Рефераты. Методы мотивации летного состава военно-транспортной авиации в Российской Федерации на современном этапе

Методы вознаграждения, как и на современном этапе, широко применялся и в то время. Материальное стимулирование труда хотя и принципиально не отличались, летному составу также выдавалось денежное довольствие, состоящее из оклада, соответствующих прибавок и различных премии, было положено предоставление жилья, продовольственное обеспечение, вещевое обеспечение и другие стимулы, однако в качественном плане имело существенное отличие в лучшую сторону.

Нематериальное стимулирование в советские годы имело более существенный эффект. Даже потому, что материальное стимулирование было значительно лучше, и человек более радостно воспринимал признание своих заслуг в виде благодарностей, грамот и всевозможных наград.

Военный летчик или бортовой специалист тех лет был человеком достаточно обеспеченным, уверенным в завтрашнем дне, социально защищенным. Он имел интересную профессию, уважаемую и признанную в обществе. При увольнении по предельному возрасту получал достойную пенсию. Все это привлекало молодых людей выбирать этот вид деятельности. Еще необходимо отметить, что в советское время летный состав, наоборот, из гражданской пытался перейти в военную авиацию.

Во времена демократических реформ (90-е - начало2000-х) мотивация летного состава военно-транспортной авиации значительно снизилась. Это связано с переменами в нашей стране. В этот период содержание Вооруженных сил в целом было неудовлетворительным, несмотря на то, что они вели, боевые действия в Чеченской республике и военно-транспортная авиация, принимала непосредственное участие в переброске войск в район конфликта. Помимо этого, чтобы иметь хоть какое-нибудь финансирование она занималась коммерческими перевозками в ущерб своей боеготовности и боевой подготовки. Однако военно-транспортная авиация в отличие от других видов военной авиации имела летную практику и у летного состава была определенная материальная мотивация для продолжения службы, а также сохранялись навыки летной работы и готовились молодые экипажи. Это помогло сохранить большую часть летного состава в те непростые годы.

В настоящее время государство обратило внимание на свои Вооруженные силы. Проводит очередное реформирование. В военно-транспортной авиации прекратили коммерческие перевозки, и она занялась боевой подготовкой и выполнением задач по предназначению. Уровень мотивации летного состава вырос по сравнению с годами демократических реформ, но все равно находится на недостаточном уровне и не дотягивает до советского периода. Государство в основном сейчас требует от командования, в первую очередь подготовку молодого поколения, так как за 90-е годы летный состав значительно состарился, а коммерческие перевозки не позволяли готовить летный состав в полном объеме. Также наблюдается уход опытных летчиков и бортовых специалистов в гражданскую авиацию. Но наше правительство в скором будущем обещает достойное материальное вознаграждение как Вооруженным силам в целом, так и военно-транспортной авиации.


Глава 5 Рекомендации по совершенствованию методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе

В данной курсовой работе уже говорилось о недостаточной мотивации летного состава военно-транспортной авиации в настоящее время. Осталось лишь дать рекомендации по усовершенствованию методов мотивации.

Начать надо с возрождения престижа профессии, как военного летчика, так и защитника Отечества в целом. Сегодня Российская Федерация особенно остро нуждается в высококвалифицированных, грамотных кадрах. Это связано с производством, модернизацией и постановкой на вооружение новых, более сложных, в техническом отношении, авиационных комплексов. Однако, престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных сил в современном российском обществе, в течение последних десятилетий стремительно снизился, что в целом сказывается как на боеготовности армии и флота, так и на обороноспособности государства. Президент и Правительство Российской Федерации в последние годы стремятся поднять престиж профессии защитника Отечества и у них это получается. Также служба в Вооруженных силах широко освещается средствами массовой информации, где преподносится в качестве образца для формирования у молодого человека традиционно мужских качеств защитника Отечества. Позитивным моментом является то, что на сегодняшний день в школах, колледжах, вузах возобновлено преподавание такой важной дисциплины как военная подготовка, где большое внимание уделяется не только обучению необходимым практическим навыкам, но и воспитательной работе. В настоящее время это дает положительный эффект. Конкурс в военные образовательные учреждения, а особенно в летные, увеличился. Здесь необходимо усилить информационно-просветительскую и воспитательную работу - это первостепенная задача не только военных комиссариатов, учителей и преподавателей, но и общества в целом.

Но в современном обществе, все более главную роль, при выборе профессиональной деятельности играет метод вознаграждения. Более значимое место занимает система материального стимулирования труда. Чтобы, молодежь пошла в военные летчики, необходимо им предоставить достойное вознаграждение за их труд. Разработанные Министерством обороны Российской Федерации меры направлены на повышения мотивации и в настоящее время не являются достаточно эффективными. Хотя Министерству обороны и удается удерживать летный состав в военно-транспортной авиации, все равно часть опытных летчиков и бортовых специалистов уходит в гражданскую авиацию, потому что там им могут предложить более высокое денежное содержание.

