Рефераты. Методика оценки персонала "360 градусов"

2.4 Результаты по компетенциям


Компетенция - умение, качество, или способность человека, существенно влияющая на его эффективность в работе. Оценка по методу «360 градусов» позволяет оценить участников по нескольким заранее заданным компетенциям на основе перекрестных оценок. В тексте отчета названия компетенций набраны заглавными буквами.

Сводная таблица результатов тестирования по основным компетенциям. Здесь приводится ваша самооценка, усредненная оценка других людей, а также оценка вас подчиненными, коллегами и руководителями.

Обратите внимание, что за основу для построения графиков взяты ваши рейтинг-баллы. Это относительные оценки, позволяющие сравнить ваши результаты с результатами ваших коллег.

Таблица 3

Результаты по компетенциям




Кол-во

Оценка

Рейтинг, %

Руководство людьми

По самооценке

По оценка других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

15

9

1

3,4

3,9

4

3,8

11

36

41

33

Корпоративное лидерство




По самооценке

По оценка других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

15

9

1

4,2

3,9

4,2

3,2

73

52

74

10

Обеспечение успеха



По самооценке

По оценка других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

16

9

1

3,9

4,2

4,3

3,9

34

64

88

32

Ориентация на клиента


По самооценке

По оценка других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

13

8

1

2,7

3,9

4

4,2

2,2

80

86

98


«Роза ветров» по компетенциям, или «карта» ваших компетенций. На этой иллюстрации наглядно показаны ваши сильные и слабые стороны, а также возможные различия в оценках разных групп ваших коллег.


Рисунок 3. «Карта» компетенций испытуемого

2.5 Результаты по индикаторам


Каждая компетенция содержит несколько индикаторов (более детализированных показателей).

Индикатор - составная часть компетенции. Индикатор описывает конкретное проявление умения, качества или способности человека в поведении. Для отличения от компетенций названия индикаторов в тексте отчета набраны строчными буквами.

Представляем вашему вниманию ваши оценки по индикаторам.

Руководство людьми


Таблица 4

Руководство людьми



Количество

Оценка

Рейтинг, %

Руководство людьми

По самооценке

По оценкам других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

15

9

1

3,4

3,9

4

3,8

11

36

41

33


Способность точно формулировать задачи и ставить адекватные сроки их исполнения, умение распределять обязанности и контролировать процесс и результат.

·                    Постановка задач

·                    Делегирование полномочий

·                    Контроль

Полученные данные представим графически.


Рисунок 4. Результаты по индикаторам «Постановка задач»

Рисунок 5. Результаты по индикаторам «Делегирование полномочий»


Рисунок 6. Результаты по индикаторам «Контроль»


Таблица 5

Корпоративное лидерство



Количество

Оценка

Рейтинг, %

корпоративное лидерство

По самооценке

По оценкам других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

15

9

1

4,2

3,9

4,2

3,2

73

52

74

10


Способность завоевать репутацию признанного лидера в компании, воодушевлять и мотивировать сотрудников, создавать и внедрять корпоративные ценности.

·                    Харизма

·                    Вдохновление других

·                    Создание корпоративных ценностей

Данные по этим показателям также представим графически.

Рисунок 7. Харизма


Рисунок 8. Вдохновление других


Рисунок 9. Создание корпоративных ценностей


Таблица 6

Обеспечение успеха



Количество

Оценка

Рейтинг, %

Обеспечение успеха

По самооценке

По оценкам других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

16

9

1

3,9

4,2

4,3

3,9

34

64

88

32


Внутренние стремление к успешному решению сложных задач, упорство в их решении, активный поиск новых ресурсов, как внешних, так и внутренних.

