МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. Рубцовске
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебно-методические материалы
(Рубцовск, 1999.
Составитель: ассистент Волков Е.С.
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент В.И. Машуков и старший преподаватель Носкова О.Г.
СОДЕРЖАНИЕ СТР. Введение…………………………………………………4 Тема 1. Понятие и показатели качества продукции...5 Тема 2. Эволюция систем управления качеством…………………………………….…8 Тема 3. Стандартизация продукции. Сертификация.
Товарный знак…………………………… …10 Тема 4. Повышение качества………………………...14 Тема 5. Учёт расходов, определяющих цену качества………………………………………..16 Тема 6. Управление качеством в СЩА и Японии….18 Тема 7. Особенности решения отдельных проблем качества на примере ряда компаний………20 Тема 8. Внедрение комплексного управления качеством…………………...………………..22 Тема 9. Анализ качества труда……………………….24 Тема 10. Построение контрольных карт…………....27 Тема 11. Методы анализа качества продукции…….30 Почасовой тематический план……………………….31 Вопросы для зачёта…………………………………...32 Список рекомендуемой литературы………………...34 Список дополнительной литературы………………..36
4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы по дисциплине «Управление качеством» содержат сведения об основных экономических понятиях, рассматриваемых в данном курсе.
В сборнике также приведены названия тем (с указанием вопросов, подлежащих раскрытию на лекциях и практических занятиях). Представлен список вопросов для зачёта и перечень рекомендуемой и дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.
5 Тема 1. Понятие и показатели качества продукции.
1.1. Понятие о качестве и красоте.
1.2. Требования к «качеству».
1.3. Показатели качества в различных сферах.
1.4. Причины брака.
1.5. Понятие «Управление качеством».
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С позиции потребителя качество изделия – степень удовлетворённости требований потребителя.
С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции.
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. Показатели назначения.
6
2. Показатели надёжности.
3. Показатели технологичности.
4. Показатели стандартизации и унификации.
5. Эргономические показатели.
6. Эстетические показатели.
7. Показатели транспортабельности.
8. Патентно-правовые показатели.
9. Экологические показатели.
10. Показатели безопасности.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой:
7
Q – количественный показатель качества;
С( - сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.
Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия.
Квалиметрия – наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.
Показатели качества в различных сферах: * Производство. * Обеспечение качества. * Бухгалтерский учёт. * Конструирование. * Маркетинг. * Информационные услуги. * Закупочная деятельность.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
8 Тема 2. Эволюция систем управления качеством продукции.
2.1. Эволюция систем управления качеством с конца XIX по 80-е годы XX века.
2.2. Сопоставление традиционных и новых подходов в обеспечении качества.
2.3. Некоторые тенденции в управлении качеством в 90-е годы XX века.
2.4. Функции службы качества.
2.5. Стратегическая ориентация на систему комплексного управления качеством.
Индивидуальный контроль качества явился первым этапом развития управления качеством и действовал в производстве до конца XIX века.
Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества.
Привлечение в производство штатных контролёров положило начало III этапу, который можно охарактеризовать как контроль качества при приёмке продукции.
Крупномасштабные заказы на продукцию массового производства положили начало IV этапу контроля качества, определяемого как статистический контроль.
9 По мнению многочисленных экспертов, Управление качеством в 90-е годы требует, чтобы: . компании учитывали затраты на качество в своих балансах; . каждый работник умел правильно определить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество – это соответствие продукции требованиям потребителя; . потребитель был уверен в том, что получит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будет высоким.
Основные функции службы управления качеством – поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. В рамках системы комплексного управления качеством объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых промышленными компаниями. К числу важнейших мероприятий по внедрению системы следует отнести:
V выбор стратегии;
V создание инфраструктуры;
V подготовка сотрудников к переменам;
V разработка планов внедрения;
V установление каналов связи с персоналом других фирм.
10 Тема 3. Стандартизация продукции.
Сертификация. Товарный знак.
3.1. Понятие о стандартах и о сертификации.
3.2. Принципы стандартизации. Государственная система стандартизации.
3.3. Виды нормативных документов по стандартизации.
3.4. Сертификация. Что это такое?
3.5. Порядок организации и проведения работ по сертификации.
3.6. На чём основывается сертификация.
3.7. Виды сертификации.
3.8. Схемы сертификации.
3.9. Последовательность процедур по сертификации схем качества.
3.10. Товарный знак, как капитальный нематериальный актив.
3.11. Применение товарного знака; конкурентные преимущества.
11
Стандарт в переводе с английского – это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции.
Стандартизация базируется на ряде принципов:
V повторяемость;
V вариантность;
V системность;
V взаимозаменяемость.
В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на категории; и подразделяются в зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания.
Определение понятия сертификации продукции было впервые разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО).
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечива-
12 ется необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация может быть:
V обязательной;
V добровольной.
Объектами сертификации могут быть:
V конкретная продукция;
V состояние производства;
V система управления качеством.
Товарный знак – существенный компонент нематериальных активов, формирующий немалую долю рыночной стоимости фирмы и одновременно представляющий собой важный источник информации для покупателей товаров.
Определение товарного знака как интеллектуальной собственности.
В соответствии с существующей классификации интеллектуальная собственность состоит из объектов авторского права и промышленной собственности.
В соответствии с законом Российской Федерации «О товарах и товарных знаках, знаков обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», принятом в 1992 году, товарный знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.
13
В патентоведческой литературе выделяются три критерия классификации товарных знаков:
1. по формам выражения;
2. по основаниям использования;
3. по степени известности.
В прикладной экономической литературе, посвященной исследованию процессов продвижения фирмами своих товаров на рынок, формирования благоприятной репутации фирмы, выделяют другие критерии классификации: V по географическому охвату; V по широте охватываемых товаров; V по происхождению (времени/месту создания).
С точки зрения субъектов – обладателей прав на товарные знаки можно выделить товарные знаки производителей и дилеров или фирм, занимающихся торговлей.
Роль товарных знаков в российской экономике, значение товарных знаков, товарный знак как институт, выгоды от использования товарных знаков для производителей и потребителей, основополагающие характеристики товарных знаков – эти и другие вопросы рассматриваются по этой теме.
.
14
Тема 4. Повышение качества.
4.1. Пути повышения качества.
4.2. Методы борьбы с браком.
4.3. Улучшения качества продукции как фактор интенсификации экономики.
4.4. Пути повышения фондоотдачи.
4.5. Ресурсосбережение, как повышение качества продукции.
4.6. Основные факторы совершенствования управления качеством продукции.
4.7. Передовой опыт по повышению качества продукции.
4.8. От чего зависит повышение качества продукции?
Повышения качества или интенсификация производства - не самоцель, а средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции – средств производства, предметов потребления, услуг.
Неуклонный рост качества продукции – это и средство, и результат интенсификации производства.
Пути повышения качества:
V значение НТП для повышения качества продукции;
V соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества;
15
V совершенствование управления качеством.
Необходимо рассмотреть основные факторы совершенствования управления качеством продукции:
V улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества;
V комплексное планирование повышения качества;
V усиление стимулирования повышения качества;
Страницы: 1, 2