Рефераты. Мероприятия по совершенствованию планировки и организации рабочего места

Каждый из этих факторов оказывает непосредственное влияние на необходимую величину производственной площади и систему размещения технологической и организационной оснастки на рабочем месте.

Проект планировки рабочего места разрабатывается с учетом количества обрабатываемых деталей, заготовок, собираемых узлов, которые должны обеспечивать непрерывную работу в течение смены и не загромождать рабочих мест. При этом предусматривается, что все детали, заготовки, узлы находятся в соответствующей таре, на подставках или стеллажах.

При планировке рабочих мест необходимо соблюдать рациональную ширину транспортных проходов и проездов, а также правильно определять виды подъемно-транспортных средств. Основные продольные и поперечные проезды должны быть сквозными, без тупиков.

На рабочих местах в массовом и крупносерийном производстве большое внимание уделяется вопросам размещения предметов и средств труда непосредственно в зоне оперативной работы, а также организации транспортировки предметов труда. В мелкосерийном и индивидуальном производстве особое внимание уделяется быстрой подготовке к выполнению задания, т. е. рациональному размещению инструмента, приспособлений и т. д.

Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. От организации обслуживания во многом зависят производительность труда, ритмичность производства, его эффективность.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

- производственно - подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа);

- инструментальная (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);

- наладочная (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки);

- контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры);

- транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции);

- функция поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий ремонт;

- энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии –электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.);

- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и организационной оснастки);

- хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

Все эти функции могут выполняться по различным системам: цетрализованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д.

Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.

Разработка системы обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

К каждой системе предъявляются специфические требования, однако все системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:

- иметь четкую специализацию рабочих по функциям обслуживания;

- основываться на строгой регламентации и плановости выполняемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;

- предусматривать проведение работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);

- обеспечивать оперативность и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;

- быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

В целях наиболее полного учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего, определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие – рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.

Выделение отдельных видов работ по обслуживанию в самостоятельную функцию, выполняемую специализированными рабочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.

Следующий этап – определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.

Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

Накопленный опыт свидетельствует о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в ремонтном производстве (планирование ремонтов, очередность выполнения работ и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости и т. д.).

Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Прогрессивные изменения в разделении труда, кооперация и интеграция производства усложняют организацию его обслуживания, делают ее более комплексной.

Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности и методов выполнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (предметами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие мероприятия должны быть направлены на максимально возможное в данных конкретных условиях освобождение производственных рабочих от функций обслуживания.

Комплексное регламентированное обслуживание рабочих мест должно обеспечивать:

- плановость обслуживания на основе утвержденного регламента (порядка), полное согласование системы обслуживания с системой оперативно-календарного планирования;

- предупредительность обслуживания, включая своевременную подготовку и выдачу исходной технологической и производственной документации в обслуживающие подразделения, заблаговременное комплектование элементов производственных заданий и своевременную их доставку на рабочие места;

- согласованность регламентов работы всех вспомогательных служб между собой, а также с работой производственных подразделений.

Вывод по 1 главе: Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.

На рабочем месте достигается главная цель труда - качественное, экономичное и своевременное изготовление продукции или выполнение установленного объема работы.

Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

Рациональная организация рабочих мест обеспечивает оптимальное функционирование системы «человек - машина - среда». Только при условии согласования параметров машин, организационной оснастки и окружающей среды с психофизиологическими данными человека можно рассчитывать на высокую эффективность и надежность трудового процесса. Размеры, формы, яркость, контрастность, цвет, пространственное расположение всех объектов на рабочем месте должны отвечать зрительным, слуховым, осязательным и другим психофизиологическим особенностям человека.

При проектировании рабочих мест должны быть также учтены освещенность, температура, влажность, давление, шум, вибрация, пылевыделению и другие санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест. Необходимыми требованиями являются обеспечение условий для безопасного ведения работ, соблюдение норм и правил техники безопасности и др.

Важное значение имеет планировка рабочего места, под которой понимается целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскостях функционально взаимоувязанных средств производства (оборудования, оснастки, предметов труда и др.), необходимых для осуществления трудового процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.