·                    Потребность в достижении

·                    Нацеленность на результат

·                    Поиск ресурсов


Рисунок 10. Потребность в достижении



Рисунок 11. Нацеленность на результат


Рисунок 12. Поиск ресурсов


Таблица 7

Ориентация на клиента



Количество

Оценка

Рейтинг, %

ориентация на клиента

По самооценке

По оценкам других

По оценкам подчиненных

По оценкам клиентов

1

13

8

1

2,7

3,9

4

4,2

2,2

80

86

98


Способность взглянуть на проблему глазами клиента, поиск оптимального для него решения, поддержание долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами.

·                    Понимание потребностей клиента

·                    Оптимальное решение

·                    Построение долгосрочных отношений


Рисунок 13. Понимание потребностей клиента


Рисунок 14. Оптимальное решение

Рисунок 15. Построение долгосрочных отношений

 

2.6 Сильные и слабые стороны


Или «розовые и черные очки» — в этом разделе мы обращаем ваше внимание на те компетенции и индикаторы, по которым ваша самооценка заметно отличается от оценки других людей. Это может быть связано как с излишней самокритичностью или, напротив, самообманом, так и (что бывает намного реже) недостаточной информированностью коллег о вашем вкладе в общее дело. В любом случае, это важная информация для размышления, ведь, резкие отклонения самооценки от оценки окружающих, чем бы они ни были вызваны, могут мешать вашей карьере.

Для каждой компетенции и индикатора мы привели средние баллы по 5-балльной шкале и рейтинг-баллы по оценкам других людей в сравнении с этими же показателями по вашей самооценке.

Здесь мы приводим те компетенции и идикаторы, по которым ваши коллеги оценили вас лучше, чем вы сами:


Таблица 8

Сильные и слабые стороны испытуемого


Самооценка

Оценка других людей

Поиск ресурсов

3,7

36%

4,3

83%

Ориентация на клиента

2,7

2,2%

3,9

80%

Понимание потребностей клиента

3

5,29%

3,9

55%

Оптимальное решение

3,3

13%

4,2

92%

Построение долгосрочных отношений

1,7

0,4%

3,7

73%


Заключение


Таким образом, метод «360 градусов обратной связи» (360 Degree Feedback, 360 Degree Assessment) — система оценки работников, предполагающая сбор информации об их деятельности из ряда источников. Графически такая система выражается в форме круга, который олицетворяет тестируемого, а вокруг этого круга располагаются источники информации.

Традиционно, такими источниками являются:

·                    начальники тестируемого;

·                    коллеги тестируемого;

·                    подчиненные тестируемого;

·                    сам тестируемый;

·                    поставщики компании;

·                    клиенты компании.

Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку "360 градусов" достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития.

Метод "360 градусов" может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.

При формировании кадрового резерва компании нужно иметь в виду, что не все требуемые на новой позиции качества можно применить на текущем месте работы, поэтому на основе "360 градусов" не всегда удается точно определить, как человек поведет себя в новой должности. В такой ситуации следует использовать профессиональные тесты, профильные бизнес-кейсы, assessment-центры, то есть создать аналог будущей профессиональной ситуации и оценить поведение человека в ней.

Метод перекрестной оценки "360 градусов", при грамотном подходе, обладает большими возможностями и может помочь в решении широкого круга задач. Метод может быть полезен и при определении круга деловых контактов сотрудников, и для формирования команды исполнителей, и при распределении бонусов или премий. Но, безусловно, метод не является панацеей. У него есть и серьезные ограничения.

Люди, оценивающе друг друга по методу "360 градусов" должны хорошо знать друг друга, иметь некоторую историю взаимодействия в рабочих ситуациях, совместного решения проблем. Оценивать таким способом в большинстве случаев можно только уже влившихся в коллектив сотрудников, про которых их коллегам есть что сказать. Метод совсем не подходит для решения задачи отбора персонала, для оценки новичков, не поможет он оценить и тонкие нюансы профессиональных знаний сотрудников, - для таких задач есть другие методы.