Приказ Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 августа 2008 года “О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации” в целом не улучшил положение и, в принципе, не заинтересовал офицеров в повышении уровня своего профессионального мастерства и качества боевой подготовки. А даже наоборот является раздражающим фактором. Методы оценки офицеров не являются совершенными и объективными, награждение осуществляется, в целом, на усмотрение командира, что дает почву для возникновения коррупционной составляющей.

Не учтена специфика воинского коллектива. Недопустимо, чтобы в коллективе, где вооруженные люди совместно выполняют общую задачу по защите Отечества, возникала слишком большая разница в денежном довольствии между офицером, получившим денежное вознаграждение, и не получившим. Каждый офицер должен быть способен и в настоящее время способен выполнить поставленную боевую задачу, а не 34 тысячи, получающих данную премию. Это влияет на обороноспособность государства и является неэффективной мерой Министерства обороны для повышения мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации.

Более эффективным методом мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе разделить данную премию среди всех военнослужащих согласно занимаемой должности и воинского звания.

С введением в 2005 года в военно-транспортной авиации, как и во всех Вооруженных силах Российской Федерации, накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих позволяет военнослужащему приобрести жилье уже в начале службы. Это является хорошим стимулом для молодого поколения. Но остается вопрос, что делать с теми, кто в неё не попал? В данный момент государство планирует не строить, а закупать уже готовые квартиры. Но на военнослужащего и каждого члена его семьи по норме положено 13 кв. метров, а застройщики строят современные большие квартиры. В итоге получается, что военнослужащему положена трехкомнатная квартира, а ему предлагается двухкомнатная. Из этого следует, что в современных условиях необходимо увеличить норму предоставляемого жилья.

Также необходимо повышать интерес летного состава военно-транспортной авиации к службе и своей работе. Необходимо поставлять новую авиационную технику. Расширять круг задач. В общем, создавать новую современную военно-транспортную авиацию.

В данной главе даны рекомендации по совершенствованию методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе. Основные: улучшение системы нематериальных методов стимулирования, за счет повышения престижа армии и улучшение системы материальных методов, за счет реформирования оплаты труда.



Заключение

Мотивация представляет собой вид деятельности, цель которой – активизировать трудовой коллектив и каждого работника в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действия.

Различные теории мотивации базируются на положениях об удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям.

Первая теория мотивации через иерархию потребностей разработанная А. Маслоу. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на нижнем уровне – это физиологические потребности; на втором – потребности в безопасности; на третьем – потребности в социальном признании; на четвертом – потребности в уважении; на пятом (самом высоком) – потребности в самовыражении

Другая теория мотивации, автором которой является Д. МакКлеланд, известна как теория трех потребителей: власти, успеха и причастности. На практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) довольно высокие позиции в организации.

В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцбега все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля со стороны руководства), и факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы (продвижение по службе, признание заслуг со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей).

К процессуальным теориям мотивации относятся теория ожиданий В. Врума. теория справедливости и комплексная процессуальная теория, известна как модель Л. Портера-

Э. Лоулера. Общим в них является то, что поведения людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятиями и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли определенное отражение в методах мотивации работников, используемых организациями.

В теории выделят четыре основных метода мотивации: принуждение, вознаграждения, солидарности, приспособления.

Для мотивации летного состава военно-транспортной авиации в Российской Федерации применяются все перечисленные методы. Метод солидарности заключается в причастности человека к государственным делам. Метод приспособления заключается во введении летного состава в планы высшего командования. Также для летного состава военно-транспортной авиации применимы методы принудительной властной мотивации, которые базируются на подчинении закону, командиру корабля, выполнению инструкций по летной эксплуатации воздушного судна, воздушной дисциплины.

Важное место среди методов мотивации занимает метод вознаграждения, который является основным. Для летного состава военно-транспортной авиации предусмотрено материальное и нематериальное стимулирование труда.

Достоинство метода солидарности это сплочение коллектива, путем единства цели, а также развитие патриотизма и любви к родине. Метод приспособления создает у человека чувство востребовательности и доверия к нему, стремление к занятию более высокой должности. Метод принуждения дисциплинирует, обязывает летный состав соблюдать все требования командиров и регламентирующих документов при эксплуатации воздушного судна и выполнении полетов. Достоинством всех этих методов, а также системы нематериального стимулирования труда, является создание комфортной психологической обстановки у летного состава.

Достоинство системы материального стимулирования труда заключаются в получении ощутимого вознаграждения, всеми приемлемого, принятого в обществе, на которое можно реализовать часть своих потребностей, а также материальное стимулирование является наглядным, человек видит конкретное вознаграждение за свой труд.

Недостатком системы материального стимулирования труда является то, что если это единственный стимул, который удерживает человека на работе, то его легко переманить, предложив большее вознаграждение. В военно-транспортной авиации, хотя и применяются меры по удержанию летного состава, но летчики и бортовые специалисты уходят в гражданскую авиацию, потому что там им предлагают более высокое материальное вознаграждение. Это является проблемой в военно-транспортной авиации в Российской Федерации.

