образование и прошли ускоренную профессиональную подготовку (она может быть от 1 дня до нескольких месяцев).
2). Основное школьное образование (8 классов), плюс полное среднее образование (10 классов), плюс начальное профессиональное образование по профессиям, которые не требуют наличия специального среднего образования.
3). Полное среднее образование (10 классов), а также начальное профессиональное образование или же среднее специальное образование.
4). Полное среднее образование (10 классов), повышенное профессиональное образование в профессиональных училищах, в средних образовательных учреждениях (техникум, колледж).
5). Полное среднее образование (10 классов), а также высшее образование (баколавриат, специалист, магистратура). В РФ магистратура только платная (она не финансируется федеральным бюджетом страны) и является промежуточным звеном между аспирантурой и специалистами.
Уровни обучения.
А) профессиональная подготовка (начальное, среднее, высшее образование) – обязательно получение диплома об образовании
Б) повышение квалификации – профессиональные курсы, центры дополнительных услуг
В) переподготовка кадров – практически тождественно повышению квалификации. Переподготовкой могут заниматься только высшие учебные заведения. Она может длиться от 5 месяцев до 2 лет. Предусматривает получение новых специальных знаний.
Г) послевузовское образование от 1 года до 3 лет (аспирантура, магистратуры, докторантура).
Существует обучение на и вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте: приобретение опыта, инструктаж, асистенство, стажерство, подготовка проектных групп.
Обучение вне рабочего места: просушивание лекций (пассивные метод обучения, так как отсутствует обратная связь), программирование курсов обучения, семинары, практика, ролевое обучение, моделирование процессов.
Список литературы
1. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении.-М.:МНИИПУ,1998.-176с.
2. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием: Учебник.-М.:Тандем, ЭКМОС, 1998.-336с.
3. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пос.- СПб.: Изд-во "Северо-запад",1998.-310с.
4. Кибанов А.Я. И.Б. Дуракова. Управление персоналом. - М., 2003.- 382с.
5. Краткий психологический словарь. М. Политиздат, 1985. 372с.
6. Особенности управления коммерческими и некоммерческими предприятиями и организациями: Законодательные акты. Комментарии и разъяснения специалистов. Вып.4.- М.:Воскресенье, 1999.-176с.
Страницы: 1, 2, 3