Кроме того, при проведении исследования необходимо помнить, что и само исследование, и его обработанные результаты, обычно являются дополнительным стрессом для сотрудников. Поэтому, контроль специалистов-психологов здесь обязателен. Энергия, освобождающаяся под воздействием этих стрессогенных факторов, должна быть направлена на конструктивные цели, иначе вместо пользы от исследования можно получить противоположный эффект.

Письменный отчет по методике «360 градусов» подготавливает работника к последующему личному общению – позволяет ему сформировать свое мнение об итогах, сделать необходимые выводы, сформулировать вопросы.

Устную обратную связь он получает, как правило, от сотрудника отдела оценки или привлеченного консультанта, возможно присутствие на встрече руководителя.

Для специалистов службы персонала этот документ также представляет собой инструмент подготовки к личному общению с оцененным работником. Кроме того, благодаря отчету сохраняется информация о каждом конкретном сотруднике, полученная по итогам процедуры.

В целом же грамотно составленный отчет выступает средством формирования положительного отношения персонала к оценке методом «360 градусов», что очень важно при дальнейшем проведении оценочных мероприятий в компании.

Как и любой метод, оценка 360 градусов имеет свои преимущества и недостатки.

Правильное использование метода позволит получать более достоверные результаты и на их основе принимать правильные управленческие решения.


Список использованной литературы


1.                 Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2008.

2.                 Бирли У., Козуб Т. Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. – М.: Эксмо, 2009.

3.                 Вучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М.: Эксмо, 2008.

4.                 Вязигин А. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.: Вершина, 2006.

5.                 Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом "Ассессмент-центр". – СПб.: Речь, 2008.

6.                 Коновалова В.Г. Организация отбора и оценки персонала. – М.: Экзамен, 2007.

7.                 Купер Д., Робертсон И.Т., Тинлайн Г. Отбор и наем персонала. Технологии тестирования и оценки. – М.: Вершина, 2009.

8.                 Лукаш Ю.А. Персонал фирмы. Подбор, контроль, оценка, профилактика негатива. – М.: Финпресс, 2007.

9.                 Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. Профессиография. – М.: Высшая школа психологии, Институт консультирования и системных решений, 2009.

10.            Папонова Н.Е. Построение системы оценки персонала. – М.: Финпресс, 2009.

11.            Сошников А., Пеленицын А. Оценка персонала. Психологические и психофизические методы. – М.: Эксмо, 2009.

12.            Уорд П. Метод 360 градусов. – М.: Hippo Publishing LTD, 2006.

13.            Хруцкий В.Е., Толмачев Р.А. Оценка персонала: современные системы и технологии. – М.: Финансы и статистика, 2004.

14.            Шмидт В.Р. Проблемы и технологии оценки персонала. – СПб.: Речь, 2008.



[1] Купер Д., Робертсон И.Т., Тинлайн Г. Отбор и наем персонала. Технологии тестирования и оценки. – М.: Вершина, 2009. – с. 35.

[2] Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. – М.: Высшая школа психологии, Институт консультирования и системных решений, 2009. – с. 86.

[3] Вучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М.: Эксмо, 2008. – с. 46.

[4] Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом "Ассессмент-центр". – СПб.: Речь, 2008. – с. 24.

[5] Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2008. – с. 42.

[6] Бирли У., Козуб Т. Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. – М.: Эксмо, 2009. – с. 17.

[7] Бирли У., Козуб Т. Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. – М.: Эксмо, 2009. – с. 45.

[8] Уорд П. Метод 360 градусов. – М.: Hippo Publishing LTD, 2006. – с. 35.

[9] Хруцкий В.Е., Толмачев Р.А. Оценка персонала: современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 75.

[10] Уорд П. Метод 360 градусов. – М.: Hippo Publishing LTD, 2006. – с. 64.

[11] Коновалова В.Г. Организация отбора и оценки персонала. – М.: Экзамен, 2007. – с. 112.

[12] Сошников А., Пеленицын А. Оценка персонала. Психологические и психофизические методы. – М.: Эксмо, 2009. – с. 97.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.