В советский период у летного состава, проходившего службу в военно-транспортной авиации, была высокая мотивация труда. Высоко были распространены в то время методы солидарности и приспособления.

Метод принуждения был наименее распространен в военно-транспортной авиации в те года по сравнению с сегодняшним временем, потому что люди были более ответственными и относились добросовестнее к выполнению своих обязанностей.

Методы вознаграждения, как и на современном этапе, широко применялся и в то время. Материальное стимулирование труда хотя и принципиально не отличались, однако в качественном плане имело существенное отличие в лучшую сторону.

Нематериальное стимулирование в те годы имело более существенный эффект. Даже потому, что материальное стимулирование было значительно лучше, и человек более радостно воспринимал признание своих заслуг в виде благодарностей, грамот и всевозможных наград.

Во времена демократических реформ (90-е - начало2000-х) мотивация летного состава военно-транспортной авиации значительно снизилась. Это связано с переменами в нашей стране, которые привели к неудовлетворительному содержанию Вооруженных сил.

В настоящее время государство обратило внимание на свои Вооруженные силы. Проводит очередное реформирование и в скором будущем обещает достойное материальное вознаграждение как Вооруженным силам в целом, так и военно-транспортной авиации.

В настоящее время необходимо повышать уровень мотивации у летного состава военно-транспортной авиации в Российской Федерации. Для этого необходимо возрождение престижа профессии, как военного летчика, так и защитника Отечества в целом. Предоставление достойного вознаграждение за труд, разработка эффективных современных мер по улучшению системы материального стимулирования труда особенно направленных на молодое поколение, но и предоставление всего положенного старшему поколению. А также необходимость повышать интерес летного состава военно-транспортной авиации к службе и своей работе.

Цель данной курсовой работы раскрыта. Основные проблемы мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе выявлены и остается ждать окончания реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, чтобы посмотреть выполнит ли государство обещанное, или все разрабатываемые программы и документы так и останутся на бумаге в Министерстве обороны Российской Федерации.



Список используемых источников и литературы

1.                 Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

2.                 Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 года. №117-ФЗ.

3.                 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008г. №204-ФЗ

4.                 Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 23 мая 2000 года

N 396.

5. Приказ Министр обороны Российской Федерации “О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации” от 2 августа 2008 года N 400.

6. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

7. Управление организацией: Учебное пособие / Под ред. акад. В. Н. Мельникова и проф. Н. Л. Маренкова. – М.: КНОРУС, 2004.

8. Теория управления: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В. И. Коробко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

9. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

10. «Хранитель истории авиации и космонавтики», П. Ф. Вяликов, - М.: ООО «Полигон-Пресса», 2004.

11. «Аргументы недели» от 08.04.2010 № 13(203) Военных пенсионеров обсчитали \ А. Чуйков

12. «Российская Газета» от 23.04.2010 г. интервью заместителя Министра Обороны по финансо-экономической работе В. Чистовой.


[1] Теория управления: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В. И. Коробко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009, стр. 85.

[2] Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. –       М.: Изд-во РАГС, 2003, стр.257

[3] В. П. Мельников, Н. Л. Маренков, А. Г. Схиртладзе «Управление организацией» М. 2004, стр. 114.

[4] Теория управления: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В. И. Коробко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009, стр. 88

[5] Управление организацией: Учебное пособие / Под ред. акад. В. Н. Мельникова и проф. Н. Л. Маренкова. – М.: КНОРУС, 2004, стр.115

[6] Управление организацией: Учебное пособие / Под ред. акад. В. Н. Мельникова и проф. Н. Л. Маренкова. – М.: КНОРУС, 2004, стр. 116

[7] Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. –       М.: Изд-во РАГС, 2003, стр.265

[8] Управление организацией: Учебное пособие / Под ред. акад. В. Н. Мельникова и проф. Н. Л. Маренкова. – М.: КНОРУС, 2004, стр. 116

[9] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ ст. 12

[10] Постановление Правительства РФ «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» от 23.05.2000 № 396.

[11] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ ст. 13

[12] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008г. №204-ФЗ

[13] Выдержки из интервью заместителя Министра Обороны по финансо-экономической работе В. Чистовой от 23.04.2010 г. «Российская Газете»

[14] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ ст. 15.

[15] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ ст. 20

[16] «Аргументы недели» от 08.04.2010 № 13(203)  Военных пенсионеров обсчитали \ А. Чуйков

[17] «Хранитель истории авиации и космонавтики», П. Ф. Вяликов, - М.: ООО «Полигон-Пресса», 2004, стр. 55

[18] «Хранитель истории авиации и космонавтики», П. Ф. Вяликов, - М.: ООО «Полигон-Пресса», 2004, стр. 58


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.