Четвертая группа - это правила, по которым ведется повседневная деятельность предприятия. Для потребительского общества это своеобразное сочетание организационно-распорядительных (административных) методов управления.
Своеобразием функции организации в потребительской кооперации можно считать то, что в некоторых подразделениях встречаются такие типы структур, как чисто линейная, временная по проекту и даже матричные структурные формирования. Чисто линейная существует в небольших бригадах магазинов, пунктов питания, заготовок, строительства и др. Тип структуры по проекту создается временно, он встречается в ремонтно-строительных бригадах, при формировании бригад охотников, сборщиков ягод, работников грибоварен, добытчиков кедровых орехов, рыболовов, лесозаготовителей и др.
Матричный тип комбинированной оргструктуры встречается преимущественно при потребсоюзах. Это в основном такие постоянно действующие подразделения, которые зависят от совета потребсоюза и возглавляются своими линейными руководителями (директорами): научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения, строительно-монтажные управления, ремонтно-монтажные комбинаты, транспортно-экспедиционные конторы и др.
Однако чисто функциональной структуры в потребительской кооперации не существует, так как она создает сложные отношения руководителей и исполнителей. Ее преимущество в профессионализме вполне успешно применяется в комбинированных типах структур. Таким образом, в потребительских союзах структура управления представляет собой сочетание организационных структур по региону и организационных структур по продукту. В качестве материнских компаний в кооперации выступает потребсоюз, именно союз выражает интересы своих членов и ему предоставлено право создавать дочерние отделения. В какой-то мере потребительскую кооперацию в Российской Федерации можно представить как крупную транснациональную компанию. Но это сравнение только в организационном построении, а не по содержанию специфических функций.
Сам аппарат управления потребсоюзом - это материнское подразделение или организационная структура по региону. В качестве регионов выступают административно-территориальные образования: районы, области, края, республики в составе РФ. В качестве организационных структур по продукту функционируют предприятия потребительских союзов, которые своими специфическими продуктами (товарами и услугами) обслуживают всю систему кооперативных предприятий, входящих в данный союз.
В организационном смысле цель управленческой деятельности состоит в том, чтобы выработать ту структуру, которая лучше всего отвечает стратегическим задачам кооперативной организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. наилучшая структура - это та, которая позволяет потребительскому обществу оптимально взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности членов-пайщиков и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Важной особенностью организационной структуры является установление правильных взаимодействий органов управления. Достигаются они на основе делегирования полномочий и формирования ответственности.
Организационные формы контроля в потребительских обществах.
Чтобы деятельность исполнительных органов управления и самих исполнителей была эффективной, в потребительских обществах создаются контрольные органы. В целом их можно разделить на четыре организационные формы ревизионная комиссия, комиссии кооперативного контроля, административный контроль, государственные и муниципальные контролирующие органы.
Ревизионная комиссия потребительского общества является наиболее действенным и ведущим демократическим органом контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью кооператива, его отраслевых объединений и предприятий.
Ревизионная комиссия и ее председатель избираются общим собранием (собранием уполномоченных) потребительского общества сроком на 5 лет. Количество членов комиссии устанавливается собранием с учетом необходимости обеспечения наиболее эффективного выполнения своих функций. Не могут быть избраны членами ревизионной комиссии члены совета и правления потребительского общества, лица, состоящие с ними в близком родстве или свойстве, а также родственники руководителей предприятий и материально-ответственных лиц. Комиссия из своего состава избирает председателя и заместителя (при необходимости).
Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию (собранию уполномоченных) потребительского общества. В своей практической работе она руководствуется действующим законодательством, Законом о потребительской кооперации, Уставом потребительского общества, утвержденным положением о ревизионной комиссии. Комиссия в своей работе опирается на участковые комиссии кооперативного контроля, уполномоченных потребительского общества.
Ревизионная комиссия работает по планам, утвержденным на заседании комиссии. Ее деятельность направлена на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности, фактов растрат, хищений и бесхозяйственности, приписок и очковтирательства, выявление внутренних резервов улучшения обслуживания населения и повышения эффективности работы кооперативных организаций.
Решения ревизионной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколом. Каждый член ревизионной комиссии имеет прав выразить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу.
Ревизии и проверки, проводимые ревизионной комиссией, оформляются актами. Ревизионная комиссия по каждой ревизии и проверке не позже 15-дневного срока со дня их окончания принимает постановление, в котором отмечает вскрытые недостатки и упущения в работе потребительского общества, его объединений и предприятий. В этих постановлениях должны содержаться предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, недостатков, упущений и порождающих их причин.
Акты ревизий и проверок, а также копии принятых по ним постановлений передаются на рассмотрение совету потребительского общества.
