Также летному составу военно-транспортной авиации положено продовольственное обеспечение в виде питания в летной столовой, как в командировках, так и на аэродроме базирования. Выдается летное и общевойсковое обмундирование.
Раз в год летный состав и члены их семей имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования основного отпуска, дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении со службы[15].
За летным составом осуществляется внимательный медицинский контроль. Раз в год каждый проходит врачебно – летную комиссию. Что является еще одним мотивирующим фактором следить за своим здоровьем и держать себя в форме. В случае болезни оказывается бесплатная медицинская помощь. Постоянно идет отслеживание за утомляемостью летного состава. Раз в год предоставляется к основному отпуску дополнительный отпуск сроком 30 суток или предоставляется саноторно-курортное лечение.
Начисление пенсии летного состава военно-транспортной авиации осуществляется в льготном исчислении 1 год службы за 2 года выслуги. Право на предоставление пенсии предоставляется через 20 лет выслуги в льготном исчислении, причем время обучения в военном учебном заведении засчитывается. Это приводит к быстрому получению права на пенсию, а при дальнейшем продолжении службы увеличение размера пенсии.
Также по инициативе Комитета Госдумы по обороне создана специальная рабочая группа, цель которой при формировании новой системы денежного довольствия военнослужащих существенно увеличить военные пенсии. Депутаты справедливо полагают, что люди заслуживают достойной жизни, вне зависимости от того, находятся они в строю или уже сняли погоны. И с 1 января 2012 года планируется увеличить размер военных пенсий как минимум на 70%[16].
Также применяются нематериальное стимулирование труда. Со стороны командования за правильное и умелое выполнение своих обязанностей предусмотрено различное поощрение, такие как объявление благодарностей, вручение почетных грамот. За совершение подвигов предусмотрены государственные награды.
Задачи военно-транспортной авиации различны. Летному составу приходиться их выполнять в любом уголке нашей страны, в том числе и за рубежом. В связи с этим летный состав регулярно проходит курсы повышения квалификации и курсы изучения иностранных языков за счет Министерства обороны РФ. Получает соответствующие свидетельства и сертификаты.
В данной главе рассмотрены основные методы мотивации летного состава военно-транспортной авиации: принуждения; вознаграждения, как целый комплекс мер, как материальных, так и нематериальных; солидарности и приспособления.
Глава 3 Достоинства и недостатки методов мотивации летного состава Военно-транспортной авиации на современном этапе
Методы мотивации могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования в организации, но очевидно, что необходимо использовать все перечисленные в предыдущих главах методы. Каждый метод имеет свой достоинства и недостатки для конкретной организации. В данной главе мы раскроем основные достоинства и недостатки перечисленных выше методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации.
Достоинствами методов солидарности является создание у летного состава положительных эмоции от чувства выполненного государственного долга, сплочение коллектива, путем единства цели. Развитие патриотизма и любви к родине.
Положительным моментом посвящения в тактический замысел и введения летного состава в планы высшего командования, является создания у человека чувство востребовательности и доверия к нему, стремление к занятию более высокой должности.
Как и в любой организации в военно-транспортной авиации не обойтись без метода принуждения. Основным достоинством данного метода является, то, что он дисциплинирует, обязывает летный состав соблюдать все требования командиров и регламентирующих документов при эксплуатации воздушного судна и выполнении полетов. Все это приводит к сохранению жизни и здоровья летного состава и перевозимых пассажиров, а также к исправности дорогостоящей техники.
Также важна система нематериальное стимулирование труда. Все эти методы создают комфортную психологическую обстановку. При умелом их использовании можно достичь высокого мотивационного эффекта и поддерживать его. Но эти методы необходимо применять с системой материальным стимулированием труда. На сегодняшний день она является основным методом мотивации в военно-транспортной авиации.
Достоинством системы материального стимулирования труда является получение ощутимого вознаграждения, всеми приемлемого, принятого в обществе, на которое можно реализовать часть своих потребностей, а также материальное стимулирование является наглядным, человек видит конкретное вознаграждение за свой труд.
Государство финансирует военно-транспортную авиацию в рамках финансирования Вооруженных сил и его возможности ограничены. В связи с этим усилия руководства Министерства обороны Российской Федерации направлены, прежде всего, на повышение эффективности использования всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении Министерства обороны. Это средства, выделяемые бюджетом на текущее содержание, а также привлеченные от реализации движимого и недвижимого военного имущества и осуществления другой разрешенной законодательством деятельности. Особое внимание уделяется социальной составляющей бюджета Министерства обороны. В настоящее время летный состав военно-транспортной авиации денежное довольствие получает своевременно и в полном объеме в размере определенном Правительством Российской Федерации, что является достоинством данного метода.
