• независимостью отдельных подразделений, производств, рынков, препятствующей интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности;
• неспособностью стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления.
Таким образом, дивизиональная организационная структура не дает возможности подразделениям сконцентрировать и объединить свои усилия.
Направления развития. Большее внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим рамки структурных подразделений, объединяющих отдельные задачи в целое. Примером такого подхода является комплексное управление, которое не требует разработки новой организационной структуры, а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих структур, связанных с ним функций и задач менеджеров на различных уровнях управления.
Способы реформирования организационной структуры связаны с изменением приоритетов в работе с персоналом:
• введением матричных структур, требующих не столько подчинения формальной структуре, сколько достижение эффективности управления; • переходом от исполнительской позиции к участию в выработке стимулирующих корпоративных целей; • переходом от контроля за работниками к развитию их способностей и расширению перспектив. Ключевые процессы в рамках новой управленческой концепции: • предпринимательский — поощрение инициатив, обеспечение творчества и предпринимательство в первичном звене управления; • интеграционный — сбалансированное развитие и объединение потенциала, компетенции в рамках организационной структуры; • инновационный — стимулирование и управление изменением и нововведением. Одно из основных отличий нового подхода — порядок выработки организационных целей и задач. Ранее стратегические задачи формулировало высшее руководство, но стратегии эффективны лишь тогда, когда вписываются в масштабные организационные задачи. Это означает, что необходимо создание такой организации, в которой персонал способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным на изменение и на участие в развитии фирмы.
2. Оценка потребности в персонале
Очевидно, что планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы: • сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется; • каким образом можно привлечь нужный и сократить или? оптимизировать использование излишнего персонала; • как лучше использовать персонал в соответствии с сто' способностями, умениями и внутренней мотивацией; • каким образом обеспечить условия для развития персонала; • каких затрат потребуют запланированные Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер. Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос "сколько?", основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий. Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос "кого?". Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала "определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей". Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих: • разработку программы мероприятий по привлечению персонала; • разработку или адаптацию методов оценки кандидатов; • расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала; • реализацию оценочных мероприятий; • разработку программ развития персонала; • оценку затрат на осуществление программ развития персонала.
Расчет потребности в персонале Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ. Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Текущая потребность в персонале. Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма: А=Ч+ДП, где Ч — базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;
ДП — дополнительная потребность в кадрах. Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:Ч=ОП/В, где ОП — объем производства;
В — выработка на одного работающего. Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям: • рабочие-сдельщики (с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм);
• рабочие-повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
• ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
• обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
• руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).
Дополнительная потребность в кадрах ДП — это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.
При расчете дополнительной потребности учитываются
• развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства)
ДП=Апл-Аб где Апл и Аб — общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
• частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов
ДП=АплхКв, где Кв — коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2 — 4 % от общей численности в год);
• возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности...);
• вакантные должности, исходя из утвержденные штатов, ожидаемого выбытия работников.
Долговременная потребность в специалистах. Этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет.
При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объему производства. С учетом этого показателя А (потребность в специалистах) будет выглядеть следующим образом:
А = Чр х Кн где Чр — среднесписочная численность работающих;
Кн — нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
3. Анализ кадровой ситуации в регионе
Анализ кадровой ситуации в регионе особенно важен на стадии формирования организации и существен прежде всего для целей проектирования и бизнес- планирования. Главный результат анализа — выделение сегментов рынка рабочей силы в регионе. Необходимо собрать и проанализировать информацию об: • основных профессионально-возрастных группах; • региональном рынке профессий; • уровне оплаты труда по категориям; • уровне занятости по категориям; • учебных заведениях, выпускающих и переподготавливающих специалистов; • демографической ситуации и демографическом прогнозе; • национальных и культурных особенностях жителей региона.
Проводя анализ основных профессионально-возрастных групп, следует иметь в виду характерные особенности, внутренне присущие той или иной страте. Так, для молодых работников характерны особенности, связанные с началом карьеры и готовностью овладевать современными профессиями. С одной стороны, начало карьеры — это недостаточность практических навыков, а с другой, — большая эмоциональная вовлеченность в процесс работы. Точно так же позитивным в ориентации на современные профессии является отсутствие стереотипов, блокирующих внедрение нового, однако эта же ориентация может стать недостатком, если речь идет о реализации традиционные схемы деятельности и поведения в организации. Среди работников среднего возраста, отвечающих ряду требований, имеет смысл подбирать руководителей. Результатом анализа регионального рынка профессий должны быть количественные и качественные показатели по следующим основным категориям работников: * высший слой работников нефизического труда; * низший слой работников нефизического труда; * высший слой работников физического труда; * низший слой работников физического труда; * фермеры и сельскохозяйственные работники. Анализ уровня оплаты труда по категориям желательно основывать не только на данных официальной статистики, имеющейся в регионе, но и на результатах специальных социологических исследований и контент-анализе материалов прессы. То же относится к оценке уровня занятости по категориям и информации по учебным заведениям, занимающимся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов с учетом уровня учебного заведения, его специалиазации, объемов выпуска специалистов и качества подготовки. Оценка демографической ситуации в регионе и демографический прогноз основываются на: численности населения, возрастной структуре региона, оценке естественного прироста населения, уровне рождаемости, уровне миграции. Для некоторых регионов и специализированных организаций важно проводить анализ национальных и культурных особенностей жителей региона, в котором учитывались бы такие характеристики, как, например: • традиционные для жителей региона виды профессиональной деятельности;
• особенности образа жизни, связанные с религиозными" или культовыми обрядами, климатическими условиями жизни и т. п.; • свобода или традиционность в выборе молодыми людьми профессии; • средний возраст начала самостоятельной трудовой деятельности; • средний возраст создания семьи; • традиции в семейной жизни (в частности, принято ли работать жене, среднее количество детей в семье, живут ли молодые семьи отдельно).
4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
Цели и стадии анализа деятельности
Анализ деятельности должен дать ответы на следующие вопросы: • сколько времени необходимо работнику для выполнения основных производственных операций; • какие производственные операции можно сгруппировать в более общее понятие рабочего места; • как организовать рабочее место таким образом, чтобы увеличить производительность труда; • какой режим работы оптимален для данного рабочего места; • какими характеристиками (особенностями) должен обладать работник для выполнения данной производственной операции; • как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом. Можно выделить следующие стадии анализа и конструирования (рационализации) рабочего места
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8