Совет обязан знакомить ревизионную комиссию с планами работы и постановлениями, а также с решениями потребсоюзов, других кооперативных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления; заблаговременно извещать о дне заседания совета, повестке дня, знакомить с материалами по повестке дня; представлять все необходимые документы и материалы; выделять соответствующих специалистов для участия в ревизиях и проверках.
Ревизионная комиссия ежегодно отчитывается о своей работе перед общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) потребительского общества.
Председатель и члены ревизионной комиссии несут ответственность за выполнение задач, предусмотренных уставом потребительского общества и положением о ревизионной комиссии, за качество ревизий, поверок и инвентаризаций, проведенных непосредственно председателем и членами комиссии.
В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии общее собрание (собрание уполномоченных) может решать вопросы о наказаниях и о досрочном лишении полномочий всего состава ревизионной комиссии или отдельных ее членов.
Участковые комиссии кооперативного контроля создаются для наблюдения и проверки работы магазинов, столовых, производственных и других предприятий. Они работают под общим руководством ревизионных комиссий потребительского общества.
Члены участковых комиссий кооперативного контроля определяют порядок продажи дефицитных товаров пайщикам, разбираются с жалобами покупателей, встречаются, беседуют с авторами жалоб и предложений, наблюдают за соблюдением правил торговли, часов работы, обслуживанием мероприятий.
Участковые комиссии кооперативного контроля по материалам наблюдений формируют мнение о качестве работы руководителей предприятий и об отдельных материально-ответственных лицах. Поэтому при утверждении директора или заведующего магазином, столовой на участковом собрании пайщиков обычно спрашивают мнение членов комиссии, которые с ними работали.
Все участковые комиссии кооперативного контроля координируют свои действия между собой и с ревизионной комиссией потребительского общества. При этом они информируют друг друга, намечают совместные проверки.
Административный контроль иногда называют подведомственным или функциональным. Его суть заключается в том, что руководители кооперативных организаций и работники аппарата управления постоянно следят за выполнением юридических требований и управленческих решений (постановлений, приказов, распоряжений, указаний и резолюций). Постановления и другие решения принимаются для того, чтобы их выполнять, а без соответствующей системы контролирующих действий все управленческие решения теряют смысл.
Большое значение имеет контроль за выполнением государственных законов и решений правительственных органов, так как это позволяет не допускать и своевременно устранять особо опасные нарушения. Ослабление внимания к соблюдению законных требований приводит к выявлению недостатков органами государственного и муниципального контроля, что связано с уплатой штрафных санкций и с другими финансовыми осложнениями.
Заметное место в системе контроля занимает такая форма, как проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете у отдельных работников и бригад. Ответственность за такой контроль возлагается на председателя, членов правления и главного (старшего) бухгалтера потребительского общества. Для каждой отдельной инвентаризации создается своя комиссия, которая в соответствии со специальной инструкцией составляет опись товаров и выводит результат сравнения фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.
К административной форме контроля можно отнести и ряд других приемов оперативного контроля, таких как контроль за выполнением договоров поставки товаров по количеству и качеству, за полнотой ассортимента товаров в розничной торговой сети, за оформлением выкладки товаров и внутримагазинной рекламы, за соблюдением правил внутреннего распорядка и некоторых других.
Деятельности кооперативных организаций касается и внешний контроль со стороны различных специализированных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления в населенных пунктах. Чаще всего приходится иметь дело с проверками санитарно-эпидемиологических служб, которые требуют сертификации качества товаров, своевременного прохождения медицинских осмотров работников, связанных с реализацией продовольственных товаров, соблюдения гарантийных сроков хранения и реализации .
Немало проблем возникает в результате проверок противопожарной инспекцией Министерства внутренних дел, коммунальными службами соблюдения правил содержания хозяйственных построек, дворов и прилегающих территорий.
В некоторых случае используются и такие государственные службы, как архитектурной, горный, экологический контроль;
Довольно часто приводится иметь дело с проверками государственной инспекцией по торговле и качеству товаров. Они имеют право проверять соблюдение правил торговли, полноту упаковки товаров по количеству и соответствие качества нормативам государственных стандартов.
Важную роль в системе государственного контроля играет также государственная налоговая инспекция, которая следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов в государственный и местные бюджеты. В случаях особой необходимости привлекаются. полиция и работники по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел.
По материалам проверок органов государственного и местного контроля обычно составляются предписания совету потребительского общества, а нередко применяются штрафные санкции за недостатки.
В соответствии с гл.5 ст. 15 ФЗ «О потребительской кооперации в РФ» органами управления потребительских обществ являются: общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.
Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.
Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его хозяйственной, финансовой деятельностью, а также за деятельностью созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов осуществляет ревизионная комиссия
Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию потребительского общества. Ревизионная комиссия потребительского общества избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии (ст.21 закона «О потребительской кооперации»).
Список литературы
1.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 1, Новосибирск 2001
2.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 2, Новосибирск 2001
Страницы: 1, 2