Недостатком системы материального стимулирования труда является то, что если это единственный стимул, который удерживает человека на работе, то его легко переманить, предложив большее вознаграждение. Следовательно, он не является долгосрочным. В военно-транспортной авиации, хотя и применяются меры по сохранению летного состава, такие как надбавка, за выслугу лет, предоставление собственной квартиры и пенсии только через 20 лет службы, но, несмотря на это летчики и бортовые специалисты уходят в гражданскую авиацию, потому что там им предлагают более высокое материальное вознаграждение. Это является примером непродуманности методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации. Надбавка, за выслугу лет является незначительной. Летному составу нетрудно списаться с летной работы по состоянию здоровья, уволиться из Вооруженных сил и получить квартиру через 10 лет. Так как выслуга лет летному составу исчисляется 1 год за 2 года, то к 30 годам человек является уже пенсионером и спокойно увольняется из Вооруженных сил с начислением пенсии. За время прохождение службы в военно-транспортной авиации человек получает за счет Министерства обороны профессиональную подготовку. Также летный состав военно-транспортной авиации регулярно бесплатно проходит курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков и получает соответствующие свидетельства для полетов за границу. Со всеми этими документами и соответствующей летной подготовкой в достаточно молодом возрасте человеку нетрудно устроиться в гражданскую авиакомпанию, где ему предлагают достаточно большое вознаграждение за труд и психологическая обстановка является зачастую достаточно комфортной. Это является проблемой военно-транспортной авиации.
В данной главе раскрыты основные достоинства и недостатки методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации на современном этапе и выявлена основная проблема.
Глава 4 Сравнения методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации на современном этапе с методами мотивации прошлых лет
В данной главе мы попытаемся сравнить методы мотивации летного состава военно-транспортной авиации в настоящее время с методами мотивации прошлых лет.
История военно-транспортной авиации неразрывно связана с развитием отечественной и зарубежной авиации. Она прошла сложный путь от отдельных авиационных подразделений 30-х годов до оперативно-стратегического объединения Верховного Главного командования в настоящее время.
В грозные годы Великой Отечественной войны военно-транспортная авиация выполняла свои задачи с честью и мужеством. О роли авиации, как воздушного транспорта в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что для выполнения транспортно-десантных задач было выполнено более 1,7 миллионов вылетов, что составляет свыше 31 % от общего количества вылетов всей авиации.
Транспортная авиация в определенных условиях являлась единственным средством обеспечения жизнедеятельности в осажденных и блокированных городах, поддержания боеспособности находящихся в них войск. За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, десятки военнослужащих военно-транспортной авиации стали Героями Советского Союза, многие были награждены боевыми орденами и медалями, отличившиеся части и соединения преобразованы в гвардейские и награждены боевыми орденами. Полки и дивизии получили почетные наименования. В послевоенные годы, прославленные части и соединения составили основу военно-транспортной авиации[17].
В марте-апреле 1946 года была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе воздушно-десантных войск – десантно-транспортная авиация.
В 1955 году военно-транспортная авиация выводится из состава воздушно-десантных войск и преобразуется в род военно-воздушных сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.
Это был рассвет военно-транспортной авиации. В конце 1958-го в ее части и соединения начали поступать военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12. В 1967 году парк военно-транспортной авиации пополнился самолетами Ан-22 «Антей», позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%. В 1974 году на вооружение поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина обеспечивает выполнение всех основных задач военно-транспортной авиации уже более 30 лет. В 1987 году тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности военно-транспортной авиации по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов[18].
За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства. В это время у летного состава, проходившего службу в военно-транспортной авиации, была высокая мотивация труда. Служить было интересно, летный состав осваивал имеюшиюся технику, переучивался на новую. Постоянно совершенствовал своё профессиональное мастерство. Летали много, так как было достаточное количество самолетов и задач.
Высоко были распространены в советское время методы солидарности и приспособления. Цели и задачи ставились интересные и насыщенные, тем более по освоению новой техники. Было высокое доверие, особенно к молодым летчикам и бортовым специалистам, со стороны командования. Большую роль играла партийная организация, которая формировала систему ценностей и целей, убеждала, воспитывала и обучала летный состав военно-транспортной авиации, формируя у них чувство патриотизма и ответственность перед своей страной.
Метод принуждения, как метод мотивации летного состава военно-транспортной авиации также имел высокое значение, потому что приводил к выполнению задачи и безопасности полетов. Но в советское время люди были, в общем, более ответственными и относились добросовестнее к выполнению своих обязанностей. Следовательно, метод принуждения был наименее распространен в военно-транспортной авиации в те года по сравнению с сегодняшним временем.
Страницы: 1, 2, 3, 4